Естественно-правовая концепция Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

В Древней Греции были созданы политико - правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико - правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Оглавление

Введение 3
Суть естественно-правовой концепции Аристотеля 5
Соотношение права и закона 7
Виды права и законов 12
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

К.Р. Проблемы соврем правопонимания.docx

— 44.24 Кб (Скачать)

Содержание

 
 

Введение                                                                                                     3

  1. Суть естественно-правовой концепции Аристотеля              5
  1. Соотношение права и закона                                                    7
  1. Виды права и законов                                                               12      

Заключение                                                                                               22

Список использованной литературы                                                      25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

      В Древней Греции были созданы политико - правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико - правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

    Большое внимание рационально - теоретическому анализу права и закона и их социально - политической характеристике уделено в творчестве Аристотеля(384--322 гг. до н. э.).

    Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе.

     Аристотель родился в Стагире, небольшой греческой колонии на полуострове Халкидика (отсюда второе имя философа, получившее распространение в литературе, -- Стагирит). Отец его был врачом при дворе македонского царя. Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а затем преподавал многие годы. Философские воззренья мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном.

      После смерти учителя - в 347 г. до н.э. Аристотель покинул Академию и несколько лет странствовал по Малой Азии, занимаясь там научной и преподавательской деятельностью. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполнял обязанности воспитателя наследника царского престола -- будущего знаменитого полководца Александра Македонского.

      Вернувшись в Афины, Аристотель основал философскую школу -- Ликей, в которой преподавал почти до самой смерти.

     Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного фи- лософского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вме с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Суть  естественно-правовой концепции Аристотеля
 

     Аристотель  (384-322  до  н.э.)  различает  два  вида  справедливости:

уравнивающую  и распределяющую.  Критерием  первой  является  "арифметическое равенство", сферой применения этого принципа –  область  гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и  т.д.  Распределяющая  справедливость исходит из принципа "геометрического равенства"  и  означает  деление  общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того  или  иного  члена общения.

     Основным итогом этических   исследованием,  существенным  для   политики, является положение о том,  что  политическая  справедливость  возможна  лишь между свободными и равными людьми и  имеет  целью  их  самоудовлетворенность (автаркию).

     Все право Аристотель делил на две основные части: естественное и условное (волеустановленное) право. "Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается".

     Предписания естественного права Аристотель  нигде  специально  не  перечисляет,  но,  по смыслу  его  концепции,  к  таковым  относятся  все  общественные   явления, существующие "от природы":  семья,  рабство,  частная  собственность,  война греков  с  варварами  и  др.  Под  условным  правом  он   понимает   законы, установленные  в  государстве,  включая  сюда  как  писаные  законы,  так  и неписаное  обычное  право.  Естественное  право  стоит  выше  закона;  среди  законов важнее неписаные, основанные на обычае.

        Направленная    против    учений    рабовладельческой    демократии,

аристотелевская концепция была призвана умалить  значение  писаных  законов, подчинить  их  нормам  обычного  права   и   предустановленной   в   природе справедливости. "Законы, основанные на  обычае,  имеют  большее  значение  и касаются более важных дел, нежели  законы  писаные",  –  утверждал  античный философ.

     Представления Аристотеля о естественном  и условном  праве  дали  мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.

      Вслед за Аристотелем стоики  утверждали, что  общественные  установления и государство  коренятся  в  природе,  что  человек  от  природы  склонен  к общению. Естественное право мыслилось  ими  как  универсальный,  общемировой закон, государство – как мировое сообщество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Соотношение права и закона

 

   Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.

     В контексте данной проблемы под "законом" следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

     Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право  есть творение государственной власти и правом следует считать все  официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон, даже принятый надлежащим субъектом  и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

     Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.

    Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. "Нормы действующего законодательства ("позитивного права"), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.

     Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.

     При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.

    С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

1. Право  и закон следует различать.  Закон (официальные источники  норм) - это форма выражения, объективирования  права вовне, а право -единство  этой формы и содержания (правил  поведения).

2. Не  может быть права до и вне  закона (своей формы). Форма - способ  жизни права, его существования.  Как замечает проф. Мушинский: "Все  современные системы права одеты  в мундир законодательства".

3. Закон  может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым  законом". (Правовое содержание  у закона или неправовое - это  определяется как на основе  общих естественно-правовых начал,  так и исходя из конкретно-исторических  условий существования данного  общества.)

     Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: "какое-то" содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы. 
 

     Итак, соотношение права и закона может быть различным.

Во-первых, право и закон не разделяются, понимаются как равнозначные категории. Это соотношение охватывает позитивистские определения права. Их сущность проявляется в следующем: право и закон тождественны, под правом понимаются властные акты, правильные по формам и процедурам принятия. Государство первично, поскольку оно творит право, причем им связано относительно. Сущностью права является возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью. Это позитивное право. Естественные права человека вне оформления в виде закона не признаются.

Этот  подход представлен такими школами  и концепциями:

- классический  позитивизм (легизм, нормативизм);

- марксистско-ленинское  понимание права;

- неопозитивизм  (Г. Кельзен – "Чистая теория  права").

Во-вторых, право и закон различают как понятие соответствующие форме и сущности явления. Это соотношение – основа определений объединен концепцией непозитивизма. Ее постулаты: право и закон различаются, причем закон рассматривается как форма, а право как содержание; право верховенствует над законом, который может быть и неправовым; право первично по отношению к государству, которое должно право «найти» и формализовать в источнике права (судебный прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания и другие). Сущностью права являются: система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека. Закон должен быть вместилищем для естественного права. Право явление догосударственное и дозаконотворческое.

Информация о работе Естественно-правовая концепция Аристотеля