Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, многозначность понятия юридической техники делает проблематичным его использование в качестве научного понятия.
Во-вторых. В последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве юридических документов, принимаемых на региональном и местном уровнях. Министерство юстиции РФ, Генеральная прокуратура, иные органы государственной власти регулярно представляют данные о состоянии законности в сфере издания правовых актов. Эти данные неутешительны. Нарушений в этой слишком много, что чаще всего объя
Введение 5
Общая характеристика юридической техники
1.1 Об этимологии понятия «юридическая техника» 8
1.2 Юридическая техника: некоторые аспекты содержания понятия 13
1.3 Значение юридической техники в правовой практике 20
2. Классификация юридической техники
По видам правовых актов 24
По содержанию технических приемов и средств 26
3 Правила юридической техники
3.1 Юридические конструкции 33
3.2 Юридическая терминология 38
3.4 Технико-юридические приемы 42
4 Основные тенденции развития юридической техники в Российской Федерации 45
Заключение 50
Список использованных источников 52
В
большинстве случаев приемы юридической
техники, отражая накопленный опыт
правотворчества и уровень
Среди основных приемов юридической техники следует выделить те, которые характеризуют степень обобщения конкретных показателей нормы и способ изложения ее элементов.
По степени обобщения конкретных показателей различаются два приема: абстрактный и казуистический.
Абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении "лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины" слова "отсутствие вины" являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения.
Казуистический
– это такой прием
"Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок: а) по причине явлений стихийного характера... б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов..." и т.д. Этот перечень, включающий несколько пунктов, прямо и конкретно указывает на фактические обстоятельства, освобождающие лицо от юридической ответственности. Конечно, в настоящее время казуистический прием изложения не встречается в чистом виде (например, в таком, в каком он применялся в древних системах права). Нормативное изложение, каким бы оно ни было конкретным и индивидуализированным, всегда содержит определенные обобщения. Однако и сейчас нормативные положения, в которых достигнута максимально широкая в данных условиях степень обобщения, существенно отличаются от нормативных положений, в которых вместо обобщенной формулы, а иногда и наряду с ней приводится перечень конкретных фактов, обстоятельств и т.д. В последнем случае и можно говорить о казуистическом приеме¹.
Абстрактный прием изложения нормативного материла, соответствует более высокому уровню юридической культуры и развития юридической науки. Он позволяет в кратких формулировках охватить все факты данного рода. Однако не все фактические данные могут быть во всех случаях изложены в обобщающих формулировках; иногда необходимо прямо и конкретно указать на индивидуальные обстоятельства, факты, конкретных лиц, т.е. использовать казуистический прием. Кроме того, казуистический прием в какой-то мере удобен на практике, а главное, соответствует формальной определенности права. Он позволяет без особых трудностей применять юридические нормы к фактическим обстоятельствам (например, значительно легче решить вопрос об освобождении от ответственности на основании конкретного перечня, чем на основе обобщающей формулировки). Но все это не может устранить существенного недостатка казуистического приема: каким бы ни был совершенным перечень конкретных фактов, он не может охватить всех фактов данного рода.
По способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный. В зависимости от этого выделяются и соответствующие разновидности юридических норм, в том числе прямые, ссылочные и бланкетные.
При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.
При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания. Этот прием изложения применяется для установления связи между частями нормативного материала и для избежания повторений.
При
бланкетном изложении отдельные
элементы норм тоже прямо не формулируются,
но недостающие элементы восполняются
не какой-либо точно указанной нормой,
а правилами определенного
Применение ссылочного, а тем более бланкетного приемов изложения во многих случаях вполне оправданно. Однако обилие отсылок, в особенности отсылок к нормам других нормативных актов, может создать определенные трудности при пользовании нормативным материалом. Кроме того, обилие ссылочных норм нередко свидетельствует о структурном несовершенстве акта, о недостатках в расположении нормативного материала.
4 Основные тенденции развития юридической техники в Российской Федерации
Уровень юридико-технического совершенства законодательства в той или иной стране в значительной степени определяется конкретно-историческими тенденциями и проблемами его функционирования, которые, в свою очередь, обуславливаются объективными закономерностями развития общества, реальными условиями и потребностями общественной жизни. Поэтому, не выяснив таких тенденций и проблем, нельзя сделать обоснованные выводы о возможностях и путях обеспечения высокого технико-юридического уровня законодательства.
Годы
существования суверенного
На фоне обозначенных тенденций достаточно четко прослеживаются и дефекты, недочеты современного российского законодательства, которые в некоторой степени именно первыми и «спровоцированы». К таким дефектам относятся следующие.
Прежде всего, надо констатировать бессистемность развития законодательства, изрядное количество изменений и дополнений к действующим законам, причем, в основном, к тем, которые приняты уже после провозглашения независимости России.
В
России в последнее время
- порядок оформления нормативно правового акта, требования к его реквизитам и структуре;
-
запрет на употребление в
Однако принятие закона откладывается на неопределенный срок. По всей видимости, депутаты не хотят связывать себя жесткими правилами и процедурами составления законопроектов. Научно-организационная работа в этом направлении продолжается и остается надеяться, что ценность и необходимость «закона о законах» будет осознана депутатским корпусом России.
Важно, однако, обеспечить качество этого акта, ибо принятие противоречивого документа может лишь усугубить ситуацию. Так, 24 марта 1998 г. вступил в силу Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах». Но, по оценке специалистов, он имеет весьма серьезные изъяны и еще более запутывает принципиальную проблему классификации нормативно-правовых актов.
Многие
законодательные акты в Российской
Федерации на сегодняшний день имеют
недостаточное научное
Названные недочеты, с одной стороны,
являются, в известной степени,
следствием несоблюдения
Ликвидация юридико-технических дефектов в действующем российском законодательстве, а также их предупреждение осуществимы при определенных предпосылках и при помощи определенных средств. Среди них можно выделить теоретические и практические. К первым относятся научные положения, выводы, рекомендации по юридико-техническим вопросам, а ко вторым — специальные правовые акты и организационные мероприятия.
Теоретическими предпосылками и «инструментами» юридического усовершенствования современного законодательства России являются:
- научные наработки предыдущего — советского — периода (разумеется, в их «технологической», политически неидеологизированной части), в частности, работы С.С. Алексеева, М.А. Голодного, Б.В. Дрейшева, А.П. Зайца, Д.В. Керимова, Д.А. Ковачева, А.С. Пиголкина, С.В. Поленикой, И.С. Самощенко, В.М. Савицкого, А.А. Ушакова;
- результаты современных научных исследований украинских юристов, а также специалистов Российской Федерации (поскольку социальные условия и проблемы последней, в том числе и в сфере законотворчества остаются весьма схожими с соответствующими проблемами Украины);
- другие зарубежные работы по указанной тематике, которые все шире применяются в российской правовой практике.
Ко второй группе предпосылок и средств обеспечения высокого юридико-технического уровня российского законодательства относятся, специализированные правовые акты и организационные мероприятия. Их основными разновидностями являются:
1)
закрепление в действующем
2)
разработка комплексных
3)
меры по систематизации
4)
создание специализированных
Все изложенное позволяет сделать некоторые обобщающего плана выводы.
В России состояние законотворческой и другой правотворческой деятельности, рассматриваемое с точки зрения ее юридико-технического уровня, остается неоднозначным: наряду с отдельными достаточно отработанными в этом аспекте законами существенно немало и таких, которые имеют существенные юридико-технические погрешности. Несмотря на постоянные заявления руководителей России, депутатов о стремлении создавать законы, соответствующие требованиям юридической техники, мероприятия, к которым они прибегали с этой целью, оказываются недостаточно эффективными.