Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:05, курсовая работа
Таким образом, предлагаю к рассмотрению «праворегулирующих» и их взаимосвязь с «правообладающими».
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
Понятие функций государства
Содержание и признаки функции государства
Классификация функций государства
Характеристика функций государства
Проблемы классификаций функций
Обеспечивающее выполнение функций структурная организация государства
Введение 3
1.Понятие функций государства …………………………………………………
1.1.Содержание и признаки функции государства………………………………
1.2.Классификация функций государства………………………………………..
1.3.Проблемы классификаций функций………………………………………..
2.Характеристика функций государства………………………………
2.1.Обеспечивающее выполнение функций структурная организация государства……………………………………………………………………….
Заключение
Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, то есть в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах.
Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально - освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.
Здесь также можно отметить, что некоторые функции государства имеют смешанное содержание: общесоциальное, классовое, национальное. Например, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Как известно, в таких государствах дело порой доходит даже до физического уничтожения неверных, несогласных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую.
Действительно, идеологическая функция государства может иметь предельно классовый, групповой характер, что, например, стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско-ленинская идеология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства (ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско-ленинской идеологии).
После подробно рассмотренного содержания функций государства остановимся на классификациях функций по различным признакам, а также на различных точках зрения специалистов на классифицирование Функций государства.
2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства.
Итак, в функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.
Отметим, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему необходимо различать функции государства, функции государственной власти функции государственных органов.
Как было указано выше, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет собой материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально - техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, то есть издание специального нормативно - правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Различают представительные законодательные органы, принимающие законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и так далее), органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), - на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая не обязательно должна быть авторитарной, диктаторской. Необходима и возможна легитимная (основанная на законе) сильная власть. Государственные органы, как официальные представители государства, имеют право издавать нормативно - правовые (общего характера) либо индивидуальные правовые акты (акты применения права), обязательные для исполнения. Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников - управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессионально занимающихся управлением общественными делами, определяют как бюрократию (от греческого "бюрократ" - столоначальник). Но, как известно, этот термин используют и для обозначения отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и черствость, равнодушие к самим людям и их нуждам.[7]
Для преодоления этих негативных явлений используются демократические методы и стиль работы, понимаемые не как абстрактная идея, а как целая система специально разработанных и реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Таким корректирующим средством служит принцип "разделения властей", предполагающий создание системы взаимных "сдержек и противовесов". Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы, обеспечивающего их заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом. Деятельность государственного аппарата должна осуществляться на основе принципа законности, предполагающего строгое, точное и неукоснительное соблюдение законов.
Государственный орган следует отличать от различных общественных организаций, объединений. Он наделяется властно - принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, свою область знаний, которую именуют предметом ведения. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие компетенции, которое означает взятый в единстве круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения. Государственный орган может делать только то, что ему разрешено.
Государственный орган, как правило, реализует свою компетенцию, издавая соответствующие акты (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.). Но для определенной категории государственных органов основным является реальная хозяйственная, организационная, властная деятельность.
И немного о взаимосвязи функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т.е. государственных органов. Государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию. Впрочем, необязательно и создание отдельного государственного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена.
Эти положения, когда они соблюдаются в государственной жизни, приобретают большое значение для практической организации наиболее эффективной деятельности государства, выполнения его социального значения. Напротив, вовсе недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.
Построение аппарата государства должно идти обязательно от функций к органу, а не наоборот, и на совершенно строгой правовой основе.
Можно отметить, что в настоящее время вместе с модернизацией Российского государства изменяется, соответственно, структура и деятельность аппарата государства, обеспечивающего выполнение функций. Это процесс достаточно сложный. Прежде всего, становится ясным, что для реализации новых функций нашего государства (о них мы поговорим в заключительной части рассматриваемой темы) оказывается невозможным использование старого аппарата тоталитарного государства как командно - административной системы. Поэтому происходит слом тоталитарных структур предыдущего административно - бюрократического аппарата социалистического государства и создание новых государственных структур, прежде всего, реформируются органы управления экономикой. Некоторые министерства вообще упраздняются, другие преобразовываются. Появляются и новые органы исполнительной власти (Антимонопольный комитет).
В свете всех рассматриваемых вопросов нашей темы, несомненно, определенный интерес представляет вопрос проблемы функций современного Российского государства. Этому вопросу и посвящена заключительная часть этой работы.
Заключительная часть.
Говоря о функциях современного Российского государства, прежде всего, необходимо учитывать происходящий в нашей стране процесс освобождения от примата идеологии над государством, а также новые цели Российского государства и определяемые ими задачи. Взятый Российским государством курс на цивилизованные перемены направлен на преобразование, модернизацию России, на ее демократическое обновление и экономическое возрождение. Россия остается великой державой не потому только, что у нее обширная территория, огромные природные и человеческие ресурсы, большой ядерный потенциал, но прежде всего в связи с созданием в ней условий жизни, обеспечивающих всем людям свободу, права, человеческое достоинство и безопасность.
В настоящее время система функций Российского государства принципиальным образом трансформируется. Некоторые функции у государства отпадают вообще, у других существенно меняются объем и содержание, а, следовательно, и сама значимость функций. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также и соотношение функций в единой системе, которую они образуют.
Например, достаточно реалистический взгляд на экономическую роль государства в обществе приводит к осознанию необходимости пересмотра прежних представлений. Хозяйственно - организаторская функция и функция контроля над мерой труда и мерой потребления эволюционирует в экономическую функцию государства, которая, несомненно, очень важна, особенно в сложный период перехода от плановой, командной экономики к экономике рыночной. Поэтому велика роль государства в обеспечении необходимых условий для преодоления кризисного состояния (стабилизация финансов, укрепление курса рубля, создание стимулов производственной деятельности и так далее).
Но, тем не менее, важно для Российского государства кроме экономической функции и появление новых функций, вызванных различными факторами общественного развития: геополитическими, экономическими, развитием научно - технического прогресса, потребностями духовного и нравственного совершенствования общества и тому подобное. В частности, появилась функция защиты мигрантов, беженцев, предотвращения межнациональных конфликтов.
Особенно большое значение в условиях перехода к рыночной экономике приобретает функция обеспечения социальной защищенности граждан.
Для осуществления этой деятельности в современном Российском государстве созданы специальные государственные структуры, призванные координировать работу местных служб социальной помощи, а т.ж. оказывать активное влияние на политику правительства по отношению к малоимущим.
К функции социальной защищенности граждан тесно примыкает функция поддержки здравоохранения. Сейчас государство просто не в состоянии полностью обеспечивать государственную систему бесплатной медицины, так как не имеет для этого материальных возможностей. Поэтому неизбежен переход к системе медицинского страхования, целью которого является создание системы организации медицинской помощи, которая обеспечивала бы ее своевременность и повышение качества диагностики и лечения.
Приоритетное значение приобретает экологическая функция Российского государства, или, как ее еще называют, функция охраны природы или окружающей среды. Цель этой функции состоит в том, чтобы обеспечивать ответственное отношение к природе, предотвратить уничтожение среды обитания, крушение целых экологических систем, что создает, в конечном счете угрозу самому существованию человечества.
В переходный период значительные изменения претерпевает деятельность Российского государства и в духовной сфере. В течение предыдущих семи десятилетий государство осуществляло функцию, называемую культурно - воспитательной. Эта функция на самом деле прикрывала тотальное вмешательство государства в духовную, нравственную, религиозную жизнь общества. В нынешних условиях деидеологизации общества и департизации государственных органов культурно - воспитательная функция государства сменяется функцией государственной поддержки образования, науки, культуры, нравственного и культурного возрождения. Хотя, откровенно признаем, что до реализации этой функции в Российском государстве еще очень далеко.
Информация о работе Характеристика функций современного государства