Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Разнородный характер экономических  отношений диктует необходимость применения различных методов правового регулирования этих отношений.

Методы прямого государственного регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти и действующем законодательстве. К ним относятся:

- целевые программы  и планы, определяющие стратегические цели развития экономики;

- государственные заказы  на поставки определенных видов  продукции, выполнение работ,  оказание услуг;

- государственная поддержка  программ, заказов и контрактов;

- нормативные требование  к качеству продукции;

- ограничения и запреты  по выпуску определенных видов  продукции;

- выдача лицензий на  определенные виды экономической  деятельности.

К методам косвенного государственного регулирования относятся  такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним относятся:

- уровень налогообложения;

- регулирование цен;

- платежи на ресурсы,  ставки процента за кредит  и кредитные льготы;

- таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют [6, с. 163].

Нормы законодательства, регулирующие экономическую деятельность, можно условно разделить на четыре основные группы:

1) нормы, регулирующие  порядок создания, реорганизации,  ликвидации и внутреннюю организацию субъектов хозяйствования;

2) нормы, регулирующие  общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления экономической деятельности (производства продукции, выполнении работ, оказании услуг и т.д.);

3) нормы, регулирующие  общественные отношения, возникающие  в процессе государственного регулирования экономической деятельности;

4) нормы, регулирующие  порядок  рассмотрения  хозяйственных  (экономических) споров [48, с. 85].

Директивой № 4 предписано завершить гармонизацию налоговой  системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. Расширить применение в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сократить финансовую отчетность (п. 4).

Отдельно выделяется в Конституции право собственности  государства на важнейшие природные объекты. В соответствии с ч. 6 ст. 13 Конституции, недра, воды, лес составляют исключительную собственность государства. Эти положения конкретизируются в нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды и природопользования.

Ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 года № 406-З (далее – Кодекс о недрах) определяет, что недра являются исключительной собственностью государства. Государство реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные государственные органы. Недра не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вклада в уставный фонд, а также предметом отчуждения в иной форме.

Право собственности  на добытые полезные ископаемые принадлежит  недропользователю, осуществившему их добычу на законном основании, если иное не установлено законодательными актами или концессионным договором [26, ст. 6].

Согласно ст. 8 Кодекса о недрах государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы  в соответствии с их компетенцией.

В Водном кодексе Республики Беларусь от 15 июля 1998 года № 191-З (далее – ВК РБ) указывается, что все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь [10, ст. 7].  Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь. К водному фонду относятся:

- поверхностные воды (водные объекты) – реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.;

- подземные воды.

Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также его территориальные органы и иные специально уполномоченные на то органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь [10, ст. 7].

 В соответствии со ст. 7 Лесного  кодекса Республики Беларусь от 14 июля 2000 года № 420-З леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Учитывая большую важность для государства, в ч. 6 ст. 13 Конституции закреплено, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В ст. 13 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года № 425-З указано, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения. В отношении данной категории земель установлено особый порядок их предоставления в пользование, контроль за целевым использованием таких земель.

 В Конституции серьезное  внимание уделяется также общим  принципам государственной политики в области трудовой деятельности и распределения. В ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд. Конституционное право на труд включает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Такая формулировка означает, что, во-первых, человек может реализовать свои способности к труду не только в порядке найма (например, путем заключения трудового договора), но и в качестве предпринимателя, фермера и т.п., во-вторых, эти способности можно реализовать с учетом общественных потребностей, отсутствие их может привести к тому, что в том или ином регионе, и в целом в рамках государства будут лица незанятые (безработные) в силу того, что рынок труда обеспечен теми или иными специалистами [12, с. 56].

Согласно трудовому законодательству, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (ст. 21 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999года № 296-З с изменениями и дополнениями, далее – ТК РБ). Перечень легких видов работы, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утверждается Правительством или уполномоченным им органом.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых  работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Прием  в члены кооператива допускается с 16 лет.

Экономические и социальные интересы граждане могут защищать различными способами. Среди них наиболее распространенные – обращение в комиссию по трудовым спорам, в суд, объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений), прекращение работы (забастовка) [12, с. 57].

Право на объединение  в профсоюзы имеют все граждане без какого-либо различия, в том  числе и лица, которые обучаются  в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

Принадлежность или  непринадлежность к профессиональным союзам не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение принадлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.

Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и им семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности [24, ст. 42].

В Конституции закреплены гарантии наемных работников на вознаграждение, которое должно быть справедливым и не ниже уровня, обеспечивающего такому лицу и его семье свободное и достойное существование.

Исходя из минимального потребительского бюджета, Правительством устанавливается размер минимальной заработной платы. В коллективных договорах (соглашениях, кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая из бюджета и пользующаяся государственными дотациями) может предусматриваться более высокий размер минимальной заработной платы [12, с. 57].

Формы, системы и размеры  оплаты труда работников предусмотрены  Трудовым кодексом Республики Беларусь. Мужчины и женщины получают равную оплату за равный труд. Особой защитой подлежат несовершеннолетние. Заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников моложе 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.

В Трудовом кодексе закреплено, что заработная плата выплачивается  в денежных единицах Республики Беларусь. Замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты) возможна только с согласия работника. Выплата заработной платы работникам производится, как правило, по месту выполнения ими работы. По желанию работника заработная плата полностью или частично перечисляется на счет в банке.

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в срок, указанный в Трудовом кодексе, выплатить не оспариваемую им сумму.

В качестве конституционного закреплено право трудящихся на отдых. Для работающих по найму это право  обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха [24, ст. 43].

В законодательстве о  труде содержится ряд норм, посвященных  правовому регулированию времени отдыха трудящихся. Время отдыха включает перерыв для отдыха и питания в период рабочего дня, выходные дни, еженедельный непрерывный отдых, праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы.

Временем отдыха по трудовому  законодательству считается время, в течение которого работник освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению [16, с. 22].

В настоящее время  государством уделяется большое  внимание по исключению излишнего регулирования рынка труда. П. 7 Директивы № 4 указано, что в этих целях необходимо:

- расширить права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности;

- придать рекомендательный  характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;

- расширить применение  гибких форм занятости населения;

- включить в программы  повышения квалификации руководителей  и специалистов государственных органов вопросы стимулирования предпринимательской и иной инициативной деятельности граждан во всех сферах экономики страны;

- создать эффективную  национальную систему делового  образования. Предоставить право  некоммерческим организациям, в  том числе предпринимательским объединениям (союзам, ассоциациям), центрам поддержки предпринимательства, на проведение в установленном порядке учебных мероприятий в сфере управления и предпринимательской деятельности с самостоятельным установлением сроков такого обучения и выдачей сертификата собственного образца.

 В заключение  данного вопроса следует отметить, что регулирующая роль государства в экономической политике Республики Беларусь закрепляется в Конституции по ее важнейшим направлениям: обеспечения гарантий всех форм собственности; регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества; правовой охраны объектов, находящихся в исключительной собственности государства; закрепления права трудящихся принимать участие в управлении предприятием; гарантирование основных социально-экономических прав граждан. Существующая система регулирования государством экономической политики Республики Беларусь нуждается в дальнейшем совершенствовании в направлении охраны неприкосновенности любых форм собственности, повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, созданию правовых условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь