Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа
Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70
Регулирование экономики государством в Республике Беларусь осуществляется на основе положений ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Характер конституционного
регулирования экономики в
Государственное регулирование экономической деятельности в Республике Беларусь строится на следующих основных принципах.
Принцип законности, который в Республике Беларусь провозглашен в качестве важнейшего принципа деятельности государства, его органов и должностных лиц. Согласно данному принципу все участники экономических отношений должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.
Действующим законодательством предусмотрены меры по обеспечению законности в процессе осуществления экономической деятельности. Так, согласно ст. 12 ГК РБ ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления признается судом недействительным по требованию лица, чьи права нарушены, а в случаях, предусмотренных законодательством, - по требованию других лиц [37, с. 33].
Возмещение юридическим и физическим лицам ущерба определяется законодательством о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам экономической деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.
Принцип неприкосновенности собственности означает, что собственность, приобретенная законным способом, охраняется законом и защищается государством. Ее принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Норма ст. 236 ГК РБ содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия имущества у собственника (отчуждение имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать данному лицу; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка; выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей и др.).
Принцип свободы договора. Согласно ст. 391 ГК Республики Беларусь свобода договора состоит прежде всего в закреплении за субъектами прав на инициативу в заключении договора. Применительно к сфере экономической деятельности это означает свободу хозяйствующего субъекта самостоятельно определять, когда и с кем и какой договор он желает заключить. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.
Принцип государственного
регулирования экономической
Принцип конкуренции
и ограничения монопольной
Закон защищает только добросовестную конкуренцию. Он противодействует монополистической деятельности, направленной на подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке [6, с. 161].
Пункт 1 Директивы № 4 установлено, что в целях обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности необходимо:
- осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров
(работ, услуг);
- исключить вмешательство
органов государственного
- отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
- сохранить государственное
регулирование цен только
на продукцию организаций-монополи
- не допускать установления
межобластных и иных
- проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков;
- обеспечить введение
в Республике Беларусь возможно
Принцип обеспечения защиты нарушенных прав. В силу этого принципа юридические и физические лица вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства. Конкретные способы защиты нарушенных прав предусмотрены ст. 11 ГК Республики Беларусь (признание сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и другие).
Судебная защита является основной формой защиты прав юридических и
физических лиц в Республике Беларусь. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Отказ от права на обращение в суд недействителен.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:
1) цели государственного регулирования (стратегические и текущие);
2) методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
3) формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
4) субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
5) объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).
Одной из основных функций государства в экономике становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений [40, с. 364].
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.
Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики. Во-вторых, переориентация самой государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. В-третьих, переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики.
Еще одним важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как социально-экономическое развитие, так и темпы экономического роста.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества.
Основные положения действующей политики государства по выработке стратегии и тактики реформирования отражены в важнейших государственных социально-экономических документах, таких, например, как Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. В нем зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально-экономического развития, которая определена как социально-ориентированная рыночная экономика.
Разработку экономической политики осуществляют органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства: парламент, правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления; центральный банк страны; различные союзы и ассоциации — промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей; страховые общества, фонды имущества, пенсионные кассы и др. [3, с. 14].
Важнейшей функцией государства в переходный период является законотворческая деятельность, приобретающая в трансформационной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений — защиты прав собственности, конкуренции; проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; законодательного обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической. В Республике Беларусь принят пакет законов, устанавливающих поведение субъектов экономики на рынке. Вместе с тем, недостатки существующего законодательного обеспечения экономической деятельности субъектов хозяйствования требует принятия дальнейших мер в этой области. В п. 9 Директивы № 4 предписано обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В этих целях:
- установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
- при принятии нормативных право
- исключить придание нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности;
- ввести в практику
работы республиканских
Государство использует прямые и косвенные методы регулирования. На первоначальном этапе переходной экономики преобладают первые, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще в полной мере не создана. В-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только прямым воздействием государства.
Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь