Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Регулирование экономики  государством в Республике Беларусь осуществляется на основе положений ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Характер конституционного регулирования экономики в решающей мере зависит от того, какой ее тип закрепляется в данной конституции. Если речь идет о рыночной (либеральной) экономике демократической страны, то такое регулирование, как правило, ограничивается установлением сравнительно небольшого числа общих принципов и положений, относящихся к характеристике экономической политики государства, реализации экономических прав и свобод человека и фундаментальных основ экономической жизни [27, с. 38].

Государственное регулирование  экономической деятельности в Республике Беларусь строится на следующих основных принципах.

Принцип  законности, который в Республике  Беларусь провозглашен в качестве важнейшего принципа деятельности государства, его органов и должностных лиц. Согласно данному принципу все участники экономических отношений должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.

Действующим законодательством  предусмотрены меры по обеспечению  законности в процессе осуществления  экономической деятельности. Так, согласно ст. 12 ГК РБ ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления признается судом недействительным по требованию лица, чьи права нарушены, а в случаях, предусмотренных законодательством, - по требованию других лиц [37, с. 33].

Возмещение юридическим  и физическим лицам ущерба определяется законодательством о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам экономической деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.

Принцип неприкосновенности собственности означает, что собственность, приобретенная законным способом, охраняется законом и защищается государством. Ее принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Норма ст. 236 ГК РБ содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия имущества у собственника (отчуждение имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать данному лицу; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка; выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей и др.).

Принцип свободы договора. Согласно ст. 391 ГК Республики Беларусь свобода договора состоит прежде всего в закреплении за субъектами прав на инициативу в заключении договора. Применительно к сфере экономической деятельности это означает свободу хозяйствующего субъекта самостоятельно определять, когда и с кем и какой договор он желает заключить. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Принцип государственного регулирования экономической деятельности. Государство создает условия для основ рыночной экономики – свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Оно воздействует на участников экономических отношений преимущественно путем применения экономических мер и методов. В частности, цены и ценообразование используются государством для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами. Для реализации государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии. Там, где общественные интересы требуют защиты, компетентные органы государства вправе давать обязательные предписания, привлекать виновных лиц к соответствующим видам ответственности (административной, уголовной и т.д.) [39, с. 34].

Принцип конкуренции  и ограничения монопольной деятельности. Данный принцип стимулирует производство высококачественных, конкурентоспособных товаров (работ, услуг), способствует устранению плохо работающих предприятий, которые в силу убыточности или неплатежеспособности подлежат в установленном порядке реорганизации или ликвидации.

Закон защищает только добросовестную конкуренцию. Он противодействует монополистической деятельности, направленной на подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке [6, с. 161].

Пункт 1 Директивы № 4 установлено, что в целях обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности необходимо:

- осуществить переход  к рыночным механизмам ценообразования, способствующим  повышению  качества  и  конкурентоспособности  товаров

(работ, услуг);

- исключить вмешательство  органов государственного управления  в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;

- отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

- сохранить  государственное   регулирование  цен  только  на  продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения;

- не допускать установления  межобластных и иных региональных  ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг);

- проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков;

- обеспечить введение  в Республике Беларусь возможности электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.

Принцип обеспечения  защиты нарушенных прав. В силу этого принципа юридические и физические лица вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства. Конкретные способы защиты нарушенных прав предусмотрены ст. 11 ГК Республики Беларусь (признание сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и другие).

Судебная защита является основной формой защиты прав юридических и

физических лиц в  Республике Беларусь. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:

1) цели государственного регулирования (стратегические и текущие);

2) методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);

3) формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);

4) субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);

5) объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).

Одной из основных функций государства в экономике становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений [40, с. 364].

В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.

Во-первых,  это  создание  правовых  и  организационных  институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики. Во-вторых, переориентация самой государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. В-третьих, переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики.

Еще одним важнейшим  направлением деятельности государства  является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как  социально-экономическое развитие, так и темпы экономического роста.

Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества.

Основные положения действующей политики государства по выработке стратегии и тактики реформирования отражены в важнейших государственных социально-экономических документах, таких, например, как Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. В нем зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально-экономического развития, которая определена как социально-ориентированная рыночная экономика.

Разработку экономической политики осуществляют органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства: парламент, правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления; центральный банк страны; различные союзы и ассоциации — промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей; страховые общества, фонды имущества, пенсионные кассы и др. [3, с. 14].

Важнейшей функцией государства в переходный период является  законотворческая деятельность, приобретающая в трансформационной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений — защиты прав собственности, конкуренции; проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; законодательного обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической. В Республике Беларусь принят пакет законов, устанавливающих поведение субъектов экономики на рынке. Вместе с тем, недостатки существующего законодательного обеспечения экономической деятельности субъектов хозяйствования требует принятия дальнейших мер в этой области. В п. 9 Директивы № 4 предписано обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки   нормативных   актов,  регулирующих    предпринимательскую деятельность. В этих целях:

- установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;

- при принятии нормативных правовых актов (подготовке соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу таких нормативных правовых актов должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности);

- исключить придание нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности;

- ввести в практику  работы республиканских органов  государственного управления и  иных государственных организаций,  подчиненных Правительству Республики  Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания при этих государственных органах (организациях) общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов, других организаций в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) средствах массовой информации.

Государство использует прямые и косвенные методы регулирования. На первоначальном этапе переходной экономики преобладают первые, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще в полной мере не создана. В-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только прямым воздействием государства.

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь