Юридическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов юридической ответственности и ее видов.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические вопросы юридической ответствен- ности;
рассмотреть виды юридической ответственности;
- выявить вопросы теории и практики юридической ответственности в современный период.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 7
1.1 Понятие, цели, признаки и принципы юридической ответственности 7
1.2 Санкция, меры государственного принуждения и юридическая ответственность…………………………………………………………………….13
1.3Правонарушение как основание юридической ответственности. Обстоятельства и основания, освобождающие от юридической ответственности 19
1.4 Юридическая ответственность в системе юридических категорий………29
2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 33
2.1 Административная ответственность 33
2.2 Уголовная ответственность 37
2.3 Материальная ответственность 39
2.4Гражданско-правовая ответственность 46
2.5Дисциплинарная ответственность……………………………………………49
3 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 54
3.1 Конституция Республики Казахстан как правовая основа привлечения к юридической ответственности 54
3.2Юридическая ответственность и вопросы построения правового государства 60
3.3 Проблемы применения юридической ответственности и пути их разрешения в современный период 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Файлы: 1 файл

диплом Жамал.doc

— 589.00 Кб (Скачать)

    В работе по раскрытию преступлений и  иных правонарушений важное место занимает деятельность таких служб органов внутренних дел, как уголовный розыск, отдел борьбы с хищениями собственности и спекуляцией, органы дознания и предварительного следствия и другие. Таким образом, эффективная деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных органов и общественных формирований по раскрытию преступлений и иных правонарушений, призвана обеспечить практическую реализацию требований принципа неотвратимости ответственности.

    Принцип гуманности ярко проявляется, как в законодательстве, устанавливающем юридическую ответственность, так и в деятельности правоохранительных органов, применяющих ее. Не допускаются меры наказания и взыскания, причиняющие физические страдания или унижающие человеческое  достоинство. Не разрешается применение наиболее суровых мер ответственности (например, смертной казни, административного ареста) к беременным женщинам. Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть подвергнуты не только смертной казни, но и лишению свободы на срок более десяти лет. Законодательство об уголовной и административной ответственности закрепляет исчерпывающий, не подлежащий расширению на практике, перечень обстоятельств, то в законе перечисляются основные из них, предоставляя   возможность  правоохранительным органам признать их смягчающими.                                                                                                                                 Имеется целый ряд других свидетельств гуманности юридической ответственности в Казахстане.

    Все эти правила установлены в  целях защиты личности и обеспечения  нормальных условий для исправления  правонарушителей, возвращение их к  честной трудовой жизнедеятельности. 
 

    1.2 Санкция, меры  государственного принуждения и  юридическая ответственность 
 

    Право - это гетерономное социально-классовое образование, обще- обязательный регулятор, действие которого поддерживается принудительной силой государства[9, с. 83].

    Отсюда  нераздельная связь права и государственного принуждения, которая с предельной четкостью выражена в знаменитых ленинских словах о том, что право - ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права.

    Усиление  в условиях демократичного общества роли права в обеспечении все возрастающего действия материальных, духовных, моральных стимулов (в том числе мер поощрения), его значение во все большем утверждении в жизни общества высоких начал социально-политической ответственности вовсе не устраняет и не делает менее значимой указанную черту права, его гетерономный характер. Право потому и способно развивать социальную активность людей, главным образом: через систему субъективных прав, что свойственные ему механизмы все время остаются действенными, надежно «работающими», обеспеченными эффективными мерами государственно-принудительного воздействия.

    Характеризуя  специфику принуждения в праве, следует обратить внимание на то, что само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечить безусловное утверждение воли государства и через нее - воли экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе). В этом своем качестве государственное принуждение является средством организации волевых устремлений субъектов с целью их подчинения государственной воле. Оно характеризует такое фактическое состояние, которое если и не исключает решение человека из цепи детерминации, то, во всяком случае, ставит человека в положение, когда у него нет выбора для избрания иного варианта поведения.

    Все это и делает государственное  принуждение надежным в условиях классового общества социальным инструментом, обеспечивающим функционирование правовой системы (достижение эффекта «гарантированного результата»), реальность правовых установлений, их общеобязательность.

    Вместе  с тем право как специфический  социальный феномен нуждается не в государственного принуждении  вообще,  а  в  государственном    принуждении     (причем во всех случаях, разумеется, таком, которое соответствует данному экономическому  базису,  исторически-определеному  типу  государства     и права),   сообразном праву, им обогащенном, т. е. в правовом принуждении. Следовательно,   государственное  принуждение,  преломленное через право, правом «насыщенное», выполняющее в нем свои, специфические задачи, и выступает в качестве правового принуждения[9, с. 83-84].

    Уровень правового содержания   государственного   принуждения     обусловлен,   в частности, тем, в какой мере оно:

    а) подчинено общим принципам данной  правовой  системы; 

    б) является  по своим   основаниям   единым,   всеобщим    на   территории всей страны;

    в)нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;

    г) действует через механизм прав и обязанностей;

    д) оснащено развитыми процессуальным формами.

    Чем выше уровень правового содержания государственного принуждения, тем оно в большей мере способно выполнять функции позитивного фактора социального развития и в меньшей - инструмента произвола и своеволия отдельных индивидов и групп господствующего класса.

    Виды  мер правового принуждения. Меры правового принуждения могут быть подразделены на две группы:

    юридические санкции (основная группа), т. е. государственно-принудительные меры, являющиеся реакцией государства в отношении конкретного лица на факт противоправного поведения;

    государственно-необходимые, профилактические и превентивные меры правового принуждения.

    Социальное  назначение правового принуждения, выраженного в санкциях, состоит главным образом в том, что оно призвано играть в правовой системе правоохранительную роль, т. е. обеспечивать ее нормальное функционирование, реальное осуществление всех ее регулятивных качеств и, прежде всего достижение «эффекта гарантированного результата»[6, с.29]. Принуждение в праве здесь нацелено на то, чтобы устранять возникающие в правовой системе аномалии, приводить ее в случаях неправомерной ситуации в нормальное состояние, воздействовать на  лиц, нарушающих правопорядок.

    Правовое  принуждение, следовательно, существует в данном случае в рамках правоохранительных отношений и выражает реакцию государства па неправомерное поведение участников общественных отношений, на препятствия, возникающие в процессе функционирования правовой системы.

    В то же время в ограниченном числе  случаев меры правового принуждения  могут применяться и для решения государственных задач, сопряженных с экстремальными социальными условиями, - военной обстановкой, стихийными бедствиями (например, реквизиция имущества). В случаях крайней государственной необходимости могут применяться принудительные меры медицинского характера. В интересах государственной безопасности, охраны нрав граждан применяются досмотр багажа и личный досмотр, проверка документов и др. Часть такого рода государственно-принудительных мер, так же как и процессуальные предупредительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста) и меры, выражающие предупреждение возможного причинения обществу необратимого вреда (профилактическое изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих хроническим алкоголизмом), связана с правоохранительной деятельностью компетентных государственных органов. Но они все же принципиально, по самому своему назначению отличаются от санкций, выступающих в качестве последствия для данного лица в связи с фактом его противоправного поведения, и потому образуют особую группу мер правового принуждения, входящих в содержание регулятивных государственно-властных отношений.

    Юридические санкции. Это основная группа государственно-принудительных мер, отличающихся от всех иных тем, что они выступают в качестве государственно-властной реакции на факт противоправного поведения, направлены на предупреждение правонарушений и иного противоправного поведения, на ликвидацию их последствий, связаны с воздействием на правонарушителя и всем этим выражают особую правовую оценку противоправного   поведения,   противоправной   ситуации.

