Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:42, курсовая работа
Данная курсовая работа направлена на изучение и понимание государственных органов с особым статусом. Лишь в немногих источниках научной литературы открывается объяснение особого статуса данных государственных органов. Для решения этой проблемы требуется детальное изучение федеральных законов, регламентирующих их деятельность, Конституции Российской Федерации, использование учебной литературы, научных монографий, публикаций в периодических изданиях.
Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Место и роль государственных органов с особым статусом в государственном механизме......…………………………………………
1. Понятие государственных органов…………………………………..
2. Государственные органы с особым статусом в системе государственных органов по принципу разделения властей………......
Глава 2. Характеристика государственных органов с особым статусом…………………………………………………………………....
1. Прокуратура Российской Федерации ………………………………..
2. Следственный комитет Российской Федерации …………..………..
3. Центральный банк Российской Федерации………………………….
4. Счетная палата Российской Федерации……………………………...
5. Центральная избирательная комиссия.………………………………
6. Уполномоченный по правам человека……………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
В субъектах Российской Федерации суды выполняют аналогичные функции.
Учитывая вышеизложенное, в Российской Федерации существуют федеральные органы государственной власти с особым статусом. Они независимы и самостоятельны. Эти органы государства не входят ни в одну из трех ветвей власти, но при этом создаются и действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
К государственным органам с особым статусом относятся Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.
Глава 2. Характеристика государственных органов с особым статусом
1. Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов и учреждений, которая от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.21
В соответствии с Конституцией (ст. 129) данная система действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Не смотря на то, что Конституция Российской Федерации включает Прокуратуру в главу 7 «Судебная власть», она не является судебным органом. Ее деятельность устанавливается Федеральным законом от 17.01.1992 г. №2202-1 (ред. от 25.11.2013 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» (Рос. газ. от 18.02.1992 г.) (далее – Закон о прокуратуре).
Прокуратура Российской Федерации обеспечивает верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и граждан, интересов общества и государства. Для реализации своей деятельности прокуратура Российской Федерации выполняет функции надзора, уголовного расследования в рамках своих полномочий, участия в судах по рассмотрению дел, регулирования деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуратура также принимает участие в правотворческой деятельности.
В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 11) в систему прокуратуры Российской Федерации входят Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратура субъектов Российской Федерации, городов и районов, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
В результате законодательных изменений, из системы органов прокуратуры произошло выделение следственного аппарата и образования на этой базе нового органа – Следственного комитета.22
Согласно Конституции (ст. 129) Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на 5 лет.
В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 4) органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в соответствии с законодательством.
В субъектах Российской Федерации, согласно ст. 13 Закона о прокуратуре, прокуроры назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов. Прокуроры субъектов подчинены и подотчетны Генеральному прокурору.
Согласно ст. 5 Закона о прокуратуре в осуществление прокурорского надзора не допускается какое-либо вмешательство извне.
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляется за счет федерального бюджета.23
В соответствии с законом о прокуратуре (ст. 12) Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
2. Следственный комитет Российской Федерации
Следственный комитет Российской Федерации – это федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия и организация Следственного комитета устанавливается Федеральным законом от 28.12.2010 г. №403-1 (ред. от 25.11.2013 г.) «О Следственном комитете Российской Федерации» (Рос. газ. от 30.12.2010 г.) (далее – Закон о Следственном комитете), также Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. №38 (ред. от 03.12.2013 г.) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Рос. газ. от 17.01.2011 г.) и Положением о Следственном комитете Российской Федерации от 13.03.2012 №297.
Ранее Следственный комитет входил в систему органов Прокуратуры, но появилась необходимость более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия.24
Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета согласно ст. 5 Закона о Следственном комитете.
В соответствии с Законом о Следственном комитете (ч. 4 ст. 1) основными задачами являются: расследование преступлений в соответствии с последовательностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; обеспечение законности при рассмотрении сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования; защита прав и свобод человека и гражданина; осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета; выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; осуществление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве и совершение в этой сфере нормативно-правового регулирования; определение порядка создания и представления отчетов о следственной работе и процессуальном контроле. Также Следственный комитет участвует в правотворческой деятельности.
В систему Следственного комитета входят (ст. 12 Закона о Следственном комитете): центральный аппарат Следственного комитета; главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные подразделения Следственного комитета.
Возглавляет Следственный комитет Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Он ежегодно представляет Президенту доклад о реализации государственной политики, состоянии следственной деятельности и проделанной работе (ст. 13 Закона о Следственном комитете).
Согласно ст. 6 Закона о Следственном комитете не допускается в деятельность Следственного комитета вмешательство, воздействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ и др.
Следственный комитет имеет геральдический знак (эмблему, знак, флаг), который утверждает Президент Российской Федерации. Содержание Следственного комитета и его органов и учреждений осуществляется путем финансирования за счет средств из федерального бюджета.
3. Центральный банк Российской Федерации
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 г. №86 (ред. от 23.07.2013 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Рос. газ. от 13.07.2002 г.) (далее – Закон о Банке России).
В соответствии с Конституцией (ст. 75), денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Основной его функцией является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую осуществляет независимо от других органов государственной власти. Согласно Закону о Банке России (ст. 4) он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, организует систему рефинансирования кредитных организаций, устанавливает правила осуществления расчетов и проведения банковских операций, управляет золотовалютными резервами, устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, осуществляет банковский надзор и др. Банк России независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России не подчиняется Правительству Российской Федерации, но подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации, членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Председатель Банка России назначается на должность сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более трех сроков подряд. Члены Совета директоров также назначаются на должность сроком на 5 лет. Совет директоров является высшим органом Банка России, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов.25 Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.
Банк России направляет годовой отчет в Государственную Думу для рассмотрения и принятия по нему решения ежегодно не позднее 15 мая года, который публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Банк России является единой централизованной системой с вертикальной структурой управления согласно ст. 83 Закона о Банке России. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, рассчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные организации, подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
В соответствии с ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных средств согласно ст. 2 Закона о Банке России.
4. Счетная палата Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации – это постоянно действующий орган контроля за исполнением федерального бюджета, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему.26
В соответствии с Конституцией Российской Федерации состав и порядок деятельности Счетной палаты Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. №41 (ред. от 23.07.2013 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» (Рос. газ. от 10.04.2013 г.) (далее – Закон о Счетной палате).
Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, обладает организационной, функциональной и финансовой независимостью.
В соответствии с ст. 5 Закона о Счетной палате, ее задачами являются: организация и осуществление контроля за использованием федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития страны; определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами и др.
Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты согласно ст. 6 Закона о Счетной палате.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.
Согласно ст. 13 Закона о Счетной палате, она выполняет функции по осуществлению внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений; экспертизе проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетных государственных внебюджетных фондов; проведению проверок бюджетной отчетности и др.
Счетная палата обладает полномочиями (ст. 14 Закона о Счетной палате) осуществлять контрольную, экспертно-аналитическую, информационную деятельность, получать беспрепятственный доступ к необходимой информации, направлять по результатам проверок представления, предписания, уведомление о применении бюджетных мер принуждения и др.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона о Счетной палате контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и постановлений Государственной Думы. Таким образом, исключается возможность проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной палаты органом государственной власти, ответственным за исполнением федерального бюджета.27
Информация о работе Характеристика государственных органов с особым статусом