Концепция правовой информатизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:33, лекция

Краткое описание

Настоящая Концепция правовой информатизации России разработана

по инициативе Государственно-правового управления Президента

Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом

Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции

генерального заказчика систем правовой информации, в целях

активизации процесса создания государственных правовых

информационных систем.

Файлы: 1 файл

информатика.docx

— 38.99 Кб (Скачать)

Президента  Российской  Федерации  от  24 сентября 1992 г. N 536-рп

выполняет научно-технический  центр  правовой  информации  "Система"

(далее именуется  - НТЦ "Система").

     Основной  объем  работ  по  обеспечению   правовой   информацией

широкого  круга  потребителей  должны  будут выполнять  региональные

узлы правовой информации. В их функции входит:

     получение  копий   эталонных  банков  нормативных  актов  и   их

изменений, организация  и ведение копий банков;

     организация,  накопление,  хранение  и  ведение   актов  местных

органов власти и управления данного региона;

     организация  и  осуществление  поиска  информации  по  запросам

пользователей в локальном и удаленном режимах;

     организация  и  проведение  работ  по  правовой  информатизации

региона;

     консультативная  помощь   потребителям   региона   по  правовым

вопросам.

     Система  должна   быть   открыта   для   включения  новых,  как

центральных, так  и региональных узлов.

     Для  всех узлов системы должна  быть разработана унифицированная

комплексная технология обработки правовой информации,  включающая в

себя  ввод  и  предварительную  обработку  (формальный и логический

контроль) данных,  их семантическую  и  лингвистическую  обработку,

хранение,  восстановление  и  дублирование  информации и,  наконец,

оперативное предоставление информации потребителям.

 

                 III. Информационно-правовое поле

 

     Ценность  любой  информационной  системы   определяется   прежде

всего   ее   информационными   ресурсами,  а  источниками  правовой

информации  являются   не   только   держатели   эталонных   банков

нормативных   актов,   но  также  и  региональные  центры  правовой

информации.  Эффективность функционирования  информационно-правовой

системы  в  значительной степени зависит от полноты и достоверности

информации и  регулярности ее поступления не только из  центральных,

но  и  из  региональных  источников.  Поэтому  целесообразно усилить

работу по  информатизации  на  региональном  уровне  и  решать  эту

проблему  с  двух  сторон  одновременно:  из  центра и региональных

опорных  зон  информатизации,  являющихся   одновременно   базовыми

центрами правовой информации регионов и коммуникационными  системами

транзитной транспортировки  данных для региональных  сетей.  Принцип

комплексного  согласованного развития всех элементов  системы должен

стать основополагающим для становления и совершенствования единой

информационной  технологии  в  сфере  права.  При  этом  в качестве

начальных  условий  принимается  существующее   состояние   дел   в

информатизации  правовой деятельности.

     Таким  образом,  общенациональная система   правовой  информации

должна   строиться   на   основе  информационно-логической  модели,

учитывающей  различный   уровень   теоретической   и   практической

подготовленности  и  технической  оснащенности  всех  потенциальных

абонентов системы  и позволяющей решать самые разнообразные  вопросы

-    от    весьма   специальных   технических,   математических   и

конструктивных  проблем  проектирования  до   чрезвычайно   сложных

политических,   правовых,   социальных,   финансовых,   трудовых  и

этических вопросов, актуальных для нашей сегодняшней  жизни.

     Информационные  ресурсы  Российской  Федерации  в правовой сфере

являются    принципиально    открытыми.    Исключение    составляют

информационные     ресурсы,    отнесенные    в    соответствии    с

законодательством  к  категориям  ограниченного  доступа.   Порядок

доступа  к  открытым информационным ресурсам определяется держателем

банка данных.

     Государственные  органы,   ответственные   за   формирование  и

использование  правовой  информации,   обеспечивают   условия   для

оперативного  и полного ее предоставления пользователям.

     В  процессе реализации системы  правовой  информации  необходимо

осуществить   интеграцию   информационных   фондов,  банков  и  баз

нормативных актов  в общем информационно-правовом поле.

     По  степени   репрезентативности  банков  нормативных  актов   в

РАСИПО можно выделить 5 уровней:

     1-й  уровень  -  эталонные  банки  правовых актов высших органов

государственной власти и управления;

     2-й  уровень  -  эталонные  банки   правовых  актов  центральных

органов федеральной  исполнительной власти Российской Федерации;

     3-й  уровень  -  эталонные банки  правовых актов государственных

органов субъектов  Федерации;

     4-й  уровень - локальные банки правовой  информации региональных

органов власти и управления;

     5-й  уровень объединяет локальные,  тематические и иные банки  и

базы  данных  отдельных  организаций,  предприятий  и   учреждений,

представляющих  широкий круг пользователей.

     Вся  совокупность эталонных,  локальных  и  тематических  банков

правовых  актов  всех  уровней,  а также совокупность международных

правовых актов,  затрагивающих интересы России, образует российский

интегрированный   территориально   распределенный   банк   правовой

информации,  адекватно  отображающий  состояния    объектов   и   их

отношений в  рассматриваемой предметной области.

     Интегрированная  сеть  связи  как  единая  материальная   база,

реализующая  всю  совокупность  процессов  обработки  и потребления

информации  по  всем  аспектам  правовой   деятельности,   является

важнейшим   элементом   РАСИПО   и   обеспечивает  функционирование

территориально  распределенного банка данных и  его взаимодействие  с

внешними   системами государств - участников  СНГ  и  международных

организаций.

     Информатизация  правовой сферы должна обеспечить  упорядочение и

систематизацию  информационно-правовых ресурсов в  правотворческой  и

правореализационной деятельности,  что возможно только в результате

активного участия  государственных структур в процессах  формирования

и актуализации банков правовой информации.

     Информационно-правовые  ресурсы  Российской  Федерации   должны

формироваться  из  банков  действующих правовых актов,  принимаемых

Верховным  Советом  Российской  Федерации,  Президентом  Российской

Федерации, Советом  Министров - Правительством Российской Федерации,

Конституционным  Судом  Российской   Федерации,   Верховным   Судом

Российской   Федерации,   Высшим   арбитражным   судом   Российской

Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти,

органами  государственной  власти и управления субъектов Российской

Федерации, органами местного самоуправления.

     Исходя  из     существующего    государственно-территориального

устройства   Российской   Федерации,   желания   приблизить    банк

непосредственно   к  потребителям  в  регионах,  а  также  учитывая

ограниченную  пропускную способность  каналов  передачи  информации,

целесообразно   организовать   структуру   РАСИПО   в   виде   сети

распределенных  банков нормативных актов трех категорий:

     эталонные  банки нормативных актов;

     мощные  центральные банки для тиражирования  нормативных актов и

обеспечения информацией  о них государственных органов, территорий и

регионов России;

     региональные банки  нормативных актов для обеспечения правовой

информацией регионов и территорий.

     РАСИПО как комплексная политематическая  система составляет

главную часть  информационно-правовых ресурсов Российской  Федерации

и  затрагивает  интересы  всех структур государства  и общества,  ее

мощности должны быть доступны практически  всем  гражданам  России.

Поэтому  в  рамках  организационно-правового  обеспечения  правовой

информатизации  необходимо распределить компетенцию  государственных

органов  по  формированию и использованию этих ресурсов,  закрепить

права и обязанности  поставщиков и потребителей информации, защитить

права  граждан.  Альтернатива  этому  -  огосударствление  техники,

соединение информатики  с  бюрократической  властью,  а  в  итоге  -

опасность наступления  оруэлловской социальной инженерии.

 

              IV. Правовое обеспечение информатизации

 

     Центры  правовой  информации,  обеспечивая   коллективный доступ

пользователей к вычислительным ресурсам и предоставляя им услуги по

переработке информации,  накапливают, хранят и обрабатывают большие

объемы данных.  Такая концентрация информации порождает  проблему ее

защиты  и  использования,  связанную  с проблемой собственности на

информацию,  а также с  предоставлением  пользователю  не  всех,  а

только  разрешенных  ему  вычислительных  ресурсов и  информационных

подмножеств.

     При определенных   условиях  обширные  банки  данных  правовой

информации могут  сделать оруэлловский "1984" более реальным, отсюда

понятно  и  возможное неоднозначное настроение общества в отношении

"эффективности"  больших информационных систем.  Любая монополизация

информации  рано  или поздно выльется в злоупотребления,  начиная с

сокрытия информации и  кончая  ее  незаконным  обнародованием.  Для

предотвращения       возможных      злоупотреблений      необходимы

институциональные ограничения,  и прежде  всего  в  сфере  правовой

Информация о работе Концепция правовой информатизации России