    В юридической литературе под санкциями  в данной области правовой действительности понимается по большей части элемент  юридической нормы. Между тем  с точки зрения содержания правового  принуждения и складывающихся в связи с ним отношений санкциями являются, прежде всего, сами меры, реальные носители» государственно-принудительного воздействия. Именно в таком смысле указанный термин преимущественно используется в советском законодательстве, на практике. По своей первичной основе санкции - это всегда государственное принуждение к исполнению требований права. Как только сложилась противоправная ситуация, произошел «сбой» в функ- ционировании правовой системы (не исполняются юридические обязанности, есть преграды в осуществлении прав, произошло умаление правового блага субъекта и др.) и все это находится в причинной связи с противоправным поведением того или иного лица, возникают в соответствии с действующими нормативными положениями основания к применению санкций, которые выступают в качестве реакции государства на факт противоправного поведения лица и состоят в наступлении для него известного правового урона (правоограничения, возложение на лицо специальных обязанностей).

    Вопросы, связанные с юридическими санкциями, довольно часто освещаются в литературе под углом зрения категории «юридическая ответственность». Не исключая возможной перспективности и целесообразности дальнейшей разработки такого рода теоретической конструкции11  (тем более, что применение санкций во всех случаях может быть интерпретировано кар «ответ» государства на противоправное поведение), следует вместе с тем отметить, что в принципе здесь вполне достаточно понятий санкции и ее применения, которые позволяют осветить все основные стороны принуждения к исполнению права, всего того общего, что присуще всем разновидностям данной группы государственно-принудительных мер. При таком подходе сохраняется и специфическое содержание, которое исторически и в силу особенностей применения ' отдельных разновидностей санкций вкладывается в понятия «юридическая ответственность» и «защита».

    Особенности юридических санкций выражаются в их делении па правовосстановительные (они состоят в устранении вреда, возникшего в результате неправомерного поведения, в восстановлении нарушенных прав, обеспечении исполнения обязанности) и штрафные (они состоят в таком правовом уроне для правонарушителя, который заключается в новых для него обременениях - правоограничениях, специальных обязанностях).

    Это деление   санкций   совпадает   с   классификацией санкций на меры защиты и меры ответственности.

    Указанные два деления дополняют друг друга. Если первое из них характеризует  содержание юридических санкций, их значение для существовавших до противоправного поведения правоотношений, то второе отражает особенности действия санкций, заложенных в них социальных программ, их последствий для лица, в отношении которого они применяются.

    Взятые  в единстве рассматриваемые классификации - деление санкций на меры защиты (правовосстановительные санкции) и меры ответственности (штрафные санкции) - имеют в данной сфере правовой действительности общее и исходное, ключевое значение. С ним связано разграничение санкций по степени определенности: меры ответственности - это, как правило, относительно-определенные санкции, допускающие их конкретизацию в порядке индивидуально-правового   регулирования,   меры  же  защиты   носят абсолютно-определенный характер. Меры ответственности (штрафные санкции) могут быть заменены мерами общественного воздействия, а правовосстановительные не могут. Штрафные санкции в принципе устанавливаются за виновные правонарушения, а правовосстановительные, меры защиты, могут быть применены за объективно-противоправное поведение. В случаях, когда штрафные санкции не обеспечивают восстановления нарушенного состояния, широко допускается соединение штрафных и правовосстановительных санкций, т. е. соединение мер ответственности и мер защиты, и т. д. (см. Приложение Б).

    Наиболее  распространенной в литературе о юридической ответственности является ее трактовка как меры государственного принуждения, как реакции на совершенное правонарушение. Ответственность, как мера государственного принуждения, но мнению большинства авторов, выражается в осуждении правонарушения, в установлении для правонарушителя определенных отрицательных (неблагоприятных) последствий в виде ограничений (лишений) личного или имущественного порядка. К этому добавляется, что юридическая ответственность служит делу воспитания и исправления правонарушителей, специального и общего предупреждения правонарушений.

Информация о работе Юридическая ответственность