Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Федеральным законом, принимаемым  с согласия Бундесрата, гарантируется распространение на всю федеральную территорию соответствующих и достаточных услуг, предоставляемых службой почты и телекоммуникаций законом [57, cт. 87-f]. Указанные услуги предоставляются в порядке частнопредпринимательской деятельности предприятиями, образованными на основе использования имущества Германской федеральной почты. Суверенные полномочия в сфере почтовых сообщений и телекоммуникаций подлежат управлению со стороны Федерации.

В ст. 88 Основного закона определяется, что федерация учреждает  валютно-эмиссионный банк в качестве федерального банка. Его задачи и полномочия в рамках Европейского союза могут быть переданы Европейскому центральному банку, который является независимым и первостепенная цель которого состоит в обеспечении стабильности цен.

Значительное место  отводится в Основном законе ФРГ  экономическим правам и свободам граждан. Согласно ст. 12 все немцы  имеют право свободно избирать для себя профессию, место работы и место получения образования. Занятие профессией может регулироваться законом или на основе закона. Никто не может быть принуждаем к выполнению какой-либо определенной работы иначе как в рамках обычной, всеобщей и равной для всех публичной повинности. Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда [31, c. 167].

В ст. 9 Основного закона закреплено, что право создавать  объединения для охраны и улучшения  условий труда и экономических  условий гарантируется каждому и - всем профсоюзам. Соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительны, а направленные к этому меры — противозаконны.

Основной закон ФРГ  имеет более долгую историю существования, чем Конституция Республики Беларусь и является более стабильным нормативным правовым актом. Так, после принятия Конституции Республики Беларусь, в нее два раза вносились изменения, при этом они имели принципиальный характер и значительно изменяли конституционно-правовое регулирование (например, о сроке полномочий Президента Республики Беларусь). В Основной закон ФРГ изменения такого характера не вносились.

Конституция Республики Беларусь имеет иную структуру и  порядок расположения положений об экономической системе государства, чем Основной закон ФРГ. Так, в Конституции Республики Беларусь экономическая система государства регулируется в разделе I «Основы конституционного строя»; в разделе II «Личность. Общество. Государство» (в части социально-экономических прав граждан); в разделе VII «Финансово-кредитная система Республики Беларусь», в Основном законе ФРГ эти положения находятся в разделе I «Основные права», а также в разделах II «Федерация и земли» и Х «Финансы». Можно сказать о более четком расположении статей Конституции Республики Беларусь, касающихся экономической системы.

В Конституции Республики Беларусь, в отличие от Основного  закона ФРГ, частной собственности  предпочтения не  отдается. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь провозглашается равенство государственной и частной формам собственности, при этом государственная ставится на первое место.

В Конституции Республики Беларусь содержатся положения, существенно ограничивающие право частной собственности.

Так, согласно ст. 13 Конституции  Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Конституция устанавливает, что законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства. В ней закреплено также исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. В Основном законе ФРГ не содержится такого ограничения, только отмечается необходимость социальной ответственности собственников, а также указано, что земля и недра, естественные богатства и средства производства могут в целях обобществления переводиться в общественную собственность с соответствующим возмещением собственнику.

Кроме того, Конституция  Республики Беларусь устанавливает, что государство обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях, а также гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Конституция Республики Беларусь содержит и другие предписания, существенно ограничивающие право частной собственности. Так, лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения, исходя из экономических результатов труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности [24, cт. 42].

Для работающих по найму  право на отдых обеспечивается установлением  рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха [24, cт. 43].

В Основном Законе ФРГ  оговаривается исключительная законодательная  компетенция Федерации по вопросам экономической деятельности (валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, таможенное и торговое единство территории, воздушное сообщение, железнодорожное сообщение,  служба почты и телекоммуникаций, охрана промышленной собственности и другие).

В Конституции Республики Беларусь не оговаривается компетенция государства в отношении изложенных отраслей, так как все они и так находятся в государственной собственности или в ведении соответствующих государственных органов.

 Следует отметить, что в Конституции Республики  Беларусь вообще не содержится положений, регулирующих общие принципы и задачи экономического развития, ничего не говорится о планировании экономики. В то же время в Основном законе ФРГ (Раздел VIIIа. «Общие задачи Федерации и земель»), детально определяются как задачи, так и механизм планирования реализации наиболее важных задач. Их отсутствие в Конституции Республики Беларусь можно объяснить тем, что в момент принятия Конституции не было определенности о направлениях экономического развития страны. Возможно, такие положения следовало бы предусмотреть в Конституции Республики Беларусь в настоящее время.

Несмотря на то, что  Республика Беларусь является унитарным  государством, а ФРГ – федеративным, заслуживают внимания положения Основного закона ФРГ о правах земель. При этом в нем подробно расписывается их компетенция, в том числе и отношении установления налогов, административной компетенции. В Конституции Республики Беларусь таких положений не содержится, там только определяется сущность местного управления и самоуправления. Более детально компетенция местных Советов устанавливается специальным законодательными актами: Налоговым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 04 января 2010 года № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

В Основном законе ФРГ (раздел Х «Финансы») детально регулируются вопросы государственных финансов. В Конституции Республики Беларусь эти вопросы вообще не отражаются, они предусматриваются специальными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, в Конституции Республики Беларусь  следовало  оговорить хотя бы общие положения о регламентации вопросов государственных финансов.

Более подробно, чем в  Конституции Республики Беларусь, урегулировано в Основном законе ФРГ бюджетное устройство страны. В ст. 134 Конституции Республики Беларусь указано, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом. Эти положения урегулированы в Бюджетном кодексе Республики Беларусь. В Основном же законе ФРГ определены основные этапы бюджетного процесса; сроки, на которые принимается бюджет; порядок принятия военного и чрезвычайного бюджетов; возможные коллизии при принятии и исполнении бюджета; предоставление отчета об исполнении бюджета. Возможно, такое изложение в Основном законе бюджетного процесса обусловлено историческими особенностями страны.

В Основном законе ФРГ  оговорена компетенция такого контролирующего органа, как Федеральная счетная палата, которая проверяет отчеты, а также рентабельность и правильность управления в экономической области. В Республике Беларусь органом, имеющим схожие функции, является Комитет государственного контроля (КГК), правовое положение которого закреплено в ст. 129 Конституции Республики Беларусь. КГК осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием республиканской собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные финансовые и налоговые отношения.

Как видно, КГК  Республики Беларусь имеет более широкий  объем полномочий, чем Федеральная  счетная палата в ФРГ. Вместе с тем, в ст. 114 Основного закона ФРГ закреплено, что члены Федеральной счетной палаты пользуются независимостью судей. Такое положение можно было бы закрепить и в белорусском конституционном законодательстве.

Имеются различия и в  определении экономических прав и свобод граждан в Основном законе ФРГ и в Конституции Республики Беларусь. Если в ст. 12 Основного закона ФРГ говорится, что все немцы имеют право свободно избирать для себя профессию, место работы и место получения образования, то в ст. 41 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Следует признать формулировку Основного закона ФРГ более удачной, так как формулировка Конституции Республики Беларусь во многом повторяет аналогичную формулировку Конституции БССР и не имеет указания именно на свободный выбор профессии, места работы и места образования.

В ст. 9 Основного закона ФРГ закреплено право граждан  создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий. Это положение в Основном законе не конкретизируется. В ст. 4 Конституции Республики Беларусь указывается о многообразии политических институтов, идеологий и мнений. Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни законом [24, ч. 8 ст. 13]. Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы,  заключение   коллективных   договоров   (соглашений)   и  право  на забастовку.

Формулировки Конституции  Республики Беларусь о защите трудящимися своих прав являются более развернутыми и более удачными, выражают социальный характер белорусского государства.

Сравнительный анализ Основного  закона ФРГ и Конституции Республики Беларусь, определяющих экономическую систему государства, позволяет сделать следующие выводы:

- Основной закон ФРГ  характеризуется большей стабильностью  и менее подвержен изменениям, чем Конституция Республики Беларусь;

- Основной закон ФРГ надежно обеспечивает неприкосновенность частной собственности; в Конституции же Республики Беларусь имеются существенные ограничения права частной собственности;

- в Конституции Республики Беларусь следовало бы закрепить основополагающие принципы экономической системы государства, как это сделано в Основном законе ФРГ;

- в Основном законе  ФРГ более подробно определено  бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, чем в Конституции Республики Беларусь. Кроме этого, детально расписаны в Основном законе ФРГ положения о финансовой системе государства;

- социальный характер белорусского государства отчетливо выражен в Конституции Республики Беларусь; в Основном законе ФРГ, хотя и отражены основные экономические права и свободы граждан, но они только указаны и не расписаны подробно.

Проведенный сравнительный  анализ показывает, что при характеристике экономической системы в Конституции Республики Беларусь больше подчеркивается социальный характер государства, декларируются общие начала законодательства государства о собственности, государственном регулировании экономической деятельности, обеспечении социально-экономических прав граждан. В то же время, в Основном законе ФРГ основной упор делается на детальной регламентации функционирования экономической системы и ее основных институтов; содержатся более конкретные гарантии неприкосновенности частной собственности; конкретном освещении социально-экономических прав. Всё это делает Основной закон более конкретным.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь дает возможность определить, что после образования самостоятельного белорусского государства проделана большая работа по обеспечению законодательного регулирования экономики, основных институтов экономической системы. Трудности этого процесса связаны с переходным характером экономики Республики Беларусь, поиском путей оптимального развития социально-экономических отношений в государстве.

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь