Юридически значимое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой работы определяется не только интересами науки, но и практическими задачами изучения российского государства и формирования общего представления о российском государстве.
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии российского государства, выяснить механизм и функции российского государства, обозначить его основные характеристики .
Задачи данной работы: определить общее понятия российского государства, его механизм, функции и особенности организации государственного аппарата.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Механизм и функции российского государства...........................................5
2. Формы правления в Российской Федерации.............................................13
3. Форма государственного устройства в Российской Федерации...............18
4. Государственный режим...............................................................................19
5. Социальное государство…………………………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ТГП курсовая механизм государства.docx

— 61.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы правления в Российской Федерации

 

        Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления9.

         Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть.

         Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

         Прежде всего разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилии в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношении между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

        Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления — президентской и парламентарной республик — в России сделан выбор в пользу президентской республики. Но ставить точку было бы преждевременно. «Президентская республика» — это понятие, охватывающее большое число разнообразных моделей. В некоторых странах утвердилась форма правления, которую нередко называют полупрезидентской республикой.

        Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (см. комментарий к статьям 80 и 81)10, а представительным и законодательным органом — Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации; по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года (см. комментарий к статьям 94, 95, 96).

        Президент выступает от имени народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет и самостоятельность во всей его деятельности, в том числе в его отношениях с другими властями. Выборы способствуют развитию связей президента с различными группами населения, ориентируют президента на выявление И защиту их интересов, ставят в зависимость от общественного мнения.

        Конституцию 1993 года отличает прежде всего то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в качестве составной части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства. Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главы государства11.

          Согласно Конституции 1993 года Президент является ее гарантом, равно как и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Общество вправе ожидать что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

        Исполнительную власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это — самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики.

 Свои постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется Президентом. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров.

       Республиканская форма правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.

 Президент не просто  объявляется главой государства.  Его роль не сводится к простому  представительству Российской Федерации  внутри страны и в международных  отношениях, что само по себе  является важной государственной  функцией. Российского Президента  нельзя упрекнуть и в том,  что он только олицетворяет  государственную власть, персонифицирует  ее облик, ибо на него возложены  реальные и ответственные функции  по осуществлению обязанностей  главы государства. Поэтому и  республику современной России  принято называть «президентской».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Форма государственного  устройства

 

Под формой государственного устройства в юридической науке  понимается административно-территориальная  организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между  центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).Российская Федерация является федеративным государством12.

Федеративное государство  характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой  государственная власть разделена  между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и  органами власти субъектов, входящих в  федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Важным признаком федеративного  государства является также наличие  двойного гражданства: гражданства  федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества.

         Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства13.

          Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации:             принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;  установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная  собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области  государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе и др. (ст. 71)14, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации : защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон и др.(ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации : “Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти” (ст. 73)15.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов Российской Федерации.

Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных  государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые  органы управления. Однако здесь нет  центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в  конфедерацию, обладают суверенитетом  и имеют полную политическую самостоятельность.

В современной юридической  литературе выделяют и содружество  как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как  и конфедерация создается для достижения определенных целей

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Государственный  (политический) режим

 

         С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

         Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

        Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена: политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

Информация о работе Юридически значимое поведение