Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:42, курсовая работа
Данная курсовая работа направлена на изучение и понимание государственных органов с особым статусом. Лишь в немногих источниках научной литературы открывается объяснение особого статуса данных государственных органов. Для решения этой проблемы требуется детальное изучение федеральных законов, регламентирующих их деятельность, Конституции Российской Федерации, использование учебной литературы, научных монографий, публикаций в периодических изданиях.
Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Место и роль государственных органов с особым статусом в государственном механизме......…………………………………………
1. Понятие государственных органов…………………………………..
2. Государственные органы с особым статусом в системе государственных органов по принципу разделения властей………......
Глава 2. Характеристика государственных органов с особым статусом…………………………………………………………………....
1. Прокуратура Российской Федерации ………………………………..
2. Следственный комитет Российской Федерации …………..………..
3. Центральный банк Российской Федерации………………………….
4. Счетная палата Российской Федерации……………………………...
5. Центральная избирательная комиссия.………………………………
6. Уполномоченный по правам человека……………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Счетная палата ежегодно представляет Совету федерации отчет о своей работе, утверждаемый Коллегией Счетной палаты.
Счетная палата имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак – эмблему и флаг согласно ст. 2 Закона о Счетной палате.
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 (ред. от 02.11.2013 г.) включает Счетную палату в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне.28
5. Центральная избирательная комиссия
Центральная избирательная комиссия – это федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение выборов, референдумов Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия действует в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67 (ред. от 02.11.2013 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Рос. газ. от 15.06.2002 г.) (далее – Закон о гарантиях избирательных прав).
Центральная избирательная комиссия не указана в Конституции Российской Федерации, но имеет конституционно обозначенные функции, вытекающие из ч. 3 ст. 3 Конституции. Она не подчиняется никакому органу государственной власти, что подчеркивает ее особый статус. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии составляет 5 лет, в случае истекания срока полномочий в период избирательной кампании, продлевается до ее окончания.
Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов согласно ч. 4 ст. 21 Закона о гарантиях избирательных прав. Из них по 5 членов назначаются Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его заместитель и секретарь избираются членами Центральной избирательной комиссии из своего состава тайным голосованием согласно ч. 7 ст. 21 Закона о гарантиях избирательных прав.
Центральная избирательная комиссия выполняет функции по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по разработке, утверждению нормативов технического оборудования и осуществлению контроля за их соблюдением; реализации мероприятий, направленных на подготовку и проведение выборов, референдумов, развитие избирательной системы; определению единого порядка проведения предварительной агитации, определения и опубликования результатов выборов и референдумов; осуществлению контроля за использованием средств, направленных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов и референдумов; оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи комиссиям и др. Организует государственную систему регистрации избирателей и участников референдумов, осуществляет их регистрацию, формирует и ведет регистр.
Принятые Центральной избирательной комиссией, в пределах ее компетенции, акты и решения обязательны для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также избирательных комиссий, комиссий референдума.29
Центральная избирательная комиссия имеет официальный печатный орган.
6. Уполномоченный по правам человека
Уполномоченный по правам человека – это государственный орган власти, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Конституция Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103) устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой и действует в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. (ред. от 28.12.2010 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Рос. газ. от 04.03.1997 г.) (далее – Закон об Уполномоченном).30 С момента принесения присяги Уполномоченный по правам человека считается вступившим в должность согласно ст. 9 Закона об Уполномоченном. Уполномоченный назначается сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд. На должность Уполномоченного, согласно ст. 6 Закона об Уполномоченном, назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты.31
В соответствии с Законом об Уполномоченном (ст. 2) при осуществлении своих полномочий Уполномоченный по правам человека должен быть независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам. Ему должны беспрепятственно и бесплатно предоставлять необходимую запрашиваемую информацию в соответствии с ст. 34 Закона об Уполномоченном.
Основной его компетенцией является рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предложения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парламентских слушаний.32
Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета. Должность Уполномоченного может учреждаться в субъектах Российской Федерации, но в таком случае финансирование его деятельности будет осуществляться из средств бюджета соответствующего субъекта согласно ст. 5 Закона об Уполномоченном.
В соответствии с Законом об Уполномоченном (ст. 33) по окончании календарного плана Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Ежегодные доклады официально публикуются в «Российской газете» в обязательном порядке. Специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях.
Согласно ст. 41 Закона об Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет при Уполномоченном из лиц, владеющих соответствующими познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.
Заключение
Поставленная цель курсовой работы достигнута с помощью изучения и анализа Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы, научных монографий и публикаций. Изначально были раскрыты фундаментальные понятия, включающие в себя описание сущности и общих признаков государственных органов, принципа разделения властей. Были раскрыты вопросы о видах государственных органов с особым статусом, их независимости и самостоятельности, законодательствах, устанавливающих их порядок создания и деятельность. Даны характеристики Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека. Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что государственные органы с особым статусом не входят ни в одну из трех ветвей власти, их особый статус заключается в осуществлении своих полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, различных организаций и объединений. Не смотря на самостоятельность государственных органов с особым статусом, выполняя свои задачи, они являются составной частью государственного аппарата.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Научная и учебная литература
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 392
2 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 79
3 Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. 585 с.
4 Червонюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. 170 с.
5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. 512 с.
6 Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 2012. С.200
7 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М., 2005. 496 с.
8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. 512 с.
9 Власова Т. В., Дуэль В. М., Занина М. А. Теория государства и права. М., 2011. С. 58
10 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. 414 с.
11 Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. 585 с.
12 Васильев В.Г. Конституционное право. Новосибирск, 2011. 250 с.
13 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 75
14 Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. 585 с.
15 Васильев В.Г. Конституционное право. Новосибирск, 2011. 250 с.
16 Братановский С. Н. Административное право. М., 2013. С. 114
17 Братановский С. Н. Административное право. М., 2013. С. 115
18 Васильев В.Г. Конституционное право. Новосибирск, 2011. 250 с.
19 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 399
20 Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. 585 с.
21 Нисневич Ю. А. Государственная власть современной России. М., 2008. С. 371
22 Стрельников В.В. Основные элементы системы управления в органах прокуратуры // Гражданин и право. – 2012. – № 2. – С. 18–28
23 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 400
24 Сазин С.Т. Защита прав и свобод несовершеннолетних граждан Российской Федерации Следственным комитетом Российской Федерации (на основе деятельности следственного управления СК РФ по Орловской области) // Право и образование. – 2013. – № 3. – С. 108–115
25 Морозов Н.П. Роль ЦБ в России. М., 2011. С.15
26 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 401
27 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 401
28 Черкашина И.Б. Счетная палата в системе управления финансами. М., 2011. С. 39
29 Захаров И. В., Кокотов А.Н. Избирательное право Российской Федерации. М., 2013. С.137
30 Нисневич Ю. А. Государственная власть современной России. М., 2008. С. 401
31 Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 2013. С. 153
32 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 402
Информация о работе Характеристика государственных органов с особым статусом