Юридически значимое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой работы определяется не только интересами науки, но и практическими задачами изучения российского государства и формирования общего представления о российском государстве.
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии российского государства, выяснить механизм и функции российского государства, обозначить его основные характеристики .
Задачи данной работы: определить общее понятия российского государства, его механизм, функции и особенности организации государственного аппарата.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Механизм и функции российского государства...........................................5
2. Формы правления в Российской Федерации.............................................13
3. Форма государственного устройства в Российской Федерации...............18
4. Государственный режим...............................................................................19
5. Социальное государство…………………………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ТГП курсовая механизм государства.docx

— 61.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         План

 

Введение...............................................................................................................3

1. Механизм и функции  российского государства...........................................5

2. Формы правления   в  Российской Федерации.............................................13

3. Форма государственного  устройства в Российской Федерации...............18

4. Государственный режим...............................................................................19

5. Социальное государство…………………………………………………....26

Заключение……………………………………………………………………..30

Список используемой литературы…………………………………………….32

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Российское государство исторически возникло и развивалось как русское государство, национальным стержнем которого был русский народ. За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. История Российского государства сложна, противоречива и поучительна.

         В самом общем понимании российское  государство представляет собой  аппарат управления делами общества  и защиты прав личности от  произвола со стороны других  лиц, органов и организаций.  Современное российское государство  имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные (законодательные) органы власти: главу государства, правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

         Актуальность этой работы определяется не только интересами науки, но и практическими задачами изучения российского государства и формирования общего представления о российском государстве.

         Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии российского государства, выяснить механизм и функции российского государства, обозначить его основные характеристики .

         Задачи данной работы: определить общее понятия российского государства, его механизм, функции и особенности организации государственного аппарата.

 

         Данная тема была исследована следующими авторами: Марченко М.Н., Атаманчук Г.В., Ильин И.А., Пономарев С.Е.,Мартыновым В.Ф., Чернышовым С.В., Умиевым А.И., Биктасовым О.К., Щербаковским Г.З., Кузьминым А.В., Карчевской Н.И., Терских И.Ю., Певницким С.Г., Смирновым И.В., Нерсесянц В. С. Абдулаев М.И.,Пономарев С.Е. ,Кушнир И.В. ,Ильин И.А. Иваненко В. А. ,Боброва Н. А. ,Матузова Н. И. и Малько А. В.,Родионов А.В.Малько, А.В., О.С. Малько А.В., Родионов О.С.,Марченко М.Н. ,Енгибарян Р.В ,Кашанина Т.В.,Кашанин В.А.,Атаманчук Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Механизм и  функции российского государства

 

Механизм государства  – это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в  установленном правовом порядке  наделены государственно-властными  полномочиями и реализуют функции государства.1

Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная  структура государственной власти, институциальная форма существования  государства и осуществления  государственной власти.

Государство – это не техническое, а социальное образование. Оно строится, структурируется и  действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего  степень и меру развитости свободы  людей. Именно свободные люди формируют  соответствующее государство как  институционально-властное выражение  и осуществление достигнутой  ими ступени и формы свободы.

         В юридической литературе понятие "механизм государства" обычно употребляют как синоним категории "государственный аппарат". Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. Аппарат любого государства - это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. Термины "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Государственный механизм в таком случае именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова2.

         Правовой статус Президента РФ закреплен в главе 4(ст. 80-93) Конституции России.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80) Президент  России является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80); он определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства (п,3 ст.80). Как глава государства  Президент Российской Федерации  представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях3. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей федерации в целом.

Президент РФ является верховным  Главнокомандующим РФ (п.1 ст.87 Конституции  России). Именно в этом качестве Президент  России согласно Закону Российской Федерации  “Об обороне”утверждает концепцию  и планы строительства, планы применения Вооруженных сил РФ, утверждает по представлению Министерства обороны РФ планы дислокации войск и размещение военных объектов и т.д.

В соответствии с Основным законом  Президент РФ обладает широкими полномочиями учредительного характера: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства РФ; формирует Администрацию Президента России; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; представляет Совету Федерации кандидатуры для ознакомления на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; и т.д.

          Согласно Конституции Российской Федерации (ст.94)4 представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Парламент России состоит из представителей народа – депутатов. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура.

В соответствии со ст.95 Конституции  России Федеральное Собрание состоит  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так, согласно ст.1 Федерального Закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”5 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Этим обеспечивается представительство в Российском Парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов.

В соответствии со ст.99 Конституции  РФ Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом. С целью  обеспечения своевременного начала работы Российского парламента установлено  правило, что вновь избранная  Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент РФ может  созвать заседание Государственной  Думы и ранее этого срока (п.2 ст.99). Непрерывность в деятельности Парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва (т.е. избранной раньше) прекращается с момента начала работы Государственной  Думы нового созыва. Законодательством  урегулирован порядок заседания  палат Федерального Собрания.

Совет Федерации и Государственная  Дума заседают раздельно (ст.100 Конституции  РФ). При этом заседания палат  обычно являются открытыми для посещения  представителями других государственных  органов, общественных объединений, а  также средств массовой информации. Однако в случаях, предусмотренных  специальными нормативными актами о  порядке работы каждой палаты (регламентами), их заседания могут быть закрытыми. Законодательная функция распределена между палатами неравномерно. Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их.

        Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст.105 Конституции РФ).

        Согласно ст.110  Конституции РФ и ст.1  Закона “О Правительстве Российской Федерации”6 высшим органом исполнительной власти в России является Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя правительства,  заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ.

        В соответствии со Ст.114 Конституции России Правительство РФ:

  1. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  2. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  3. обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  4. осуществляет управление федеральной собственностью;
  5. проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  6. проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  7. реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

          Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. На основании Указа Президента России “О структуре федеральных органов государственной власти” от 17 мая 2000 г. № 867, их система включает в себя: федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии России и т.д.

         Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенции различных государственных органов, возглавляемых высшими органами, которые наделяются суверенными государственно-властными полномочиями.7

        Также важно отметить, что согласно ст.118 Конституции РФ и Федеральному Конституционному закону “О судебной системе Российской Федерации” (ст.1) судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Глава 7 Конституции РФ включает прокуратуру в судебную систему Российской Федерации. По всей видимости это вызвано тем, что прокуратура осуществляет уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в судебном разбирательстве, что является важным элементом функционирования органов правосудия. Однако, по мнению автора настоящего исследования, это положение не соответствует конституционной доктрине, основанной на принципе разделения властей  и должно быть изменено. Прокуратура РФ осуществляет: Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов судебными приставами, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений и др.

Как  установлено ст.10 Федерального закона “Об обороне”8.  Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы государства предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами. Согласно ст.13 Федерального закона "Об обороне" руководство Вооруженными силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине РФ; разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники; координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны; обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил РФ; обеспечивает социальную защиту военнослужащих и выполняет ряд других функций (ст.14 Закона).

Информация о работе Юридически значимое поведение