Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Банковская система  Республики Беларусь сформировалась на протяжении последних пятнадцати лет в сложных условиях переходной экономики. В качестве основных ее проблем можно выделить следующие:

1. Незначительная концентрация банковского капитала и в целом заметная финансовая слабость национальной банковской системы. Так, капитал банков составляет сегодня менее 40 % от ВВП (в качестве приемлемого уровня признается отметка в 100 %)  [16, c. 21]. Это означает, что значительная часть ресурсов не вовлечена в банковский сектор. Банковская система заметно отстает от нужд национальной экономики и по существу открыто тормозит экономическое развитие. По объему капитала национальная банковская система Беларуси не дотягивает до уровня, например, среднего московского коммерческого банка.

2. Национальный банк  в отличие от мировой практики  не является независимым. Так, председатель главного банка страны является членом правительства. Следовательно, решения исполнительной власти для Национального банка являются обязательными для исполнения.

3. Среди коммерческих  банков выделились так называемые  «банки главной улицы», которые уполномочены обслуживать государственные мероприятия (Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Белинвестбанк и Приорбанк). На банки, где контрольный пакет акций принадлежит государству, приходится около 90 % банковских ресурсов. Они же находятся в привилегированном положении по сравнению с другими средними и мелкими коммерческими банками. В силу фактического огосударствления такие банки вряд ли могут рассчитывать на заметный приток иностранного капитала. По совокупности данных факторов конкуренция в банковском секторе Беларуси минимальна. Не случайно у банков-монополистов сконцентрирована основная масса проблемных кредитов.

4. Недостаточная прозрачность  деятельности банков. Монополизм  огосударствленных банков породил избирательность процедуры банковского надзора. Результатом этого стали имевшие место «неожиданные» банкротства ряда коммерческих банков (Белбалтия, Белкомбанк и т.п.), длительное существование проблемных банков с просроченными лицензиями и высокая степень недоверия со стороны населения к банковской системе, вывоз капитала за границу [3, c. 11].

5. Низкое качество банковского менеджмента. Обобщение опыта функционирования тех белорусских банков, которые время от времени оказывались в кризисной ситуации, показывает, что основной причиной их несостоятельности и банкротства выступил некачественный менеджмент.

Следует признать, что подавляющая часть белорусских банков значительно отстает по качеству менеджмента не только от требований времени, но и от активности своих ближайших конкурентов по единому экономическому пространству Союза двух государств – российских банков. Исчерпание экстенсивных факторов роста и грядущие изменения в экономической политике потребуют наполнить новым содержанием традиционную роль банка как финансового посредника [40, c. 641].

Дальнейшая концентрация банковских активов «системообразующими банками» может привести к возникновению особого варианта трехуровневой системы, где второй уровень будет представлен крупными отраслевыми (одновременно универсальными) банками, а третий – маломощными коммерческими банками. Можно ожидать, что в таких условиях межотраслевой перелив капитала будет исключен, а хозяйствующие субъекты будут лишены права выбора обслуживающего банка. Разнообразие и качество банковских услуг от этого только пострадают. Анализ показывает, что наиболее высокий показатель отношения прибыли к активам имеют средние банки, а крупные «уполномоченные» банки не являются здесь лидерами.

Перестройка банковской системы и выделение главных  банков в качестве особого второго  уровня неизбежно выдвигают вопрос о закреплении полномочий по аккумулированию свободных денежных средств населения. Лицензирование такой деятельности, ограничение общей суммы вкладов населения массой собственного капитала, контроль за процентной политикой и т.д. – эти действия необходимы.

Среди основных причин, сдерживающих инвестиционную активность банков, выделяются общая слабость ресурсной базы и долгосрочной депозитной базы, а также высокая инфляция, Обесценивающая накопление денежного капитала, тотальная убыточность государственных предприятий реального сектора экономики. Решение указанных проблем требует принятия комплексных мер по улучшению показателей рентабельности, ликвидности, качества кредитного портфеля, достаточности капитала, динамики роста и качества услуг.

Одним из важных элементов  рыночной экономики в развитых капиталистических странах является развитие предпринимательства. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь началось с образования самостоятельного белорусского государства.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, на 01.10.2011 составило 191815, из них количество плательщиков единого налога — 112961. В Беларуси по состоянию на 1 октября 2010 года функционировало 32 тысячи малых предприятий. За 2010 год количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 13866 человек (8%), количество плательщиков единого налога — на 5210 человек (5%). Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2009 годом возросла на 119,5 млрд. рублей или на 22,6% и составила 646,8 млрд. рублей, из них 232,9 млрд. рублей — сумма единого налога, наметилась устойчивая тенденция роста поступлений в бюджет от индивидуальных предпринимателей. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, работ, услуг по народному хозяйству за январь-декабрь 2010 года составила 21,0% [51].

Следует отметить, что  нельзя однозначно определять негосударственный  сектор экономики как единственную альтернативу государственному сектору. Данные, приведенные в таблице, опровергают традиционное мнение о государственном секторе как неэффективном сегменте экономики.

Таблица - Относительная производительность труда в

различных секторах экономики европейских стран в 1999 г.

Страны

Государственный сектор

Негосударственный сектор

Франция

120, 3

96, 9

Германия

115, 9

98, 5

Италия

120, 3

96, 2

Великобритания

116, 7

98, 9

Испания

133, 3

97, 3

Португалия

140, 7

92, 7

Бельгия

91, 8

100, 1

Голландия

186, 7

94, 5

Греция

130, 0

94, 7

Дания

103, 5

99, 7

Ирландия

126, 2

96, 9

Люксембург

85, 1

100, 7

Всего по группе стран

113, 2

98, 4


Примечание - Источник: [21, с. 62].

В Республике Беларусь работа над созданием благоприятного климата  для развития малого бизнеса и частного предпринимательства ведется около 10 лет. За это время в республике созданы центры поддержки предпринимателей и налажена система кредитования банками малых предприятий.

Сегодня малый бизнес приносит Беларуси более 8 процентов внутреннего валового продукта. Работает более 30 тысяч малых предприятий. К концу  2010 года количество занятых в секторе достигло 15 процентов от занятых в экономике.

Становлению предпринимательства  во многом способствовала стабильная макроэкономическая ситуация в стране. Большинство малых предприятий действует в сфере торговли и общепита – более 40 процентов, а также в промышленности и строительстве. Устойчивы позиции белорусских предпринимателей в сфере транспорта и связи, а также здравоохранения, физической культуры [51].

Вместе с тем, существует ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

- преимущественная ориентация  предпринимательских структур на  деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;

- территориальная структура  этого сектора не вполне отвечает  приоритетам развития страны. К концу 2010 года более 40 процентов малых предприятий и до 80 процентов индивидуальных предпринимателей были сконцентрированы в крупных населенных пунктах страны и сосредоточены в сфере оптовой и розничной торговли;

- недолговечность большинства  предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

- вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

- «размывание» специфики  функций поддержки малых предприятий,  их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в  частности,  резко  повышает  требования  к  размеру  государственных затрат;

- отсутствие оперативного  контроля показателей деятельности  субъектов 

малого предпринимательства [21, с. 62].

Одна из актуальных проблем производственного бизнеса сегодня – сложная система налогообложения. Все это в конечном итоге приводит к увеличению себестоимости продукции, снижению  конкурентоспособности наших производителей.

Основными направлениями  совершенствования налоговой системы нашей страны, на наш взгляд, должны стать сокращение количества видов налогов и сборов, упрощение в результате этого процедур налогового администрирования, бухгалтерского учета и отчетности, постепенная отмена оборотных платежей, снижение общей налоговой нагрузки. 

Необходима либерализация  условий создания и функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, а также усовершенствование механизмов поддержки и стимулирования деловой активности населения, снижение административных барьеров. Современный этап характеризуется тем, что на уровне государства и общества развитие предпринимательства рассматривается  как один из существенных источников стабильного экономического роста. Приоритетом является инновационное развитие.

В настоящее время  в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров [21, с. 63].

Для развития предпринимательства  в   Республике Беларусь основными  задачами на ближайшую перспективу  являются:

- применение заявительного  порядка регистрации малых предприятий и сокращение числа лицензированных видов деятельности;

- гарантия упрощенного льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно – технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

- гарантия сохранения  уровня налогообложения, действовавшего  на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

- расширение сети финансовых  институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

- активизация государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

- создание системы  гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;

- повышение достоверной  статистической отчётности о  развитии малого бизнеса [21, с. 64].

Осуществление указанных  мероприятий позволит создать условия  для эффективного развития предпринимательства в Республике Беларусь. На это нацеливают и положения Директивы Президента  Республики Беларусь № 4.

Рассмотрение сущности и особенностей рыночной экономики  Республики Беларусь в современных условиях позволяет сделать вывод, что в настоящее время она пока еще находится в стадии становления, переходный период пока еще не закончился. Во многом чрезмерным является вмешательство государства в нормальное развитие рыночных процессов. Настоятельно требуется проведение дальнейших мероприятий по разгосударствлению и приватизации государственной собственности, уменьшению ее доли в народном хозяйстве страны; созданию надлежащих условий, стимулирующих развитие предпринимательства.

2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике    Республики Беларусь

 

Объектами конституционного регулирования экономической жизни  Республики Беларусь являются такие фундаментальные ее основы, как характер экономики страны, отношения собственности, труд, экономическая деятельность, распределение, финансы и др.

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь