Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа
Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях
Говорить об определенной модели применительно к белорусской экономике пока трудно. После распада СССР связи между субъектами хозяйствования оказались нарушенными, а новые, рыночные, еще не созданы в полном объеме. Республика Беларусь в настоящее время находится в стадии формирования национальной модели экономической системы.
Для развития белорусской экономики необходимо использовать ее преимущества: большой потенциал для развертывания наукоемких производств в границах крупных городов, развитая транспортная система, высокое качество дорог. К слабым сторонам белорусской экономики относится то, что до недавних пор экономика не подвергалась реформированию, продолжается государственная поддержка устаревших предприятий. Бюджет Беларуси несет высокую социальную и большую налоговую нагрузки. Значительную нагрузку на экономику оказывают последствия чернобыльской аварии: ущерб от аварии для Белоруссии оценивается в десятки годовых бюджетов страны [37, c. 500]. Республика обладает развитым законодательством, но при этом оно достаточно подвижно по части изменения и во многих случаях неоднозначно для толкования, что создает проблемы при его применении на практике.
В Белоруссии после обретения независимости не проводилось широкомасштабной приватизации крупных промышленных предприятий. При их акционировании акции в основном остались в собственности государства. Государственные предприятия продолжают играть доминирующую роль – на них приходится не менее 75% ВВП. Структура промышленного производства была в основном сохранена. Белоруссия практически полностью зависит от внешних поставок энергоносителей, так как своих запасов полезных ископаемых очень мало [52].
Особенностью экономической системы Республики Беларусь является социально – щадящий характер развития и формирования экономики. Объективные условия, в которых оказалось население страны, потребовало учета этого обстоятельства в проведении реформ в особом, социально – щадящем варианте.
Еще одной особенностью преобразований экономики в Республике Беларусь является их последовательность и постепенность. Дело в том, что шоковый вариант на фоне чернобыльской катастрофы, а также в условиях монополизированного характера исходной для реформирования постсоветской экономики не мог дать позитивных результатов.
Единственный путь развития в условиях Беларуси – смешанная экономика. Смешанный тип экономики при ее социальной ориентации опирается, прежде всего, на сочетание разных форм собственности, на многоукладность.
В условиях Беларуси особо
важно иметь эффективное антимо
В соответствии со ст. 133 Конституции и ст. 6 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 412-З в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.
Бюджетная политика государства представляет собой выработку и реализацию подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Взятый Республикой Беларусь стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач, обеспечения стабилизации экономики страны [60, c. 32].
Наиболее важными
- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
- уровень выполнения бюджетных обязательств;
- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
- уровень монетизации бюджетного дефицита;
- величину валютных
резервов, используемых для финансировани
- динамику валового внутреннего продукта;
- уровень безработицы;
- степень выполнения
законодательных и
Анализ бюджетной политики требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Для республики характерно множество налогов и высокая доля косвенных налогов. К доходам республиканского бюджета РБ относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налоги на собственность, НДС, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности [62, c. 6].
Важной задачей бюджетной политики является использование таких методов изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. Для этого необходимо совершенствование налоговой политики. В целях совершенствования налоговой системы предусмотрено осуществление следующих мероприятий:
- улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применение общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотр применяемых налоговых льгот, расширение налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок и совершенствование механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание условий
налогообложения для всех
- совершенствование системы
налогового администрирования,
- оптимизация соотношения
республиканских и местных
С помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. После образования самостоятельного белорусского государства расходы бюджета значительно увеличились в связи с появлением новых статей расходов. Провозглашение социальной направленности белорусской экономики обусловили высокой долей расходов по указанным направлениям.
Несмотря на то, что расходы на социальную политику, образование и здравоохранение, культуру и спорт составляют свыше 50% общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится очевидным, что данный показатель в количественном отношении остается невысоким. Происходит некоторое снижение удельного веса расходов на народное хозяйства. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 октября 2010 года № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» (далее – Закон о бюджете на 2011 год) приоритетными направлениями бюджетно – финансовой политики государства являются финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, стимулирование экспорта, научно – техническая и инновационная деятельность, мероприятий по социальной защите населения, стимулирование экспорта [45, cт. 8].
Политика государственных расходов Республики Беларусь формируется под воздействием следующих критериев:
- приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
- сохранение социальной
направленности бюджетных
- финансирование целевых государственных программ;
- выполнение заключенных международных договоров и соглашений.
Политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов [16, c. 19].
В бюджетной политике Республики Беларусь одной из наиболее важных и острых является проблема дефицита государственного бюджета. Дефицит бюджета Республики Беларусь в последние годы не представляет угрозы для экономики республики, находится в рамках допустимого уровня.
Основной задачей бюджетной политики в области регулирования дефицита государственного бюджета является поддержание его размера до допустимого уровня. Система мер по поддержанию размера дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом. Политика в области финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ценных государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Основы банковской системы Республики Беларусь закреплены в Банковском кодексе Республики Беларусь от 25 октября 2010 года № 441-З, в ст. 4 которого устанавливается, что денежно-кредитная политика Республики Беларусь является составной частью единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь [7, cт. 4]
Основные направления денежно-
Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка (первый уровень), банков (унитарных и акционерных, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Национальным банком не зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации [16, c. 21].
Национальный банк является основным банком Республики Беларусь. Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицитов республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков и т.д.
Наряду с допустимым ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями выступают лимиты и направления денежной эмиссии, а также уровень цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.
Второй уровень кредитной системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных коммерческих банков, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Согласно ст. 69 БК РБ банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном БК РБ, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции. Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия [7, ст. 70].
По состоянию на 01.01.2011 года в Республике Беларусь насчитывалось 30 действующих банков с 429 филиалами, из них 26 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков – со 100-процентным иностранным капиталом. Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные программы [1, c. 47].
В целом в последние годы в развитии банков в Республике Беларусь наблюдаются положительные тенденции. Уставные фонды банков в 2010 году выросли более чем в 1,5 раза и составили на 01.01.2011 года 1446,6 млрд. рублей (рост почти в 1,8 раза). За 2010 год банки получили 131,5 млрд. рублей прибыли, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году [51].
В последние годы проводилось реформирование банковского сектора, целью которого было обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для банков, и базироваться на коммерческих интересах и соблюдении норм законодательства.
Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь