Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа
Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70
Разнородный характер экономических
отношений диктует необходимост
Методы прямого
- целевые программы и планы, определяющие стратегические цели развития экономики;
- государственные заказы
на поставки определенных
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- нормативные требование к качеству продукции;
- ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
- выдача лицензий на
определенные виды
К методам косвенного государственного регулирования относятся такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним относятся:
- уровень налогообложения;
- регулирование цен;
- платежи на ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют [6, с. 163].
Нормы законодательства, регулирующие экономическую деятельность, можно условно разделить на четыре основные группы:
1) нормы, регулирующие порядок создания, реорганизации, ликвидации и внутреннюю организацию субъектов хозяйствования;
2) нормы, регулирующие
общественные отношения,
3) нормы, регулирующие
общественные отношения,
4) нормы, регулирующие порядок рассмотрения хозяйственных (экономических) споров [48, с. 85].
Директивой № 4 предписано завершить гармонизацию налоговой системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. Расширить применение в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сократить финансовую отчетность (п. 4).
Отдельно выделяется
в Конституции право
Ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 года № 406-З (далее – Кодекс о недрах) определяет, что недра являются исключительной собственностью государства. Государство реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные государственные органы. Недра не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вклада в уставный фонд, а также предметом отчуждения в иной форме.
Право собственности на добытые полезные ископаемые принадлежит недропользователю, осуществившему их добычу на законном основании, если иное не установлено законодательными актами или концессионным договором [26, ст. 6].
Согласно ст. 8 Кодекса о недрах государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией.
В Водном кодексе Республики Беларусь от 15 июля 1998 года № 191-З (далее – ВК РБ) указывается, что все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь [10, ст. 7]. Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь. К водному фонду относятся:
- поверхностные воды (водные объекты) – реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.;
- подземные воды.
Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также его территориальные органы и иные специально уполномоченные на то органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь [10, ст. 7].
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Республики Беларусь от 14 июля 2000 года № 420-З леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.
Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Учитывая большую важность для государства, в ч. 6 ст. 13 Конституции закреплено, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В ст. 13 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года № 425-З указано, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения. В отношении данной категории земель установлено особый порядок их предоставления в пользование, контроль за целевым использованием таких земель.
В Конституции серьезное
внимание уделяется также
Согласно трудовому законодател
Запрещается применение
труда лиц моложе 18 лет на тяжелых
работах и на работах с вредными
или опасными условиями труда, на
подземных и горных работах. Прием
в члены кооператива допускаетс
Экономические и социальные интересы граждане могут защищать различными способами. Среди них наиболее распространенные – обращение в комиссию по трудовым спорам, в суд, объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений), прекращение работы (забастовка) [12, с. 57].
Право на объединение в профсоюзы имеют все граждане без какого-либо различия, в том числе и лица, которые обучаются в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.
Все профсоюзы пользуются равными правами.
Принадлежность или
непринадлежность к профессиональным
союзам не влечет за собой каких-либо
ограничений трудовых, социально-экономических,
политических, личных прав и свобод
граждан, гарантируемых законодательство
Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и им семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности [24, ст. 42].
В Конституции закреплены гарантии наемных работников на вознаграждение, которое должно быть справедливым и не ниже уровня, обеспечивающего такому лицу и его семье свободное и достойное существование.
Исходя из минимального потребительского бюджета, Правительством устанавливается размер минимальной заработной платы. В коллективных договорах (соглашениях, кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая из бюджета и пользующаяся государственными дотациями) может предусматриваться более высокий размер минимальной заработной платы [12, с. 57].
Формы, системы и размеры оплаты труда работников предусмотрены Трудовым кодексом Республики Беларусь. Мужчины и женщины получают равную оплату за равный труд. Особой защитой подлежат несовершеннолетние. Заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников моложе 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.
В Трудовом кодексе закреплено, что заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь. Замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты) возможна только с согласия работника. Выплата заработной платы работникам производится, как правило, по месту выполнения ими работы. По желанию работника заработная плата полностью или частично перечисляется на счет в банке.
При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в срок, указанный в Трудовом кодексе, выплатить не оспариваемую им сумму.
В качестве конституционного закреплено право трудящихся на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха [24, ст. 43].
В законодательстве о труде содержится ряд норм, посвященных правовому регулированию времени отдыха трудящихся. Время отдыха включает перерыв для отдыха и питания в период рабочего дня, выходные дни, еженедельный непрерывный отдых, праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы.
Временем отдыха по трудовому законодательству считается время, в течение которого работник освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению [16, с. 22].
В настоящее время государством уделяется большое внимание по исключению излишнего регулирования рынка труда. П. 7 Директивы № 4 указано, что в этих целях необходимо:
- расширить права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности;
- придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
- расширить применение
гибких форм занятости
- включить в программы
повышения квалификации
- создать эффективную
национальную систему делового
образования. Предоставить
В заключение
данного вопроса следует
Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь