Концепция правовой информатизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:33, лекция

Краткое описание

Настоящая Концепция правовой информатизации России разработана

по инициативе Государственно-правового управления Президента

Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом

Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции

генерального заказчика систем правовой информации, в целях

активизации процесса создания государственных правовых

информационных систем.

Файлы: 1 файл

информатика.docx

— 38.99 Кб (Скачать)

систем кодирования  правовой информации;

     организация  многоуровневой защиты информации;

     ведение  банка  периодических   терминов   с   толкованиями   и

разъяснениями;

     ведение  и тиражирование таблиц соответствия  и  других  средств

обеспечения совместимости  информации для ее обмена в системе;

     ведение  метабазы правовой информации (словаря баз данных );

     и,  самое    главное, обеспечение     интерактивного    доступа

юридических и  физических лиц к  распределенной базе данных правовой

информации.

 

  VII. Обеспечивающая часть Российской автоматизированной системы

       информационно-правового обеспечения  правотворческой и

     правореализационной  деятельности, правового образования  и

                            воспитания

 

     Обеспечивающую  часть  РАСИПО  составляют  научно-методическое,

информационное,  лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое

обеспечение.

     Научно-методическое  обеспечение должны  составлять  результаты

научных   исследований   и   разработок   по   основным  проблемам,

возникающим  при   создании,   эксплуатации   и   совершенствовании

автоматизированных   информационных   систем   в   правовой   сфере

деятельности (например,  кодификация и классификация,  семантика  и

формализация  нормативных предписаний,  моделирование  норм права на

ЭВМ,  стандартизация  структуры  и  содержания  нормативного  акта,

социологические    обследования,   опросы   общественного   мнения,

методология оценки эффективности нормативного  предписания,  оценка

эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы

создания тезаурусов, словарей и т. п.).

     Информационное  обеспечение   РАСИПО   составляют   входные   и

выходные  информационные  массивы,   формируемые   и   хранимые   в

общесистемных  и локальных базах данных.  Общесистемные базы данных

должны формироваться  в виде интегрированного  информационного  поля

на   основе   документальных   (в   том   числе полнотекстовых)  и

фактографических  баз  данных.  Локальные  базы   данных   содержат

информацию, необходимую  для работы одного или группы пользователей.

При разработке информационного обеспечения особое внимание  следует

уделить  решению  вопросов  придания  юридической  силы нормативным

актам на машинных носителях.

     Лингвистическое  обеспечение  включает  в   себя лингвистические

средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словари, словники

и  т.  п.),  способы и формы отражения  документов в банках данных и

базах знаний,  инструктивно-методические материалы,  а также методы

систематизации  законодательства  и  стандартизацию  терминологии с

учетом возможности  применения современных средств  информатизации.

     Основу  технического  и  технологического  обеспечения  ведения

эталонных   банков    правовой    информации    должны    составить

высокопроизводительные   универсальные   ЭВМ   с   широким  набором

периферийного  оборудования  и  средств  телекоммуникации.  Основой

технического   обеспечения  локальных  вычислительных  сетей  будут

персональные  ЭВМ различной мощности.

     При  разработке  программного обеспечения  РАСИПО следует решить

вопросы  унифицированного  выбора  операционных   систем,   средств

телекоммуникации   и  систем  управления  базами  данных  для  всех

используемых   типов   ЭВМ.   При    использовании    нестандартных

общесистемных  программных  средств  пользователь  сам обеспечивает

совместимость своей подсистемы с РАСИПО.

     От  обеспечения  подготовки кадров  будущих пользователей РАСИПО

во многом зависит  эффективность внедрения  средств  информатизации.

Большая часть  будущих пользователей РАСИПО не имеет опыта работы на

ЭВМ. Необходимо сформировать программу обучения и  реализовать ее на

курсах повышения квалификации и непосредственно на рабочих местах.

     Финансовое  обеспечение правовой информатизации  России  должно

складываться  из  нескольких  источников:  средств  республиканского

бюджета  Российской  Федерации,  местного  бюджета,  отчислений  от

продажи правовой информации и правовых услуг, а также  отчислений от

продажи программно-технических  продуктов,  разработанных  для  нужд

правовой информатизации.

 

        VIII. Информационные потоки и состав распределенной

                  базы данных правовой информации

 

     Формирование  общегосударственных   информационных  ресурсов  в

правовой  сфере  предполагает   ориентацию   на   создание   общего

информационного  пространства,  в  том  числе  и в наднациональном,

общемировом контексте.

     Интеграции  разрозненных  информационных  ресурсов   в   рамках

общероссийской  системы предшествуют этапы создания государственного

фонда  нормативно-правовых  актов   для   обеспечения   эффективной

информационной  поддержки  правотворческой,  правоприменительной  и

правоохранительной  деятельности.

     Предметная  область  интегрированной базы  данных правовой сферы

должна соответствовать,  с одной стороны, глобальным информационным

потокам,  определяющим состав эталонных банков нормативных  актов, а

с другой - рабочим информационным потокам,  формируемым в процессе

повседневной    деятельности.    Таким    образом,   информационное

обеспечение систем  правовой  информации  государственных  структур

должно   разрабатываться   с   учетом   баланса  государственных  и

ведомственных интересов.

     Информационное  обеспечение РАСИПО включает:

     территориально  распределенную   сеть   полнотекстовых   банков

законодательных и других нормативно-правовых актов;

     тематические банки   правовой    информации    (например,    о

госпредприятии,  о  кооперации,  об  аренде,  о налогообложении,  о

предпринимательской  деятельности,  об  акционерных  обществах,  об

экологии,  о  пенсионном обеспечении и т.  п.).  Эти банки являются

основой региональных информационных центров;

     оперативные  банки материалов судебной практики  и постановлений

Пленума   Верховного    Суда    Российской    Федерации,    решений

Конституционного  Суда Российской Федерации,  материалов арбитражной

практики, статистической информации и т. п.;

     банки  ведомственных нормативных актов;

     нормативно-правовые  документы государств - участников  СНГ;

     банки  зарубежного законодательства;

     банки  регистрационных   данных   о   состоянии   и    движении

гражданских, уголовных, арбитражных дел;

     оперативные  базы данных.

     Государственный  фонд  правовой информации должен  формироваться

из  эталонных   банков   данных,   удовлетворяющих   информационные

потребности широкого круга пользователей.

     Информационные  массивы системы организуются  в виде эталонных и

рабочих   баз   данных.   Эталонные   базы  ведутся  организациями,

ответственными за подготовку документов.  Рабочие базы данных могут

быть  общесистемными (например,  центрального узла эталонных  банков

данных)  и   абонентскими   (базы   региональных   узлов   правовой

информации).

     Анализ  информационных   запросов    пользователей    позволяет

выделить следующие  типы выходных информационных потоков:

     справки  о законодательных и нормативных  актах;

     тематические  подборки законодательных и нормативных  актов;

     тексты  законодательных и нормативных  актов;

     справки  о делах, находящихся на рассмотрении;

     справки  об обращении граждан в правоохранительные  органы;

     статистические  справки;

     справки  о прохождении дел и т. п.

     Выполнение  оперативных   запросов  необходимо  обеспечивать  в

интерактивном, неоперативных - в пакетном режиме обработки.

     Циркулирующие  информационные   потоки  должны  реализовываться

безотносительно к  уровню  формализации  и  структуризации  данных.

Управление  регулярными  потоками  данных осуществляется средствами

системы, ориентированными на обеспечение строго-регламентированных

контролируемых  процедур  сбора  данных  и  ведения распределенного

информационного фонда.  Управление  нерегулярными  потоками  данных

реализуется  средствами  системы,  ориентированными  на обеспечение

нерегламентированных  и  слаборегламентированных  процедур   обмена

данными (запросы  к базам данных, информация их актуализации).

     Следует  учитывать,  что,  кроме  запросов  к   информационному

фонду,  система  должна обеспечить потоки информации при подготовке

законодательных актов,  контроле соответствия новых законодательных

актов Конституции  и уже принятым законам и т. п.

     Состав распределенной  базы   данных,   программно-технические

средства   системы  станут  основой  Российской  автоматизированной

системы информационно-правового  обеспечения.

 

                    IX. Этапы создания системы

 

     Учитывая, что  построение  общенациональной  системы  правовой

информации  необходимо  осуществлять  на  основе  высших достижений

науки и техники,  интеграции  действующих  средств  коммуникации  и

связи  и  сопряжения различных систем правовой информации,  функции

головного  исполнителя  можно  возложить  только  на   организацию,

Информация о работе Концепция правовой информатизации России