Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа
Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц [16, c. 22].
Государственная и частная формы собственности в свою очередь делятся в зависимости от круга субъектов права собственности.
Государственная собственность выступает
в виде республиканской собственности
(собственность Республики Беларусь) и
коммунальной собственности (собственность
административно-
Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь» [17, c. 569].
Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь [14, п. 2 ст. 215].
Белорусское законодательство не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь.
Собственность административно-
Государственная собственность является материальной основой существования государства как аппарата управления обществом, а также обеспечивает выполнение функций государства.
В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности и изъято из гражданского оборота. Объекты исключительной федеральной собственности функционируют в особом правовом режиме, установленном законодательством.
Частная собственность в зависимости от субъектов этой собственности делится на частную собственность физических лиц и частную собственность негосударственных юридических лиц [14, п. 3 ст. 213].
Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства.
Юридические лица частной собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Частная собственность
юридических лиц
Частная собственность юридических лиц по особенностям правового режима выступает в виде частной собственности хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.п. [28, c. 167].
В Республике Беларусь может существовать также собственность других государств, их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций. Что касается права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество иностранных юридических и физических лиц, то оно определяется по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. Принадлежность их имущества к недвижимым и движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяется по праву страны, где это имущество находится, поэтому можно сделать вывод, что на территории Республики Беларусь действует законодательство о праве частной собственности граждан и юридических лиц, за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 1119-1123 ГК РБ [14, ст. 1119].
Количество или стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами» [11, c. 152].
Ограничения являются составным элементом правового режима объектов права собственности. В настоящее время именно количество и степень обоснованности или оправданности ограничений правомочий собственника в отношении тех или иных объектов (особенно объектов недвижимости) в большей степени могут представить объективную характеристику степени свободы собственника, ее полноты и защищенности.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие права и защищаемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом [15, c. 59].
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица» [5, c. 37].
Неприкосновенность
В целях усиления гарантий неприкосновенности частной собственности, защиты и развития частной собственности, в п. 2 Директивы № 4 указано на необходимость принятия мер в этой области, в том числе:
- гарантировать добросовестным
приобретателям имущества
- исключить принятие
(издание) нормативных
- запретить конфискацию,
иное изъятие имущества у
- запретить действия,
направленные на лишение (
- гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства
Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплены основные формы собственности, существующие в государстве и установлены основные гарантии реализации права собственности. При этом действующим законодательством определены полномочия собственника, вопросы принудительного отчуждения имущества, пределы права собственности. В настоящее время государством принимаются дальнейшие меры по усилению гарантий собственникам имущества независимо от формы собственности. Конституционные нормы, регулирующие формы собственности в государстве, являются исходными для других отраслей законодательства Республики Беларусь.
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы
Экономическая система – это строй экономической жизни страны, который, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны» [34, c. 32].
Под экономической системой понимается способ организации жизнедеятельности общества в целом и его субъектов, или способ взаимодействия их производства и потребления в целях разрешения проблемы редкости [65, c. 92]. Экономическая система, как любая другая, состоит из элементов – относительно неделимой части объекта. Элементы экономической системы находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в результате чего образуются новые интегративные качества, несвойственные каждому элементу в отдельности. Поэтому свойства экономической системы отличаются от простой суммы свойств входящих в нее элементов. Качество системы как таковой формирует ее целостность – важнейшее свойство, обеспечивающее относительно самостоятельное, обособленное существование» [60, c. 86].
Выделяют следующие черты экономической системы:
- взаимодействие факторов производства (труд, капитал, земля и предпринимательские способности);
- единство фаз воспроизводства: производства, распределения, обмена, потребления;
- ведущее место отношений собственности в экономической системе, которые выступают основой и условием функционирования любой экономической системы» [64, c. 87].
Всем экономическим системам присущи следующие свойства:
- целостность, то есть по отношению к окружающей среде экономическая
система выступает как единство;
- целесообразность, то есть направленность экономической системы к определенной цели. Действия по достижению цели являются функцией системы и ее элементов. Последние имеют свои специфические цели. Например, цель экономической системы – удовлетворение потребностей. Поскольку экономические системы являются сложными, экономическая система более высокого уровня ставит перед подчиненной системой цели, задачи, при необходимости выделяет ресурсы;
- интегративность, которая состоит в объединении связей между всеми составляющими системами, ее компонентами;
- способность к развитию,
то есть способность
- устойчивость связей между элементами системы» [39, c. 33].
Для экономической системы характерно наличие инфраструктуры, то есть совокупности объектов, обеспечивающих функционирование производства товаров и услуг и условия жизнедеятельности людей. В соответствии с этим выделяют производственную и социальную инфраструктуру. В инфраструктуру входят средства связи, дороги, все виды транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры.
Сложность экономической систем требует управления ими, благодаря которому осуществляется координация элементов и частей системы. Кроме этого, управление выполняет функцию поддержания структурной целостности системы. В процессе эволюции экономических систем управление обособилось в самостоятельный вид деятельности, были созданы специальные институты и органы управления, появилась специальная отрасль экономической науки, занимающаяся экономическим управлением – менеджмент.
Управление экономикой имеет свою специфику и заключается в воздействии на экономических субъектов с помощью стимулов: налоговых ставок, величины оплаты труда, административных санкций (штрафов, запретов), правовых и других норм.
Для любого национального производства характерен особый механизм функционирования, который называется «хозяйственным механизмом». Он включает в себя организационные формы производства и структуру управления последним. В содержание хозяйственного механизма также входит совокупность конкретных хозяйственных действий и связей, используемых производственными звеньями и управленческими структурами. Характер и структура хозяйственного механизма зависят от содержания организационно – экономических отношений, которые в свою очередь наполнены содержанием структуры общественного производства» [40, c. 64].
В настоящее время
преобладающим типом
Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь