Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Конституция  была принята 8 мая 1949 года Парламентским советом из депутатов, избранных ландтагами земель. В 1990 году, после присоединения Германской Демократической Республики, она стала Основным законом для всей Германии.

Господствующей формой собственности, согласно Основного закона ФРГ, является частная собственность.

Частная собственность  в ФРГ неприкосновенна. Никто  не может быть лишен своей собственности, кроме тех случаев, когда того требует общественная необходимость. При этом изъятие собственности допускается только в порядке, установленном законом, при условии полной компенсации собственности [59, c.52].

Как и во всех классических буржуазных  государствах, много внимание в Основном законе ФРГ уделяется гарантиям права собственности. Согласно ст. 14 собственность и право наследования гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются законами. Вместе с тем, подчеркивается и социальная ответственность собственников. «Собственность обязывает,– гласит ч. 2 ст. 14 Основного закона.– Ее использование должно одновременно служить общему благу». Согласно же ч. 3 этой статьи лишение собственности допускается только для общего блага; оно должно осуществляться только законом или на основе закона; возмещение должно определяться при справедливом соотнесении интересов общих с интересами затрагиваемых лиц, которые вправе оспаривать размер возмещения в общих судах. В дополнение к этому ст. 15 предусмотрела, что земля и недра, естественные богатства и средства производства могут в целях обобществления переводиться в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства законом, регулирующим вид и размер возмещения.

В ст. 73  Основного  закона  определено, что  Федерация  обладает исключительной  законодательной компетенцией по следующим вопросам:

- валюта, денежное обращение  и чеканка монеты, режим мер и весов, также установление точного времени;

- таможенное и торговое  единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;

- воздушное сообщение;

- железнодорожное сообщение,  которое полностью или в своем  большинстве принадлежит Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание и эксплуатация рельсовых путей этих дорог, а также использование своих прав в отношении этих путей;

- служба почты и  телекоммуникаций;

- правовая охрана промышленной  собственности, авторское право  и право издания.

Федерация участвует  в выполнении задач земель, если эти задачи имеют значение для  всей национальной общности, и участие  Федерации требуется для улучшения условий жизни (общие задачи) в следующих областях:

- улучшение региональной  экономической структуры;

-  улучшение аграрной  структуры и защита прибрежных  зон [57, ст. 91а].

В Основном законе ФРГ (Раздел VIII а. Общие задачи Федерации и земель. Введен Законом от 12 мая 1969 г.) детально определяется механизм планирования реализации наиболее важных задач, общих для Федерации и земель [29,c. 118].

В качестве предмета "общего основополагающего использования" (терминология Основного Закона. Ст. 91а, 91b) устанавливаются:

1) расширение и строительство  новых высших учебных заведений,  включая клиники при них (в редакции Закона от 31 июля 1970 г.);

2) улучшение региональной  экономической структуры;

3) улучшение аграрной  структуры и береговой линии  [57, п.1 ст. 91а].

Помимо конституционно определенных общих задач предусматривается  допустимость установления и других, а также возможность правового  регулирования таких задач посредством федерального закона: "Более точно общие задачи определяются федеральным законом с одобрения Бундесрата. Этот закон должен содержать общие принципы их решения" [57, п. 2 ст. 91а].

Федеральный закон определяет не только общие задачи планирования, но и "...процедуру и организацию  основополагающего планирования" [57, п. 3 ст. 91а]. Включение в этот процесс какого-либо мероприятия потребует одобрения земли, на которой оно будет осуществляться.

Характерно, что в Основном законе ФРГ (ст. 109 в редакции законов  от 8 июня 1967 г. и 12 мая 1969 г.) предусматривается  балансирование экономического развития страны и межотраслевое согласование разноуровневых задач и интересов. Федерации и землям предписывается "...учитывать при ведении своего бюджетного хозяйства требования единого экономического баланса страны" [57, п. 2 ст. 109]. В части 4 ст. 109 предусматриваются формы защиты, которые могут устанавливаться федеральным законом во избежание нарушения общего экономического баланса. Как видно, в Основном законе ФРГ четко прослеживается конституционно-правовая связь бюджета – планирования – межотраслевого баланса, составляющих в своей совокупности прочную публично-правовую основу планомерного развития экономики ФРГ.

Об осуществлении общих  задач Федерации и земель должны быть проинформированы Федеральное правительство и Бундесрат по их требованию [57, ч. 5 ст. 91а].

В Основном Законе ФРГ  исключительное значение придается  регламентации финансов как одного из важнейших факторов развития экономики. Этому посвящен раздел X Основного закона. В ней определяется, что Федерация и земли, каждая со своей стороны, несут расходы для решения своих задач [57, cт. 104-а].

Особый  интерес  вызывает  конституционная  регламентация  системы налогообложения  в  главе  X "Финансы"  Основного  Закона  ФРГ, поскольку  установление системы налогообложения на уровне конституции не является характерным для большинства зарубежных европейских стран. В соответствии со ст. 106 Основного Закона ФРГ Федерации принадлежат доходы от финансовых монополий и следующие налоговые поступления: 1) таможенные пошлины; 2) косвенные налоги в той мере, в какой они не поступают землям; 3) налог с грузового автотранспорта; 4) налоги с оборота капитала, страховой и с обменных операций; 5) единовременный налог на имущество и компенсационные выплаты, взимаемые для выравнивания расходов земель; 6) дополнительные сборы к подоходному налогу и налогу с корпораций; 7) налоги в рамках Европейского Сообщества.

В ст. 34 Основного Закона ФРГ регламентируются налоговые  поступления земель: 1) налог на имущество; 2) налог с наследства; 3) налог на автомашины; 4) транспортные налоги, если они не поступают Федерации или Федерации и землям одновременно; 5) налог на пиво; 6) вычеты из доходов игорных учреждений.

Следует подчеркнуть, что  введение дополнительных налогов и  сборов в Германии возможно только в том случае, если они являются разновидностью налогов и сборов, предусмотренных в ст. 106 Основного Закона ФРГ.

Подробно урегулировано  в разделе X Основного закона и бюджетное устройство. В ст. 109 указано, что федерация и земли самостоятельны и независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства. Бюджет утверждается бюджетным законом на один или несколько лет; в последнем случае он утверждается раздельно на каждый год до начала первого отчетного года. Этот закон может предусмотреть, что некоторые главы бюджета будут иметь различную продолжительность действия по годам [30, c. 92].

Согласно ч. 2 ст. 110 Основного  Закона ФРГ "бюджет утверждается законом на один финансовый год или на несколько лет, раздельно по годам до начала первого отчетного периода. Для некоторых частей бюджета можно предусмотреть их действие в различные отрезки времени, разнесенные по годам". В  Германии  военный  бюджет  принимается  на  семь  лет  (военный септенат) при условии ежегодного санкционирования расходов рейхстагом.

Федерация и земли  самостоятельны и независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства, но должны учитывать при ведении своего бюджетного хозяйства требования общего экономического баланса.

Финансовым законом, нуждающимся  в одобрении Бундесрата, могут быть установлены для Федерации и земель общие принципы бюджетного права и проведения бюджетной политики, приспосабливаемой к конъюнктуре и долгосрочному финансовому планированию.

Для избежания расстройств общего экономического баланса федеральный закон, нуждающийся в одобрении Бундесрата, может установить предписания, касающиеся:

- максимальной суммы,  условий и последовательности  кредитов территориальным корпорациям и некоторым ассоциациям;

- обязательств Федерации  и земель хранить в Федеральном банке Германии свои свободные активы (резервы на случай конъюнктурного нарушения баланса) [57, cт. 109].

Основной Закон ФРГ, в случае непринятия бюджета на следующий год до окончания данного отчетного года уполномочивает Правительство осуществлять расходы исключительно на следующие цели: а) для содержания установленных законом учреждений и проведения предусмотренных законом мероприятий; б) для выполнения юридически обоснованных обязательств Федерации; в) для продолжения строительства, закупок и других действий или дальнейшего предоставления средств на эти цели, поскольку в бюджете предыдущего года были предусмотрены соответствующие суммы. Если же указанные расходы не покрываются за счет поступлений от налогов, сборов и других источников или резервных фондов предприятий, Федеральное правительство может взять кредит в размере не свыше четверти итоговой суммы бюджета истекшего года [57, cт. 111].

      Сверхбюджетные  и внеплановые расходы должны  быть одобрены федеральным министром финансов. Они могут быть разрешены только в случаях непредусмотренной и неотложной необходимости. Подробности регулируются федеральным законодательством. Законы, увеличивающие предложенные федеральным Правительством бюджетные расходы, которые включают новые расходы или допускают их в будущем, нуждаются в согласии федерального Правительства. Это же относится и к законам, содержащим уменьшение поступлений или допускающим это уменьшение в будущем [57, c. 112].

В Основном законе бюджет характеризуется как целостный документ, который должен включать лишь самые общие показатели государственных доходов и расходов. Так, согласно ч. 4 ст. 110 Основного закона "закон о бюджете должен содержать лишь положения, относящиеся к доходам и расходам Федерации и сроку его действия" [57, c. 137].

Одним из основополагающих конституционных принципов  ФРГ  является сбалансированность бюджета. В Основном Законе ФРГ закреплена норма: "Доходы и расходы должны быть сбалансированы в бюджете" [57, ч. 1 ст. 110].

В Основном законе ФРГ закреплен принцип единства бюджета. Суть этого принципа в том, что все доходы и расходы государства должны быть объединены в рамках одного универсального бюджета. Причем единство бюджета проявляется, прежде всего, в единстве бюджетной системы и в единой бюджетной классификации. Это требование содержится в ч. 1 ст. 110 Основного закона: "Все доходы и расходы Федерации должны включаться в бюджет".

Так как основополагающим элементом Основного закона является принцип разделения властей, исключительно важная роль отводится парламентскому контролю за исполнением бюджета и расходованием государственных средств. Так, ч. 1 ст. 114 Основного закона устанавливает обязанность Правительства предоставлять в Бундестаг и Бундесрат отчет о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и о государственном долге за следующий финансовый год. Федеральный министр финансов обязан представлять в Бундестаг и Бундесрат по поручению федерального Правительства отчет о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и долга за следующий финансовый год [57, cт. 114].

Федеральная счетная  палата, члены которой пользуются независимостью судей, проверяет отчеты, а также рентабельность и правильность управления в экономической и бюджетной области. Ежегодно палата должна информировать о своей деятельности как Правительство, так и Бундестаг и Бундесрат. Иные полномочия Федеральной счетной палаты устанавливаются федеральным законодательством [30, c. 93].

Предметом конституционной регламентации в ФРГ являются и вопросы долговых обязательств государства. Так, в Основном законе говорится "открытие кредитов, а также принятие ответственности по обязательствам, гарантиям и другим видам обеспечения, которые могут привести к расходам в будущих расчетных годах, требуют законодательного разрешения с указанием их определенных или определяемых размеров".

Подробно описывается  в Основном законе ФРГ порядок  управления средствами производства и  распределение в этом полномочий между Федерацией и землями. Так, в разделе VIII Основного закона определяется принадлежность Федерации средств сообщения и связи, водных путей. Управление воздушным сообщением входит в состав собственно федеральной администрации [57, ст. 87-d].

Сообщение на железных дорогах  Федерации находится под ее собственным управлением. Посредством издания федерального закона задачи по управлению железнодорожным сообщением могут передаваться землям [57, ст. 87-е]. Железные дороги Федерации управляются как хозяйственное предприятие частного права; они находятся в собственности Федерации, поскольку деятельность хозяйственного предприятия включает строительство, поддержание и эксплуатацию рельсовых путей. Передача участия Федерации в предприятиях согласно второму предложению осуществляется посредством закона; большая часть участия в этих предприятиях остается за Федерацией. Подробности регулируются федеральным законом. Федерация учитывает требования Всеобщего блага, в частности потребности в сообщениях при постройке и поддержании рельсовых путей железных дорог Федерации, поскольку они не касаются пассажирского сообщения. Подробности регулируются федеральным законом [57, cт. 87-d].

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь