Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:42, курсовая работа
Данная курсовая работа направлена на изучение и понимание государственных органов с особым статусом. Лишь в немногих источниках научной литературы открывается объяснение особого статуса данных государственных органов. Для решения этой проблемы требуется детальное изучение федеральных законов, регламентирующих их деятельность, Конституции Российской Федерации, использование учебной литературы, научных монографий, публикаций в периодических изданиях.
Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Место и роль государственных органов с особым статусом в государственном механизме......…………………………………………
1. Понятие государственных органов…………………………………..
2. Государственные органы с особым статусом в системе государственных органов по принципу разделения властей………......
Глава 2. Характеристика государственных органов с особым статусом…………………………………………………………………....
1. Прокуратура Российской Федерации ………………………………..
2. Следственный комитет Российской Федерации …………..………..
3. Центральный банк Российской Федерации………………………….
4. Счетная палата Российской Федерации……………………………...
5. Центральная избирательная комиссия.………………………………
6. Уполномоченный по правам человека……………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
2 |
Глава 1. Место и роль государственных
органов с особым статусом в государственном механизме......……………………………………… |
3 |
|
3 |
|
6 |
Глава 2. Характеристика государственных органов
с особым статусом………………………………………………………… |
10 |
|
10 |
|
12 |
|
14 |
|
16 |
|
18 |
|
20 |
Заключение…………………………………………………… |
22 |
Список использованной литературы……………………………………. |
23 |
Введение
Данная курсовая работа направлена на изучение и понимание государственных органов с особым статусом. Лишь в немногих источниках научной литературы открывается объяснение особого статуса данных государственных органов. Для решения этой проблемы требуется детальное изучение федеральных законов, регламентирующих их деятельность, Конституции Российской Федерации, использование учебной литературы, научных монографий, публикаций в периодических изданиях. Цель курсовой работы заключается в раскрытии видов государственных органов с особым статусом путем объяснения фундаментального понятия государственных органов и их общих признаков, системы государственных органов по принципу разделения властей и в самой характеристике особого статуса государственных органов.
Глава 1. Место и роль государственных органов
с особым статусом в государственном механизме
1. Понятие государственных органов
Важнейшая функция любой конституции заключается в устройстве государственной власти, точнее, в формировании конкретной системы органов государственной власти. Это способствует эффективности отправления функций государства, защите прав человека.1
Система власти состоит из органов государства, которые не только указаны в Конституции, но и сформированы для выполнения обязанностей и полномочий этих органов. Непосредственно в Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 11) указаны федеральные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации). Таким образом, государственный орган является составной частью разветвленной системы органов. Каждый государственный орган выполняет свои задачи, а совокупность органов составляют государственный аппарат. Государственные органы могут состоять из структурных подразделений: управлений, отделов, отделений, комиссий и т.д. 2
Несмотря на вышеперечисленное, государственные органы имеют общие признаки.
1. Конституция, законы и другие правовые акты регламентируют порядок создания органов власти, что способствует исключению возможности произвольного нагромождения органов власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государства не могут быть ликвидированы или преобразованы без внесения поправок в саму Конституцию. Порядок образования государственной власти, согласно Конституции, должен регламентироваться федеральным законом, а в субъектах – таким же образом. Государственные органы могут создаваться, изменяться и ликвидироваться также на основании указов Президента Российской Федерации. Например, порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции Российской Федерации). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции Российской Федерации).3
2. Государственные органы формируются для осуществления определенных Конституцией задач и функций государственной власти.4 Например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126) Верховный Суд Российской Федерации – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, дающий разъяснения по вопросам судебной практики.
3. Органы государства
наделены государственно-
4. Государственные органы имеют определенный порядок деятельности, установленный государством. Это принятие правовых актов, законов, указов, постановлений и т.д. Например, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 128) порядок деятельности Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов определяется федеральным конституционным законом.
5. Для реализации своей компетенции государственным органам предоставляется необходимая материальная база, финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).7
6. Государственные органы действуют от имени государства и по его поручению8. В ходе исполнения своих полномочий, они используют государственные флаг, герб, гимн.
7. Органы государства имеют сложную внутреннюю структуру, т.е. они состоят из отдельных подразделений, имеющих определенные цели и задачи.9 Данные подразделения не могут именоваться органами государства, если они не обладают финансовой самостоятельностью.
8. Государственные органы
Исходя из вышесказанного, государственный орган – это составной элемент государства, образованный в установленном государством порядке, владеющий государственно-властными полномочиями, имеющий право осуществлять задачи и функции государственной власти, представляющий собой часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
2. Государственные органы с особым статусом
в системе государственных органов по принципу разделения властей
Принцип разделения властей закрепляется в статье 10 Конституции Российской Федерации. Государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Они представляют собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.11
Ни в одну из ветвей власти не входит Президент Российской Федерации. Согласно Конституции (ст. 80) он является главой государства, гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
1. Законодательные органы государства. Избираются путем голосования народом для реализации его воли. Следовательно, законодательные органы являются представительными органами. Согласно Конституции Российской Федерации органами законодательной власти являются Федеральное собрание (состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) и законодательные органы субъектов Российской Федерации (например, думы, законодательные собрания, областные и городские собрания, советы и т.д.). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 94) Федеральным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Наименование и структура законодательного органа государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливаются самостоятельно уставом конкретного субъекта. Федеральное Собрание принимает законы, влияющие на всю территорию страны, а законодательные органы государства в субъектах Российской Федерации – в пределах соответствующего субъекта по вопросам своей компетенции.12
2. Исполнительные органы государства. Обеспечивают исполнение законов, принятых законодательными органами. Во исполнение законов они имеют право принимать подзаконные нормативные акты.13 Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации; министерства, государственные комитеты, ведомства при правительстве Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов, правительства, министерства, государственные комитеты, ведомства субъектов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 110) высшим органом федеральной исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, которое образуется Президентом Российской Федерации путем назначения с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, а по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.14 В субъектах Российской Федерации исполнительные органы образуются высшими должностными лицами с участием органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.15
Система федеральных органов исполнительной власти включают в себя федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере. 16 Координируют и контролируют деятельность федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной форме деятельности. Также федеральные службы выполняют функции по обороне, государственной безопасности, защите и охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с преступностью, общественной безопасности.
Федеральные агентства осуществляют функции в определенной сфере деятельности по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Также выполняют правоприменительные функции. Федеральные агентства ведут реестры, регистры и кадастры.17
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Порядок создания и их деятельность регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» («Собрание актов Президента и Правительства РФ» от 31.05.1993 г.).
Исполнительные органы государства субъектов Российской Федерации подчиняются федеральным только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.18
3. Судебные органы государства. В соответствии с Конституцией (ст. 118) осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, другие федеральные суды и суды в субъектах Российской Федерации.19 Согласно Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается самой Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. (ред. от 25.12.2012 г.) «О судебной системе Российской Федерации» (Рос. газ. от 06.01.1997 г.).
Конституционный суд Российской Федерации – это судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции Российской Федерации).20
Верховный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции Российской Федерации).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции Российской Федерации).
Информация о работе Характеристика государственных органов с особым статусом