Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

 Важнейшими   особенностями   современной  смешанной  экономики являются:

- многообразие форм  собственности и организационно-правовых форм

деловых предприятий;

- неравномерное распределение  личных доходов; возрастание роли  государства в развитии национальной экономики и поддержке социальной сферы;

- формирование и использование  разветвленной производственной и социальной инфраструктуры» [62, c. 7].

В формировании смешанной  экономики проявляется логика единства экономического и социального развития. Современное производство немыслимо без расширенного воспроизводства человеческого капитала. Социальный фактор становится внутренним моментом стабильного экономического роста. Социальная устойчивость становится столь же значимым фактором экономического развития, как труд, капитал, технология и предпринимательство. Социальная устойчивость представляет собой такое состояние общества и его членов, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения. Поэтому в большинстве развитых стран первостепенное внимание уделяется социальному развитию.

Конституционные основы экономической системы  Республики Беларусь закреплены в ст. 13 Конституции. В отличие от прежних советских конституций ныне действующая Конституция Республики Беларусь не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других форм, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

Основой законодательного регулирования деятельности государства  в этой области составляет Закон  Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З). Данным Законом установлено, что:

- запрещается и признается  в установленном порядке неправомерной  деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей;

- запрещаются и в  установленном порядке признаются  недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности.

Основу экономической  системы Республики Беларусь составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, основанное на разнообразных формах собственности, экономических общественных отношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением данной собственностью, производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ» [62, c. 5]. Помимо закрепления отношений собственности, основополагающим принципом служит установление в конституции целей использования национальных богатств в общих интересах независимо от того, кто их собственник. Приоритеты в политике, направленной на достижение этих целей, определяются спецификой условий той или иной страны.

Ныне конституционно-правовой перечень включает в себя государственную и частную формы собственности [24, ч. 1 ст. 13]. Конституционное право не определяет содержания понятия "собственность". Этого не делают и другие отрасли права. Наиболее связанное с регулированием отношений собственности гражданское право определяет содержание "права собственности" как совокупность принадлежащих собственнику прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом [14, ст. 210].

В отличие от прежних  Конституция Республики Беларусь 1994 года не делает никаких попыток выделения  по объектному составу различных  форм собственности. Это связано, прежде всего, с равноправным статусом этих форм.

Еще одним важным компонентом  экономической системы государства является финансовая система, так как именно через финансовые механизмы государство в нормальных условиях решает свои экономические (и социальные) задачи. Поэтому не случайна тенденция к все более полному регулированию в конституциях финансовых отношений [62, c. 6].

В ст. 132 Конституции закреплено, что финансово-кредитная система  Республики Беларусь включает бюджетную  систему, банковскую систему, а также  финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая   бюджетно-финансовая,  налоговая,  денежно-кредитная,   валютная политика.

Экономическую систему  Республики Беларусь характеризуют  следующие

основные принципы:

- государство обеспечивает  всем равные возможности для осуществления

хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной  законом;

-государство гарантирует  равную защиту и равные условия  для развития всех форм собственности;

- основу экономической  системы составляет социально  ориентированное рыночное хозяйство, базирующееся на разнообразии форм собственности;

- государство (до полного введения  рыночной экономики) участвует  в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества [62, c. 8].

Некоторые ученые полагают, что конституционное право не должно регламентировать статус белорусского общества [49, c. 45]. Однако преобладающей является позиция, в соответствии с которой право не только может, но и должно это делать, не нарушая самостоятельности общества, механизмов его саморегулирования. Аргументами в пользу второго подхода являются: взаимосвязь общества и государства, необходимость подчинения праву не только государства, но и общества, невозможность отмены государственного регулирования многих общественных процессов, традиции и др. [12, c. 56].

Закрепляя конституционно-правовой статус белорусского общества, конституционное право традиционно определяет основы экономической системы страны, которые претерпели радикальные изменения.

Конституция Республики Беларусь 1994 года обходит стороной вопросы приватизации государственного имущества. Между тем приватизация началась до принятия действующей Конституции и продолжается в настоящее время. Опыт зарубежных стран свидетельствует о возможности конституционного регулирования отношений приватизации, с одной стороны, и отчуждения частной собственности - с другой. Отсутствие конституционного регулирования приватизации - одна из причин ошибок и нарушений приватизации государственного имущества

Конституционно-правовое  регулирование  экономической  системы включает в себя также установление единого экономического пространства на всей территории Республики Беларусь. Конституционное право запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только законодательством Республики Беларусь в строго определенных случаях (обеспечение безопасности, защита жизни и здоровья людей, охрана природы и культурных ценностей). Такие ограничения возможны в условиях чрезвычайного и военного положения, введения карантина, других мер, призванных предотвратить эпидемии и эпизоотии, установления пограничного режима и др.) [12, c. 57].

В Конституции Республики Беларусь закрепляется роль государства в экономике. В целом эта роль закрепляется не прямо, а косвенно через полномочия органов государственной власти. При этом, например, Палата представителей согласно ст. 97 Конституции рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; о принципах регулирования труда и занятости.

Правительство воздействует на экономическую систему через ее бюджетно-финансовую составляющую и управление государственной собственностью; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики [24, ст. 107]. Такое воздействие на экономику со стороны правительства не соответствует его реальной роли и ориентирует в основном на косвенное регулирование.

Роль государства в рыночной экономике существенно меняется по сравнению с его положением в плановой экономике. Вместе с тем, рыночная экономика Республики Беларусь пока находится в стадии становления [62, c. 16].

Создание рыночной экономики - длительный процесс. При этом государство должно играть активную роль. Нередко эту роль сводят к осуществлению двух функций: а) установления в законах правил поведения субъектов экономической деятельности; б) контроля за соблюдением названных правил и защиты субъектов правоотношений от правонарушений. Однако государство даже в рыночной экономике остается главным собственником, и оно должно эффективно управлять этой собственностью. Государству присущи функции прогнозирования и планирования развития экономики. Действующие Конституция и законодательство обходят всякое упоминание о планировании экономического развития. Однако фактически планирование осуществляется в форме многочисленных программ социально-экономического развития страны (в частности, Конституция говорит об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь) [24, п. 2 ст. 97].

С правовой точки зрения не решен  вопрос о юридической силе этих программ. Периодически принимаются программы социально-экономического развития государства, как правило, на пятилетний период. Однако юридическая сила этих документов, механизм взаимосвязи с бюджетом не определены. Выход может быть только один - разработка на базе прогнозов и программ единого документа - плана, общей программы развития экономики на год, - который должен иметь общеобязательную силу и предопределять республиканский бюджет. Также возможно принятие и закона о  народнохозяйственном планировании [62, c. 17].

В связи с рассмотрением роли государства в экономической  системе страны следует скорректировать  распространенные представления о  соотношении так называемых экономических и административных мер воздействия на экономику. Суть этих представлений в том, что государство воздействует на экономику главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера, допуская также и меры властные, внеэкономические. Такой подход к соотношению экономических и административных начал в регулировании экономики не является новым. Теоретически он установился в советское время. План считался прежде всего инструментом экономического регулирования. Однако на практике экономическая сторона планирования нередко уступала место директивности плана [12, c. 57].

Вывод о приоритете экономических  методов над административными  является следствием вывода о примате экономики над правом. В этом случае праву отводится роль одного из инструментов оформления действия экономических законов и отношений. В итоге порядок планирования, его сроки, взаимосвязь с законодательством оставались за рамками правового регулирования. Документ под названием государственный план утверждался законом. Закон этот, однако, не соответствовал требованиям, которые предъявляются к законам, не имел своего места в правовой системе, рассматривался на практике как акт, реализация которого непосредственно невозможна. Новые экономические понятия (бригадный подряд, кооперация разгосударствление, приватизация, монетаристская политика, свободная конвертация рубля, саморегулирование цен на товары и услуги, многие другие) вследствие заведомого приоритета экономических методов регулирования как в советское время, так и ныне не получают надлежащего правового содержания, вставляются в правовую систему, что называется, в неприемлемом для нее виде. В итоге либо система отвергает их, либо каждое из них развивается, но за счет разрушения правовой системы [62, c. 18].

В условиях перехода к  рыночной экономике и на многих стадиях  последней концепция приоритета экономических методов регулирования над государственно-властными не может дать позитивного результата. Экономические методы регулирования могут до известных пределов превалировать во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов друг с другом. Однако они не могут быть главенствующими при определении роли государства в экономике. Государство не может строить свои отношения с хозяйствующими субъектами на основе равноправного партнерства. Последние не отягощены теми функциями, которые обязано выполнять государство (оборона, безопасность, социальное обслуживание и т.д.). Хозяйствующие субъекты ведут дела для извлечения прибыли, а государство - для выполнения своих функций. Поэтому следует подчеркнуть как минимум равноправное положение экономических и правовых методов руководства. При таком подходе конституционно-правовое регулирование экономической системы общества должно рассматриваться не как простое оформление экономических методов, а как самодостаточная ценность, которой должны соответствовать экономические методы, а не наоборот. В этой связи самыми крупными представляются проблемы распространения действия основных прав и свобод граждан на юридических лиц [12, c. 57].

Таким образом, понятие экономической системы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как позволяет определить экономические основы, базис государства. В Конституции Республики Беларусь намечены лишь основные черты экономической системы государства, ее общие черты, заложены основы правового регулирования важнейших элементов экономической системы: института собственности, в том числе объектов, находящихся в исключительной собственности государства (недра, воды, леса, земля сельскохозяйственного назначения и другие объекты); единого экономического пространства; государственного регулирования экономической деятельности; обеспечения направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Этим заложены правовые основы деятельности белорусского государства по созданию рыночной экономики.

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь