Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:33, лекция
Настоящая Концепция правовой информатизации России разработана
по инициативе Государственно-правового управления Президента
Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции
генерального заказчика систем правовой информации, в целях
активизации процесса создания государственных правовых
информационных систем.
Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. N 536-рп
выполняет научно-технический центр правовой информации "Система"
(далее именуется - НТЦ "Система").
Основной объем работ по обеспечению правовой информацией
широкого круга потребителей должны будут выполнять региональные
узлы правовой информации. В их функции входит:
получение копий эталонных банков нормативных актов и их
изменений, организация и ведение копий банков;
организация, накопление, хранение и ведение актов местных
органов власти и управления данного региона;
организация и осуществление поиска информации по запросам
пользователей
в локальном и удаленном
организация и проведение работ по правовой информатизации
региона;
консультативная помощь потребителям региона по правовым
вопросам.
Система должна быть открыта для включения новых, как
центральных, так и региональных узлов.
Для
всех узлов системы должна
быть разработана
комплексная технология обработки правовой информации, включающая в
себя ввод и предварительную обработку (формальный и логический
контроль) данных, их семантическую и лингвистическую обработку,
хранение, восстановление и дублирование информации и, наконец,
оперативное предоставление информации потребителям.
III. Информационно-правовое поле
Ценность любой информационной системы определяется прежде
всего ее информационными ресурсами, а источниками правовой
информации являются не только держатели эталонных банков
нормативных актов, но также и региональные центры правовой
информации.
Эффективность
системы в значительной степени зависит от полноты и достоверности
информации и регулярности ее поступления не только из центральных,
но и из региональных источников. Поэтому целесообразно усилить
работу по информатизации на региональном уровне и решать эту
проблему с двух сторон одновременно: из центра и региональных
опорных зон информатизации, являющихся одновременно базовыми
центрами правовой информации регионов и коммуникационными системами
транзитной транспортировки данных для региональных сетей. Принцип
комплексного согласованного развития всех элементов системы должен
стать основополагающим для становления и совершенствования единой
информационной технологии в сфере права. При этом в качестве
начальных условий принимается существующее состояние дел в
информатизации правовой деятельности.
Таким образом, общенациональная система правовой информации
должна строиться на основе информационно-логической модели,
учитывающей различный уровень теоретической и практической
подготовленности и технической оснащенности всех потенциальных
абонентов системы и позволяющей решать самые разнообразные вопросы
- от весьма специальных технических, математических и
конструктивных проблем проектирования до чрезвычайно сложных
политических, правовых, социальных, финансовых, трудовых и
этических вопросов, актуальных для нашей сегодняшней жизни.
Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере
являются принципиально открытыми. Исключение составляют
информационные ресурсы, отнесенные в соответствии с
законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок
доступа к открытым информационным ресурсам определяется держателем
банка данных.
Государственные органы, ответственные за формирование и
использование правовой информации, обеспечивают условия для
оперативного и полного ее предоставления пользователям.
В процессе реализации системы правовой информации необходимо
осуществить интеграцию информационных фондов, банков и баз
нормативных актов в общем информационно-правовом поле.
По степени репрезентативности банков нормативных актов в
РАСИПО можно выделить 5 уровней:
1-й уровень - эталонные банки правовых актов высших органов
государственной власти и управления;
2-й уровень - эталонные банки правовых актов центральных
органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации;
3-й уровень - эталонные банки правовых актов государственных
органов субъектов Федерации;
4-й уровень - локальные банки правовой информации региональных
органов власти и управления;
5-й уровень объединяет локальные, тематические и иные банки и
базы данных отдельных организаций, предприятий и учреждений,
представляющих широкий круг пользователей.
Вся совокупность эталонных, локальных и тематических банков
правовых актов всех уровней, а также совокупность международных
правовых актов, затрагивающих интересы России, образует российский
интегрированный территориально распределенный банк правовой
информации, адекватно отображающий состояния объектов и их
отношений в рассматриваемой предметной области.
Интегрированная сеть связи как единая материальная база,
реализующая всю совокупность процессов обработки и потребления
информации по всем аспектам правовой деятельности, является
важнейшим элементом РАСИПО и обеспечивает функционирование
территориально распределенного банка данных и его взаимодействие с
внешними системами государств - участников СНГ и международных
организаций.
Информатизация
правовой сферы должна
систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и
правореализационной деятельности, что возможно только в результате
активного участия государственных структур в процессах формирования
и актуализации банков правовой информации.
Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации должны
формироваться из банков действующих правовых актов, принимаемых
Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской
Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации,
Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом
Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской
Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти,
органами государственной власти и управления субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления.
Исходя
из существующего
государственно-
устройства Российской Федерации, желания приблизить банк
непосредственно к потребителям в регионах, а также учитывая
ограниченную пропускную способность каналов передачи информации,
целесообразно организовать структуру РАСИПО в виде сети
распределенных банков нормативных актов трех категорий:
эталонные банки нормативных актов;
мощные
центральные банки для
обеспечения информацией о них государственных органов, территорий и
регионов России;
региональные банки нормативных актов для обеспечения правовой
информацией регионов и территорий.
РАСИПО как комплексная политематическая система составляет
главную часть информационно-правовых ресурсов Российской Федерации
и затрагивает интересы всех структур государства и общества, ее
мощности должны быть доступны практически всем гражданам России.
Поэтому в рамках организационно-правового обеспечения правовой
информатизации необходимо распределить компетенцию государственных
органов по формированию и использованию этих ресурсов, закрепить
права и обязанности поставщиков и потребителей информации, защитить
права граждан. Альтернатива этому - огосударствление техники,
соединение информатики с бюрократической властью, а в итоге -
опасность наступления оруэлловской социальной инженерии.
IV. Правовое обеспечение информатизации
Центры правовой информации, обеспечивая коллективный доступ
пользователей к вычислительным ресурсам и предоставляя им услуги по
переработке информации, накапливают, хранят и обрабатывают большие
объемы данных. Такая концентрация информации порождает проблему ее
защиты и использования, связанную с проблемой собственности на
информацию, а также с предоставлением пользователю не всех, а
только разрешенных ему вычислительных ресурсов и информационных
подмножеств.
При определенных условиях обширные банки данных правовой
информации могут сделать оруэлловский "1984" более реальным, отсюда
понятно и
возможное неоднозначное
"эффективности"
больших информационных систем.
информации рано или поздно выльется в злоупотребления, начиная с
сокрытия информации и кончая ее незаконным обнародованием. Для
предотвращения возможных злоупотреблений необходимы
институциональные ограничения, и прежде всего в сфере правовой
Информация о работе Концепция правовой информатизации России