Естественно-правовая концепция Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

В Древней Греции были созданы политико - правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико - правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Оглавление

Введение 3
Суть естественно-правовой концепции Аристотеля 5
Соотношение права и закона 7
Виды права и законов 12
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

К.Р. Проблемы соврем правопонимания.docx

— 44.24 Кб (Скачать)

1) принимаются  только органом законодательной  власти или народом в ходе  референдума. Закон представляет  собой нормативное выражение  воли народа в результате согласования  различных социальных интересов.  Это, в принципе, общепризнанная  практика современных государств.

2) обладают  высшей юридической силой, которая  означает, что содержание иных  нормативно-правовых актов не  должно противоречить законам.  Ведущее и определяющее положение  законов в системе нормативно-правовых  актов государства выражает одно  из основных требований законности - верховенство закона в регулировании  общественных отношений. Оно означает  нормативную ориентацию закона  и обязательность соответствия  его положениям других правовых  актов. Ни один подзаконный  акт не может вторгаться в  сферу законодательного регулирования.  Иначе он должен быть приведен  в соответствие с законом или  отменен;

3) никто  не вправе отменить закон, кроме  органа, его издавшего;

4) регулирует  наиболее важные и основополагающие  отношения, обеспечивает упорядоченное  развитие экономических, политических  и социальных сфер;

5) содержит  нормы первичного, исходного характера.  Все иные акты призваны в  основном детализировать и конкретизировать  нормативные установления законов.

6) принимается  в особом процессуальном порядке.

7) закон,  регулируя соответствующие общественные  отношения, характеризуется наибольшей  устойчивостью, стабильностью своих  регуляторов и длительностью  существования и действия. Закон  является актом, содержащим общие  правила поведения, которые рассчитаны  на неограниченное число случаев.  В связи с этим законы не  подлежат контролю или утверждению  со стороны какого-либо другого  органа государства.

В окончание  рассмотрения перечисленных выше признаков  закона следует подчеркнуть, что  отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в  тесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют  лучше понять природу и особенности  закона, смысл всего законотворчества. Помогают избежать законодательных  ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить наиболее значимые общественные отношения, регулируемые законом:

· вопросы  конституционного характера;

· порядок  образования и деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;

· права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· порядок  создания и деятельности общественных организаций;

· ключевые вопросы в области экономики;

· вопросы  обороны и безопасности;

· международные  отношения;

· принятие и изменение бюджета;

· установление налогов и другие.

Из сказанного, таким образом, следует, что закон  есть выражение воли субъекта верховной  власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие  юридического характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Таким образом, я рассмотрел понятие права, его основополагающие идеи, принципы и признаки. Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Под правом понимают многообразные общеобязательные правила поведения, установленные, санкционированные и обеспечиваемые государством. Иногда под правом понимают нечто, принадлежащее индивиду, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.

      Проанализировал понятие закона как, выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера.

     Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон есть адекватное отражение сущностных характеристик права, то есть общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание. Данное определение носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного права, правда, лишь в той мере и постольку, в какой и поскольку последние соответствуют объективной природе и требованиям права и действительно отражают право, а не произвол.

     Критериев правового или неправового характера закона много: учет в нем интересов людей; применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна.

    Таким образом, соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.

      С моей точки зрения, вопрос о проблемах соотношения права и закона на сегодняшний день является открытым, это обусловлено плюрализмом взглядов, теорий и идей о гранях соотношения права и закона. Эта проблема будет стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, что когда-нибудь все законы будут правовыми. Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения, и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера. При осуществлении правотворчества законодатель должен опираться на следующие принципы:

 научности  - использование достижений науки,  приемов и методов научного  анализа;

 законности - строгий учет иерархии правовых  норм и актов, соблюдение процессуальных  правил принятия нормативно-правовых  актов правомочными на то органами;

 демократизм  - учет общественного мнения при  разработке и принятии нормативно-правовых  актов, отражение в нормах акта  мнений и пожеланий тех, кого  коснутся нормы принимаемого  акта;

 системность  - учет в процессе правотворчества  внутренней логики права (систем  права, отраслей, институтов).

    Таким образом, различие между правом и законом, выделение правовых и неправовых законов, создание механизма отмены неправовых законов имеют хорошую перспективу при формировании правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 

1. Аванесян, В. В., Андреева С. В., Белякова  Е. В., Глазова Е. В., Дудкина  Л. В., Исайчева Е. А., Левина  Л. Н., Смолина Л. В., Терехова  Л. Н. Большая юридическая энциклопедия / М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 688 с.

2. Алексеев, С. С. Общая теория права  / М., 1981.

3. Жилин  Г. Соотношение права и закона / Г. Жилин // Российская юстиция. 2000, - № 4, с. 8-10

4. Керимов,  Д. А. Философские проблемы  права / М., 1972.

5. Малько, А. В. Теория государства и  права в схемах, определениях  и комментариях (учебное пособие) / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 144 с.

6. Марченко, М. Н. Теория государства и  права / М., 1987.

7. Матузов,  Н. И., Малько, А. В. Теория государства  и права (курс лекций) / 2-е изд., перераб. и доп. / М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

8. Нерсесянец, В. С. Право и закон / М., 1983. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Естественно-правовая концепция Аристотеля