Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, многозначность понятия юридической техники делает проблематичным его использование в качестве научного понятия.
Во-вторых. В последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве юридических документов, принимаемых на региональном и местном уровнях. Министерство юстиции РФ, Генеральная прокуратура, иные органы государственной власти регулярно представляют данные о состоянии законности в сфере издания правовых актов. Эти данные неутешительны. Нарушений в этой слишком много, что чаще всего объя

Оглавление

Введение 5
Общая характеристика юридической техники
1.1 Об этимологии понятия «юридическая техника» 8
1.2 Юридическая техника: некоторые аспекты содержания понятия 13
1.3 Значение юридической техники в правовой практике 20
2. Классификация юридической техники
По видам правовых актов 24
По содержанию технических приемов и средств 26
3 Правила юридической техники
3.1 Юридические конструкции 33
3.2 Юридическая терминология 38
3.4 Технико-юридические приемы 42
4 Основные тенденции развития юридической техники в Российской Федерации 45
Заключение 50
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Юридическая техника понятие и виды 2.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      Средства  юридической техники данного  вида тоже связаны со структурностью права. Но они касаются не содержания нормативных актов (юридического выражения их содержания), а текста акта, его внешнего, документального построения, внешней архитектоники. Средства юридической техники рассматриваемого вида – это формы, позволяющие закреплять, фиксировать надлежащим образом выраженную волю законодателя. К ним относятся составленный с помощью юридической терминологии текст документа (его реквизиты и структурное построение). С документальным изложением воли законодателя связан также стиль правовых актов (законодательная стилистика).

      Текст документа как внешняя форма изложения содержания нормативного акта характеризуется: а) реквизитами, б) структурной организацией.

      Реквизиты текста нормативного документа. Каждый нормативный документ должен иметь  такие внешние реквизиты, которые  свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали его содержание, юридическую силу, место и дату издания. К внешним реквизитам относятся, в частности, наименование акта, его заголовок, обозначение даты. Все эти реквизиты подчиняются требованиям юридической техники, обеспечивающим надлежащее осуществление свойственных нормативному документу функций. Так, основные требования к заголовку нормативного документа – это точность и краткость. Слишком длинные, громоздкие заголовки создают известные трудности при применении актов и их систематизации, а также при их толковании. Следует вместе с тем заметить, что заголовки документов (частей, разделов, глав и статей) – это не чисто технико-юридический прием.

      Заголовок представляет собой одно из средств  выражения содержания данной группы юридических норм или одной нормы. Поэтому заголовки могут быть использованы при толковании актов.

      Структурная организация текста нормативного документа. Необходимым средством юридической  техники являются расположение нормативного материала в тексте акта в определенном порядке, его расчлененность и согласованность. К основным требованиям юридической техники здесь относятся:

      1) последовательная дифференцированность  нормативного материала в тексте  нормативного документа. Подавляющее  большинство нормативных актов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала в тексте документа, отражающем структуру отрасли, подотрасли, института. Наиболее существенную роль дифференциация нормативного материала играет в кодифицированных актах – Основах, кодексах.

      Структура текста нормативных актов (в особенности  кодифицированных) должна обеспечить максимальные возможности для формулирования нормативных обобщений. Это достигается  прежде всего при помощи выделения  общей части (общих положений). Выделение общей части позволяет сконцентрировать в одном месте текста документа общие нормы, избежать повторений, с надлежащей четкостью сформулировать наиболее принципиальные нормативные положения, ведущие юридические принципы.

      В кодифицированных актах конкретный нормативный материал распределяется по разделам и главам текста документа. Каждое из этих подразделений охватывает определенный институт или группу институтов. Распределение нормативного материала по разделам и главам – такое технико-юридическое средство, которое неразрывно связано с содержанием правового регулирования¹). Вот почему вопрос о структуре нормативного акта в ряде случаев приобретает принципиальное значение. Например, при кодификации советского гражданского законодательства возник вопрос, выделять ли правовые институты только по специальным юридическим признакам или, кроме того, по признакам, отражающим сферу регулируемых отношений (в частности, обособить все правовые институты, регулирующие отношения в области социалистического хозяйства). Законодательство пошло по первому пути. Между тем есть основания полагать, что обособление хозяйственных гражданско-правовых институтов в особый раздел позволило бы сформулировать ряд обобщающих нормативных положений, придало бы данной ветви гражданско-правового регулирования необходимые стройность и четкость, соответствующие потребностям социалистического общества.

      Первичной структурной единицей текста нормативных  актов является статья (или даже, что характерно для развитых, специализированных правовых систем, подразделения статьи-абзацы, пункты, части, иногда фразы текста статьи).

      Статья (или ее подразделение) является первичной  структурной единицей потому, что  она соответствует основной первичной  единице самого права – юридическому нормативному предписанию. Вместе с тем в развитых, специализированных правовых системах статья все более становится типической формой выражения и закрепления первичной группировки – ассоциации нормативных предписаний.

      Отмечая принципиальное единство нормативных  предписаний и первичных единиц текста акта, необходимо обратить внимание на то, что выделение новых статей (если это не является разукрупнением статей, содержащих несколько предписаний) возможно лишь постольку, поскольку одновременно в результате нормативного обобщения формулируются новые предписания, в том числе охранительные и специализированные. Произвольно дробить одну норму-предписание и размещать ее в нескольких статьях или их подразделениях объективно невозможно.

      Основная  задача при фиксировании юридических  норм в тексте нормативного документа состоит в том, чтобы с надлежащей четкостью указать на условия действия и содержание властного государственного веления. Кроме того, следует иметь в виду и необходимость обеспечить охрану юридических норм принудительной силой государства, т.е. документального закрепления логических норм. Поэтому либо в данной статье, либо в иных статьях нормативного акта (а иногда и в другом акте) должны быть сформулированы охранительные нормы, которые бы с исчерпывающей полнотой охраняли действие всех норм, включая регулятивные предписания;

      2) единство и внутренняя логика  в тексте нормативного документа.  Материал в тексте нормативного  документа должен быть согласован  во всех своих частях и расположен  в логической последовательности.

      Нормативный документ нуждается также во внешнем единстве. Одним из выражений этого единства является сквозная и стабильная нумерация статей.

      На  практике с определенным номером  статьи или ее подразделением связывается  представление о содержании соответствующих  юридических норм в кодифицированном акте. Поэтому важное требование юридической техники состоит в том, чтобы при последующих изменениях, вносимых в нормативный акт, не перестраивать каждый раз нумерацию, а менять редакцию статей; новые же нормативные положения вносить в качестве дополнительных статей (с добавлением букв или цифр к основной нумерации);

      3) обеспечение необходимых удобств  в пользовании нормативными документами.  В тексте нормативных документов  следует избегать примечаний  к статьям. Наоборот, дополнения  и приложения постатейно-систематизированного материала к кодифицированным актам в ряде случаев оказываются необходимыми. Облегчают пользование кодифицированными нормативными документами алфавитно-предметные указатели.

      Достижением кодификационной техники последнего времени является снабжение заголовками не только разделов и глав, но и статей кодифицированных актов. Заголовки в нормативном акте имеют не только техническое значение, но и являются своего рода официальным резюме о содержании нормативного акта, его части или статьи. Облегчая правильное понимание содержания нормативного акта, заголовки содействуют точному применению его нормативных положений.

      В кодифицированных актах целесообразно  обозначать (номерами, помещенными  в скобках, или буквами) части  статей. Такой прием кодификационной техники использован, например, в ГК Эстонской ССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Правила юридической техники 

    3.1 Юридические конструкции

      Термин  «юридическая конструкция» не является новым для юридической науки. Целая правоведческая школа, школа конструктивной юриспруденции (вторая половина XIX века), превозносила юридическую конструкцию как главное средство, которым располагает правовая наука, особенно при заполнении пробелов в праве. Выдающимся представителем этой школы является Р. Иеринг, который называл толкование низшей юриспруденцией, противопоставляя ей как высшую — анализ, конструкцию и систематизацию юридических отношений¹).

      Вопрос  о юридических конструкциях затрагивался и русскими дореволюционными правоведами. «Если бы изучение права, — отмечал Н.М. Коркунов, — ограничивалось одним толкованием, то не только юристам каждого отдельного государства, но даже каждому новому поколению юристов одной и той же страны приходилось бы начинать дело изучения сызнова, так как законы нередко меняются быстрее людских поколений. Между тем, несмотря на разнообразие и изменчивость права, в нем есть и постоянные или, по крайней мере, более устойчивые элементы, не меняющиеся с каждой переменой законодательных определений. Юридическая нормировка отношений меняется гораздо быстрее и легче, чем сами отношения и их основные элементы. Поэтому если за основу изучения права принять не нормы юридические, как это бывает при толковании, а юридические отношения, то получаются более прочные и устойчивые выводы»²).

      Если  обратиться к современной юридической  науке, то термин «юридическая конструкция» понимается неоднозначно. Одни авторы отождествляют юридическую конструкцию с логической дедукцией, другие — с теоретическими положениями, третьи — со способом регулирования общественных отношений, четвертые рассматривают юридические конструкции как средство юридической техники и др.

      Весомый вклад в выявление природы  юридических конструкций, их роли в исследовании права, в нормотворческой и право-применительной деятельности сделан А.Ф. Черданцевым. По его мнению, юридическая конструкция представляет собой идеальную модель, отражающую сложное структурное строение урегулированных правом общественных отношений, «юридических фактов или их элементов»¹). Следовательно, юридическая конструкция имеет те же признаки, что и модель вообще.

      Во-первых, юридическая конструкция служит формой отражения действительности, является упрощенным, огрубленным образом общественных отношений, урегулированных правом.

      Во-вторых, юридическая конструкция создается в результате абстракции. При ее создании исследователь абстрагируется, отвлекается от многообразия видов и свойств общественных отношений, от многообразия их связей с другими социальными факторами. В юридической конструкции находят отражение лишь те стороны, элементы и свойства общественных отношений, которые урегулированы или могут быть урегулированы нормами права.

      В-третьих, исследование юридической конструкции  позволяет получить более обобщенные и углубленные знания о каждом реально существующем правоотношении, поскольку связь смоделированной юридической конструкции с правоотношением или его элементами имеет характер соответствия, аналогии, то есть сходства на уровне существенных признаков урегулированных правом общественных отношений.

      В-четвертых, юридические конструкции как  модели возможны именно потому, что  исследуемые правоотношения и их элементы могут в результате идеализации  рассматриваться как явления  сложные, структурные, имеющие определенное системно-структурное отношение и состоящие из элементов.

      Чтобы конструкция соответствовала своему назначению, она должна удовлетворять определенным условиям. Первое из этих условий — условие полноты. Конструкция, чтобы быть полной, должна покрывать собою все возможные частные случаи. Все они должны укладываться в рамках. Второе условие — условие последовательности. Правильная конструкция должна быть последовательна и притом в двояком отношении. Она сама не должна составлять исключения из более общих юридических положений, она должна быть согласована с ними. И, кроме того, она должна быть такова, чтобы решение всех частных вопросов, относящихся к данному отношению, получалось как необходимый логический вывод. Наконец, в-третьих, конструкция должна быть также простою, естественною. Это потому, что слишком сложная или неестественная конструкция не облегчит, а только затруднит понимание.

      Р. Иеринг, в свою очередь, выделял такие  законы юридической конструкции:

      1. Закон совпадения с положительным  материалом. Согласно данному закону положительные правоположения — те данные точки, через которые юридическая конструкция должна проложить свою конструкционную линию.

      2. Закон непротиворечия или систематического  единства, согласно которому юриспруденция не должна вступать в противоречие с понятиями, тезисами, выставленными в другом месте; ее конструкции должны согласовываться как в самих себе, так и между собою.

Информация о работе Юридическая техника