Концепция правовой информатизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:33, лекция

Краткое описание

Настоящая Концепция правовой информатизации России разработана

по инициативе Государственно-правового управления Президента

Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с Указом

Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции

генерального заказчика систем правовой информации, в целях

активизации процесса создания государственных правовых

информационных систем.

Файлы: 1 файл

информатика.docx

— 38.99 Кб (Скачать)

информации.   На   базе   известных  пяти  принципов  использования

информации   следует    разработать    нормативно-правовые    акты,

контролирующие  процессы переработки информации, хранимой в ЭВМ.

     Только  в  этом  случае  можно   говорить  о   базирующемся   на

совместном пользовании информацией обществе, все институты которого

будут следовать  двум принципам: праву собственности  на информацию и

контролю за ней.

     Правовые  аспекты  защиты  информации  связаны  с   соблюдением

этических  и  юридических норм,  предусматривающих  защиту данных от

несанкционированного  доступа и предотвращение любой  возможности  их

использования не по назначению. Для этого необходимо законодательно

закрепить следующие  принципы:

     1. Владелец  сертифицированного  информационного  ресурса несет

ответственность   за   полноту   и   достоверность   сопровождаемой

информации.

     2. Использование информации сопровождается  строгим соблюдением

требований ее защиты.

     3. Нарушение требований защиты  информации  расценивается  как

несанкционированный доступ к информации.

     4. Несанкционированный доступ к   информации  влечет  за  собой

гражданскую и/или  уголовную ответственность.

     5. Должны быть  предусмотрены   судебные  запреты,  позволяющие

предотвратить нарушение условий сохранности  данных.

     6. Граждане имеют право возбудить дело (по индивидуальному или

коллективному  иску),  чтобы  получить  компенсацию  за  фактически

причиненный ущерб,  если имел место  несанкционированный  доступ  к

информации.

     Кроме  того,  правовыми нормами  должна  быть  регламентирована

атрибутика официальности  правового акта на магнитном носителе.

     Возможно  также возникновение еще  одной   важной  проблемы,  от

которой  зависит  будущее  правовой  информатизации,  -  это запрет

каких-либо субъектов  Федерации на распространение информации  и  на

обмен  данными  между компьютерными системами.  Могут быть выдвинуты

разнообразные  причины  с  целью   иметь   контроль   над   потоком

информации.  Это и "необходимость охраны частной  жизни граждан",  и

классический  аргумент в пользу "свободы торговли",  и любые другие,

которые  обычно  выдвигаются при защите чьих-либо материальных или

корпоративных   интересов.   Такое    применение    протекционизма,

безусловно,    сузит    сферу    использования   системы   правовой

информатизации,   ограничит   ее   потенциал.    Для    преодоления

бюрократических  препон  необходимо  законодательное  регулирование

информационных  процессов на уровне Федеративного  договора.

 

                V. Принципы правовой информатизации

 

     Правовая  информатизация   России   должна   базироваться    на

следующих принципах:

     вертикальная  и горизонтальная  интеграция  имеющихся  и вновь

создаваемых информационно-правовых систем;

     создание  единой  коммуникационной   среды,   включая   системы

конфиденциальной  связи  и  транспортные  сети  общего  назначения,

республиканские и коммерческие сети связи и передачи данных,  в том

числе оптоволоконные, спутниковые и т. п.;

     строгое  соблюдение   международных   стандартов   в    области

информационно-вычислительных сетей и средств связи;

     открытость систем,   обеспечивающая   объединение    имеющихся

вычислительных   ресурсов   различных   архитектур   и  возможность

дальнейшего их наращивания;

     единство  программно-технических,                архитектурных,

технологических,  организационных   принципов   построения   систем

правовой информации;

     ведение  эталонных баз данных в организациях,  ответственных за

создание законодательных  и нормативных документов;

     обеспечение  интерактивного     доступа     пользователей     к

интегрированной  территориально распределенной базе данных правовой

информации;

     организация  многоуровневой защиты информации;

     использование  модульного    подхода     при     проектировании

вычислительных  центров  обработки информации,  сети телеобработки,

абонентских пунктов  и рабочих мест пользователей;

     максимальное  использование    готовых   программно-технических

решений и функционирующих  систем;

     интеграция  лингвистических  средств,  используемых  в различных

автоматизированных  информационных системах;

     исключение  дублирования  процедур сбора  и обработки информации

в информационных технологиях;

     обеспечение  чистоты информационных каналов;

     улучшенные  эргономические характеристики;

     распространение  прогрессивных   информационных   технологий  и

перспективных программных продуктов среди  абонентов систем правовой

информации;

     передача  копий  эталонных  документов  через  каналы  связи  в

центральную рабочую  базу данных правовой информации;

     тиражирование  рабочих копий (по установленному  регламенту)  в

базы регионов и других абонентов системы;

     использование  технологии объединенного сервера  для прозрачного

распределения данных;

     широкий  набор интерфейсов мультимедиа;

     ведение  актуального  перечня правовых  документов и состава баз

данных и их тиражирование для всех пользователей  системы;

     выполнение  общесистемных функций сбора  статистики, обеспечения

безопасности, подготовка отчетов о производительности.

     При  этом следует учесть, что:

     информация, однажды  введенная   в   систему   непосредственно

первоисточником, хранится и подвергается обработке  средствами самой

системы до  тех  пор,  пока  не  утрачивает  своих  потребительских

качеств;

     информация, хранящаяся  в  системе,   предоставляется   любому

абоненту  независимо  от  его  территориальной удаленности  от места

хранения при  условии  соблюдения  пользователем  требований  единой

системной дисциплины доступа к информационным ресурсам.

     Реализация  указанных принципов  позволит  обеспечить  разумное

сочетание   принципов   централизованного   и   децентрализованного

управления,  а  вертикальная  и  горизонтальная  интеграция  систем

правовой   информации   различного   уровня   будет  способствовать

эффективному  функционированию системы за счет быстрого и надежного

обмена данными  и координации действий различных  ее звеньев.

 

        VI. Основные задачи правовой информационной системы

 

     Главная  цель   правовой   информатизации   России   состоит  в

построении  общенациональной   правовой   информационной   системы,

охватывающей  все  регионы,  высшие государственные  органы власти и

управления и  правоохранительные органы.  Учитывая  широкомасштабный

характер  создаваемой  системы и необходимость получения  результатов

в  кратчайшие  сроки,  целесообразно   предусмотреть   параллельное

проведение    работ   по   ключевым   направлениям,   стратегически

ориентированным на создание  крупных системных блоков  и средств

связи и передачи данных.

     В  качестве  первоочередных  задач   глобальной   информационной

системы можно  выделить следующие:

     формирование  и ведение  информационно-правовых  баз  данных  в

соответствии  с иерархией системы,  в том числе эталонных банков

нормативных актов, мощных центральных банков, региональных банков и

локальных банков различного назначения;

     поиск  и выдача информации по запросам  пользователей;

     организация  информационного   взаимодействия  между  системами

правовой информации разных  уровней,  а  также  с  внешними  базами

данных;

     организация  и ввод  в  действие  центрального  узла  эталонных

банков    данных,    выполняющего    функции   головного   элемента

распределенной  системы правовой информации, включая:

     сопровождение  эталонных банков данных;

     управление  сетью передачи данных;

     управление  безопасностью в сети передачи  данных;

     управление  сетью электронной почты;

     администрирование  распределенной базы данных;

     создание  локальных     и      глобальных      отказоустойчивых

вычислительных  сетей;

     программно-техническое  оснащение региональных  узлов   правовой

информации,  включающее  в  себя  пакетный коммутатор/концентратор,

функциональный  сервер и региональные базы данных;

     сопряжение  центральных абонентских пунктов,  региональных узлов

правовой информации различной мощности и многочисленных абонентских

пунктов в рамках общенациональной системы;

     поэтапное  создание интегрированной системы  коммутации;

     создание  методологического,   консультативного   и обучающего

центра правовых проблем;

     формирование  территориально        распределенного       банка

полнотекстовых  нормативных актов и другой правовой информации;

     обеспечение  обмена   закрытой  и  открытой  информацией  между

региональными,   ведомственными   и   отраслевыми   информационными

системами  в  процессе  выравнивания  распределенной  базы данных и

решения функциональных задач пользователей;

     сбор, хранение   и  ведение   межотраслевых  классификаторов   и

Информация о работе Концепция правовой информатизации России