Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Принудительное отчуждение имущества  допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий  и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц [16, c. 22].

Государственная и частная формы  собственности в свою очередь  делятся в зависимости от круга  субъектов права собственности.

Государственная собственность выступает  в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц [14, п. 1 ст. 215]. Субъектами права государственной собственности являются соответственно  Республика  Беларусь  и  административно-территориальные единицы.

Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь» [17, c. 569].

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь [14, п. 2 ст. 215].

Белорусское законодательство не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь.

Собственность административно-территориальных  единиц (коммунальная собственность) используется в интересах народа соответствующей административно-территориальной единицы (средств местного бюджета и иного коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства» [17, c. 570].

Государственная собственность является материальной основой существования государства как аппарата управления обществом, а также обеспечивает выполнение функций государства.

В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности и изъято из гражданского оборота. Объекты исключительной федеральной собственности функционируют в особом правовом режиме, установленном законодательством.

Частная собственность  в зависимости от субъектов этой собственности делится на частную  собственность физических лиц и  частную собственность негосударственных юридических лиц [14, п. 3 ст. 213].

Юридические лица частной  формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства.

Юридические лица частной  собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Частная собственность  юридических лиц негосударственной  формы собственности и частная собственность физических лиц используется исключительно в их интересах.

Частная собственность  юридических лиц по особенностям правового режима выступает в виде частной собственности хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.п. [28, c. 167].

В Республике Беларусь может  существовать также собственность  других государств, их юридических  и физических лиц, а также собственность  международных организаций. Что касается права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество иностранных юридических и физических лиц, то оно определяется по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. Принадлежность их имущества к недвижимым и движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяется по праву страны, где это имущество находится, поэтому можно сделать вывод, что на территории Республики Беларусь действует законодательство о праве частной собственности граждан и юридических лиц, за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 1119-1123 ГК РБ [14, ст. 1119].

Количество или стоимость  имущества, находящегося в собственности  граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами» [11, c. 152].

Ограничения являются составным  элементом правового режима объектов права собственности. В настоящее  время именно количество и степень  обоснованности или оправданности ограничений правомочий собственника в отношении тех или иных объектов (особенно объектов недвижимости) в большей степени могут представить объективную характеристику степени свободы собственника, ее полноты и защищенности.

Собственнику принадлежат  права владения, пользования и  распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении  принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие права и защищаемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать  имущество  в  залог и обременять  его другими способами, а также распоряжаться им иным образом [15, c. 59].

Владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается  законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное  управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица» [5, c. 37].

Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Наследование регулируется ГК РБ и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства.

В целях усиления гарантий неприкосновенности частной собственности, защиты и развития частной собственности, в п. 2 Директивы № 4 указано на необходимость принятия мер в этой области, в том числе:

- гарантировать добросовестным  приобретателям имущества сохранение  прав собственности и пользования  этим имуществом. При этом:

- исключить принятие (издание) нормативных правовых  актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;

- запретить конфискацию,  иное изъятие имущества у субъектов  предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. При наличии спора о добросовестности приобретателя данную категорию дел рассматривать в судах в первоочередном порядке;

- запретить действия, направленные на лишение (прекращение)  имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь), при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;

- гарантировать необратимость  приватизации государственного  имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства

Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплены основные формы собственности, существующие в государстве и установлены основные гарантии реализации права собственности. При этом действующим законодательством определены полномочия собственника, вопросы принудительного отчуждения имущества, пределы права собственности.  В настоящее время государством принимаются дальнейшие меры по усилению гарантий собственникам имущества независимо от формы собственности. Конституционные нормы, регулирующие формы собственности в государстве, являются исходными для других отраслей законодательства Республики Беларусь.

 

1.2 Понятие конституционных основ экономической системы

 

Экономическая система  – это строй экономической  жизни страны, который, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны» [34, c. 32].

Под экономической системой понимается способ организации жизнедеятельности общества в целом и его субъектов, или способ взаимодействия их производства и потребления в целях разрешения проблемы редкости [65, c. 92]. Экономическая система, как любая другая, состоит из элементов – относительно неделимой части объекта. Элементы экономической системы находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в результате чего образуются новые интегративные качества, несвойственные каждому элементу в отдельности. Поэтому свойства экономической системы отличаются от простой суммы свойств входящих в нее элементов. Качество системы как таковой формирует ее целостность – важнейшее свойство, обеспечивающее относительно самостоятельное, обособленное существование» [60, c. 86].

Выделяют следующие  черты экономической системы:

- взаимодействие факторов производства (труд, капитал, земля и предпринимательские способности);

- единство фаз воспроизводства:  производства, распределения, обмена, потребления;

- ведущее место отношений  собственности в экономической  системе, которые выступают основой и условием функционирования любой экономической системы» [64, c. 87].

Всем экономическим  системам присущи следующие свойства:

- целостность, то есть  по отношению к окружающей  среде экономическая 

система выступает как  единство;

- целесообразность, то есть направленность экономической системы к определенной цели. Действия по достижению цели являются функцией системы и ее элементов. Последние имеют свои специфические цели. Например, цель экономической системы – удовлетворение потребностей. Поскольку экономические системы являются сложными, экономическая система более высокого уровня ставит перед подчиненной системой цели, задачи, при необходимости выделяет ресурсы;

- интегративность, которая  состоит в объединении связей  между всеми составляющими системами, ее компонентами;

- способность к развитию, то есть способность воспроизводить  себя на более высоком уровне;

- устойчивость связей  между элементами системы» [39, c. 33].

Для  экономической  системы  характерно наличие инфраструктуры, то есть совокупности объектов, обеспечивающих функционирование производства товаров и услуг и условия жизнедеятельности людей. В соответствии с этим выделяют производственную и социальную инфраструктуру. В инфраструктуру входят средства  связи, дороги, все виды транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры.

Сложность экономической  систем требует управления ими, благодаря  которому осуществляется координация элементов и частей системы. Кроме этого, управление выполняет функцию поддержания структурной целостности системы. В процессе эволюции экономических систем управление обособилось в самостоятельный вид деятельности, были созданы специальные институты и органы  управления, появилась  специальная  отрасль экономической  науки, занимающаяся экономическим управлением – менеджмент.

Управление экономикой имеет свою специфику и заключается  в воздействии на экономических субъектов с помощью стимулов: налоговых ставок, величины оплаты труда, административных санкций (штрафов, запретов), правовых и других норм.

Для любого национального  производства характерен особый механизм функционирования, который называется «хозяйственным механизмом». Он включает в себя организационные формы  производства и структуру управления последним. В содержание хозяйственного механизма также входит совокупность конкретных хозяйственных действий и связей, используемых производственными звеньями и управленческими структурами. Характер и структура хозяйственного механизма зависят от содержания организационно – экономических отношений, которые в свою очередь наполнены содержанием структуры общественного производства» [40, c. 64].

В настоящее время  преобладающим типом экономической  системы является смешанная экономика. Современная экономика смешанного типа сформировалась в результате эволюции рыночной экономики свободной конкуренции главным образом на протяжении двадцатого века, когда для этого появились соответствующие условия. Рыночная система в ходе своей истории демонстрировала способность постоянно перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий. Смешанной экономикой в настоящее время является национальное хозяйство большинства современных цивилизованных стран, так  как оно неоднородно по своей социально-экономической структуре и включает в себя самые различные компоненты и структуры.

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь