Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:33, лекция
Настоящая Концепция правовой информатизации России разработана
по инициативе Государственно-правового управления Президента
Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции
генерального заказчика систем правовой информации, в целях
активизации процесса создания государственных правовых
информационных систем.
КОНЦЕПЦИЯ
правовой информатизации России
(В редакции указов Президента Российской Федерации
от 19.11.2003 г. N 1365; от 22.03.2005 г. N 329)
I. Основные положения
Настоящая
Концепция правовой
по инициативе Государственно-правового управления Президента
Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции
генерального заказчика систем правовой информации, в целях
активизации процесса создания государственных правовых
информационных систем.
Стремительное качественное обновление общества, становление
рыночной экономики, построение демократического правового
государства - эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план
решение глобальной задачи - формирования в России единого
информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую
информированность всех структур общества и каждого гражданина в
отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в
условиях демократии.
Удобное распределение и использование информации для
удовлетворения социальных потребностей является едва ли не
главнейшим достоинством в окружающем нас мире и, как следствие, в
результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и
между различными социальными группами общество может развиваться
более динамично.
Поступательное развитие демократии возможно лишь тогда, когда
между гражданами существует более или менее прочное согласие, когда
их сближают общие взгляды, установки, информация. Современная
информационная система должна давать гражданам уверенность в
качестве своих знаний, в реальной способности влиять на
общественные процессы. Решения, оказавшиеся неверными, чаще всего
бывают следствием недостатка объективной информации, а не
отсутствия компетентности или неэффективного использования той
имеющейся информации, которая попала в официальные информационные
каналы.
Между тем на сегодняшний день крайне остро ощущается дефицит
даже элементарных
информационно-юридических
другими факторами оказывает весьма серьезное негативное влияние на
общественное правосознание и правопорядок в России. Отсутствие
развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан
возможности эффективно
участвовать через
в принятии решений из-за недоступности релевантной информации.
Проблема в том, что государство не только не предоставляет
гражданам возможность получать информацию о действующем
законодательстве, но и само не располагает достаточно эффективными
системами правовой информации.
Необходимо
создать действенные
счет более полной правовой информированности граждан повышение
эффективности права и его применения, и тем самым усилить то, что
можно было бы назвать "правовой плотностью общества". Этой цели в
значительной степени будет способствовать правовая информатизация
общества, основанная на решении двуединой задачи: информатизация
правовой сферы - с одной стороны, и обеспечение законодательного
регулирования правоотношений в сфере информатизации - с другой.
Под правовой информатизацией России понимается процесс
создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения
информационно-правовых потребностей государственных и общественных
структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе
эффективной организации
и использования
применением прогрессивных технологий.
Пути совершенствования процесса правовой информатизации
общества многообразны, поэтому необходимо четкое определение целей,
методов организационных форм решения поставленной задачи, т. е.
формирование ее научных основ.
Правовая информатизация осуществляется одновременно по
следующим направлениям:
информатизация правотворческой деятельности;
информатизация
правореализационной
правовое
обеспечение процессов
Государственная политика Российской Федерации в области
формирования и использования правовых информационных ресурсов и
обеспечения этими ресурсами потребностей социального и
экономического развития страны осуществляется с учетом интересов
субъектов Российской Федерации, тенденций международного
сотрудничества в области правовой информатики, реальных
возможностей индустрии информатизации в условиях рыночной
экономики.
II. Цели и задачи правовой информатизации
Главными
целями правовой
информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности
органов государства;
информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к
государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;
сохранение
и структурирование
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих
задач:
разработка основ государственной политики в области
формирования
и использования информационно-
развитие
индустрии правовой
координация работ по формированию и использованию
информационных ресурсов Российской Федерации;
обеспечение использования общей коммуникационной среды,
единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по
ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых
компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также
поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях
рынка;
организация и финансирование работ по информатизации правовой
сферы;
обеспечение информационной безопасности, права на информацию;
обеспечение сертификации и лицензирования информационных
ресурсов и информационных услуг в правовой сфере;
обеспечение обмена банками правовой информации различных
уровней в едином информационно-правовом пространстве;
создание
научно-технической продукции
на основе новейших информационных технологий;
организация
и осуществление
области формирования и использования правовых информационных
ресурсов;
подготовка нормативных актов и нормативно-технической
документации в области правовой информатизации.
Информатизация правовой сферы осуществляется путем создания
эталонной географически децентрализованной правовой базы,
используемой в общенациональном информационном пространстве. Вся
совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации,
реализованных в виде территориально распределенной сети
стационарных и тиражируемых банков нормативных актов всех видов,
иной правовой и социальной информации, образует Российскую
автоматизированную систему информационно-правового обеспечения
правотворческой и правореализационной деятельности, правового
образования и воспитания (далее именуется - РАСИПО).
Очевидно, что подобная глобальная система может строиться
только как многоуровневая, начиная от общей гетерогенной сети
телекоммуникации высших органов государственной власти и
управления, объединяющей локальные сети эталонных банков правовой
информации, и кончая региональными сетями, связанными с базовыми
региональными центрами, с учетом возможной эволюции как отдельных
компонентов, так и системы в целом и с обязательным согласованием
интересов всех уровней.
Органы государственной власти и управления, Конституционный
Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации,
Высший арбитражный суд Российской Федерации формируют и
актуализируют эталонные банки только тех правовых актов, которые
принимают сами (под эталонным банком понимается совокупность
эталонных электронных копий правовых актов), и передают копии этих
банков и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы
правовой информации.
Узел системы правовой информации - это субъект права, имеющий
лицензию и распространяющий или обеспечивающий доступ к
сертифицированной правовой информации.
Работу по организации интегральных банков нормативных актов,
формируемых из копий эталонных банков, а также по обеспечению к ним
оперативного доступа пользователей других уровней системы
целесообразно возложить на центральный узел системы правовой
информации, функции которого в соответствии с распоряжением
Информация о работе Концепция правовой информатизации России