Юридическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:28, реферат

Краткое описание

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Оглавление

1. Добро и зло
2. Справедливость
3. Долг
4. Совесть
5. Ответственность
6. Достоинство и честь
7. Гуманизм как этический принцип

Файлы: 1 файл

kategorii etiki.docx

— 31.55 Кб (Скачать)

    4. Совесть

  Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

  Совесть – категория этики, характеризующая  способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для  себя нравственные задачи и требовать  от себя их выполнения.

  Совесть – субъективное осознание личностью  своего долга и ответственности  перед обществом, другими людьми,

  5 Ответственность               19

  выступающее как долг и ответственность перед самим собой[4].

  Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко  апеллируют к собственной совести  и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый  человек", "бессовестный", "угрызения  совести" т. п.

  Роль  совести особенно важна, когда человек  находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны  общественного мнения или исключается, или затруднен.

  Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага  людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных  ситуациях. И только работники с  развитым чувством совести, способные  правильно, самокритично и принципиально  судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж  своей профессии и личности.

    5. Ответственность

  Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

  Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек  выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия  своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

  Ответственность – обязанность и необходимость  давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные  последствия.

  Ответственность – в целом философско-социологическое  понятие. Ответственность в этике  и ответственность в праве  тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче-

  20         Глава II. Категории этики

  ские обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

    6. Достоинство и  честь

  Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

  Сознание  человеком собственного достоинства  есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного  поступка, считая, что это ниже его  достоинства. Достоинство – выражение  ответственности человека за свое поведение  перед самим собой, форма самоутверждения  личности. Достоинство обязывает  совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

  В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих  прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении  достоинство зависит от положения  человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

  Понятие достоинства личности опирается  на принцип равенства всех людей  в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его  достоинство, независимо от того, какое  социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

  Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

  Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

  Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений  о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельно-

  7. Гуманизм как этический  принцип     21

  сти, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

  Таковы  были представления об офицерской чести  в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые  затрагивали или могли затронуть  честь офицера и дворянина.

  В России, как и в других европейских  странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная  строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести "Поединок".) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.

  Честь обязывает человека оправдывать  и поддерживать репутацию, которой  он обладает лично и которая принадлежит  социальной группе, коллективу, в котором  он состоит.

  Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

  Кодекс  чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью  в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей  чести, избегать всего, что могло  бы причинить ущерб репутации.

    7. Гуманизм как этический  принцип

  Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий

  22         Глава II. Категории этики

  признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства  личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

  Сторонники  гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению  со времен глубокой древности объявлялось  основой нравственности.

  Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась  как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".

  Категорический  императив провозглашает важнейшее  гуманное положение, означающее, что  всякий человек заслуживает отношения  к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

  Идею  категорического императива Канта  поддерживали многие мыслители, в том  числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам  Кант, в полном объеме неосуществима.

  Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй "Евгения Онегина":

  "... все предрассудки истребя,

  Мы  почитаем всех нулями,

  А единицами  себя;

  Мы  все глядим в Наполеоны;

  Двуногих  тварей миллионы

  Для нас  орудие одно;

  Нам чувство  дико и смешно".

  Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное  нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно  формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они  поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской  пословице оно получило такую  интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам".

  7. Гуманизм как этический  принцип     23

  "Золотое  правило" содержит гуманистическую  идею равенства всех людей.  Оно означает право и обязанность  личности брать на себя ответственность  за свои поступки, способствует  выработке стремления ставить  себя на место другого.

  Этические категории и принципы пронизывают  всю жизнь людей, даже и тех, кто  не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Информация о работе Юридическая этика