Юридическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:28, реферат

Краткое описание

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Оглавление

1. Добро и зло
2. Справедливость
3. Долг
4. Совесть
5. Ответственность
6. Достоинство и честь
7. Гуманизм как этический принцип

Файлы: 1 файл

kategorii etiki.docx

— 31.55 Кб (Скачать)

    Глава II. Категории этики

  1. Добро и зло

  2. Справедливость

  3. Долг

  4. Совесть

  5. Ответственность

  6. Достоинство и  честь

  7. Гуманизм как этический  принцип  

  Категории этики – это основные понятия  этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

  Категории этики – не только теоретические  конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время  существует в стихийно формирующемся  сознании общества. К примеру, категория  справедливости, содержание которой  получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

  При всем разнообразии подходов к определению  системы этических категорий  можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

  – добро  и зло;

  – благо;

  – справедливость;

  – долг;

  – совесть;

  – ответственность;

  – достоинство  и честь.

  К категориям этики относят также  смысл жизни, счастье и др.

    1. Добро и зло

  Добро и зло – наиболее общие формы  моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

  Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

  Со  времен древности добро и зло  истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так силь-

  14         Глава II. Категории этики

  но  менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили  одно другому"[1].

  Религиозная этика видит добро как выражение  разума или воли Бога. В различных  учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или  мировой идеи и т. д. Само определение  добра достаточно сложно. Некоторые  ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что  это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

  Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

  Моральное зло следует отличать от социального  зла (противоположности блага). Моральное  зло имеет место тогда, когда  оно – проявление воли определенного  лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают  отрицательные поступки людей.

  Происхождение зла объясняется по-разному. В  религиозных учениях зло –  фатальная неизбежность человеческого  существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

  Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

  Вот о  чем спорили образованные молодые  люди начала прошлого века (Онегин и  Ленский во второй главе "Евгения  Онегина" А. С. Пушкина). "Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду".

  С категорией добра связано и такое  понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указы-

  1. Добро и зло     15

  вающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

  Добродетельный  человек не только признает положительные  нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

  При всей изменчивости взглядов в разное время  и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и  оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка "Тени в раю" (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. "Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство".

  Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов в наставлении И. О. Курису писал: "1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество".

  У средневековых  рыцарей существовал целый культ "трудных добродетелей", среди  которых на первом месте были храбрость  и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал  скорее смерть, чем унижение. Наряду с понятием добра в этике употребляется  термин благо.

  В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и  духовных потребностей людей, является средством для достижения

  16         Глава II. Категории этики

  определенных  целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с  благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической  катастрофы.

  Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага  часто употребляется как синоним  добра.

    2. Справедливость

  Справедливость  в обществе понимается в различных  аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

  Аристотель  впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты  справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

  Несправедливость  противоположна справедливости. Она  там, где человек принижен, его  права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а  блага, воздаяние за добро и зло  распределяются непропорционально.

  Справедливость  главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

  Справедливость  – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется  этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая"[3].

  Идея  справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости со-

  3. Долг 17

  держится  во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно  к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и  обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему  уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено  гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным  судом". Ст. 14 Международного пакта  о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого  обвиняемого в уголовном преступлении.

  Требование  справедливости в государстве и  обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции  Российской Федерации.

  Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный  долг.

  Справедливость  считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с  повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем  решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив  непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

  В юридической деятельности принципиальна  проблема соотношения законности и  справедливости. В силу известной  консервативности законодательства и  сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

  Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому  необходимо своевременно отражать в  законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность  выбора решений в зависимости  от обстоятельств дела (например, процесс  смягчить наказание или вовсе  от него освободить). Уже созданы  суды присяжных, правомочных принять  решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

    3. Долг

  Долг  – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

  18         Глава II. Категории этики

  Долг  представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует  для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это  личная задача конкретного лица в  конкретной ситуации.

  Долг  может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и  пр.

  Успешно выполнять свои функции работники  судов и прокуратуры могут  только тогда, когда они глубоко  осознали социальное значение своей  деятельности и обладают высоким  чувством долга, готовы до конца, вопреки  всем трудностям и препятствиям, его  выполнить. Судья, прокурор, следователь  не может мириться с нарушениями  законов, прав человека, интересов общества и государства.

  В глазах общества судья, прокурор, следователь  – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

  Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Информация о работе Юридическая этика