Юридически значимое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой работы определяется не только интересами науки, но и практическими задачами изучения российского государства и формирования общего представления о российском государстве.
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии российского государства, выяснить механизм и функции российского государства, обозначить его основные характеристики .
Задачи данной работы: определить общее понятия российского государства, его механизм, функции и особенности организации государственного аппарата.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Механизм и функции российского государства...........................................5
2. Формы правления в Российской Федерации.............................................13
3. Форма государственного устройства в Российской Федерации...............18
4. Государственный режим...............................................................................19
5. Социальное государство…………………………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ТГП курсовая механизм государства.docx

— 61.71 Кб (Скачать)

        В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

         При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

         Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

          Теория государства и права выделяет несколько основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами.

           С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю.

           По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Политический режим представляет собой совокупность методов и  приемов осуществления государственной  власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень  политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации  и деятельности государственной  власти, но также ее соотношение  со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в  управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности  функционирования политической системы  общества в целом. Государственный  режим характеризуется правовыми  или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости  от методов осуществления государственной  власти политический режим может  быть демократическим или антидемократическим.16

Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаки демократического политического режима являются: широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии, наличие у властных органов мандата народа, наличие рыночной, саморегулирующейся экономики , многообразие форм собственности, свобода экономической и предпринимательской деятельности, верховенство права, независимость правосудия, принцип разделения властей17.

Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах  федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации  являются: на федеральном уровне –  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент  Российской Федерации; в субъектах  федерации – парламенты субъектов  Федерации и главы субъектов  Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления18. Непосредственная демократия – это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования19.

Во взаимоотношениях государства  и личности приоритет отдается государственным  интересам. Хотя права и свободы  граждан закрепляются в конституционных  актах, но пользоваться ими можно  только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения  государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.20

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Социальное государство

 

          Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.

          Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.21

            Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: демократическая организация государственной власти, высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства, мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников, социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства, правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства, существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики, ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации, наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину, наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).22

             Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями: Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности, отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой -- политики и экономики («политика -- дело грязное»).Несмотря на перечисленные проблемы, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

            Для создания в России социального государства необходимо использовать опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства.23 В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Принципиально важное значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения. Интересам общества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечает воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству. Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

Заключение

 

        Государство — это основной институт политической системы, организация, выполняющая функции нормативно-регулятивного управления обществом.

        Главным признаком государства является публичная власть, которая опирается на механизмы принуждения, используя правовые санкции, и реализуется через деятельность государственных служащих.

         Другим признаком государства является суверенность, которая означает, что государство обладает наивысшей властью в пределах своих границ. Только государство располагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер.

        По мнению отечественного ученого В. Халипова, «государство представляет собой совокупность взаимосвязанных, наделенных властью лиц, а также учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом».

Вопрос о роли государства  в современной России — одна из ключевых проблем теории и практики проводимых в стране реформ.

         Государство – не только определенная организационная форма, но и носитель определенной культуры. М.Вебер говорил, что государство не выносит решений, их выносят люди. Государство – это люди, связанные между собой не только организационно посредством вертикальных и горизонтальных связей, но и особой государственной субкультурой, определенными ценностями. Именно эта субкультура лежит в основе принимаемых на всех уровнях государства решений.

        В укреплении российского государства объективно заинтересованы все партии и политические движения, общественные организации и ветви власти.  Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную реализацию интересов своих сторонников, а органы государства направить свою энергию на его благо.

         Сильное, активно функционирующее государство важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжение преобразований. Без него не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие.

         Таким образом, прочное и могучее Российское государство самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны, поддержания мира в мировом сообществе.

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

                           

Список использованной литературы

1.Конституция Российской  Федерации от 12.12.93 г. // Российская  газета от 25.12.93 г. № 237 (с изм.  на 30.12.2008г.)

2. Абдулаев М.И. Теория государства и права Зубанова С.Г. Теория государства и права. -М., 2005.

3. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.

4.Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003г..- 264 с.

5. Енгибарян Р.В. "Теория государства и права". Учебное пособие. М.: Юрист, 1999.

Информация о работе Юридически значимое поведение