Современное государство: сущность, признаки и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, признаки и функции государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие, сущность, признаки и функции государства, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Оглавление

Введение
1. Развитие представления и понятия о государстве
2. Сущность государства. Основные подходы
3. Понятие и признаки современного государства
3.1. Понятие государства
3.2. Признаки государства
4. Функции государства и их классификация
4.1 Функции государства
4.2. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТГП Курсовая.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Развитие представления и понятия о государстве 4

2. Сущность государства. Основные подходы 8

3. Понятие и признаки современного государства 10

3.1. Понятие государства 10

3.2. Признаки государства 11

4. Функции государства и их классификация 17

4.1 Функции государства 17

4.2. Формы осуществления функций государства 25

Заключение 28

Список использованной литературы: 29

 

 

Введение

 

Вопросы о государстве, его  понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу  основополагающих и остродискуссионных вопросов.

     Всесторонне  раскрыть понятие, сущность, признаки  и функции государства - задача  чрезвычайно трудная. Решить ее  можно лишь при изучении государства  конкретно - исторически, в различных  его связях с экономикой, социально-политической  и духовной жизнью общества, максимально  используя при этом прошлые  и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его  целостность и управляемость,  государство выполняет функции,  обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его  интересам.

Цель  настоящей работы – рассмотреть понятие, сущность, признаки и функции государства, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. 

1. Развитие представления и понятия  о государстве

В современном мире накоплено достаточно много подходов к вопросу о  том, как, и в связи с чем, происходило  государство, а отсюда и накопилось довольно много представлений о  том, что собой представляет государство. Все это объясняется как сложностью проблемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с  различными интересами по отношению  к государству.

Первые попытки определения  государства и объяснения его  людям были сделаны еще в античности. Аристотель понимал государство  как соединение многих родов и  деревень ради лучшей, совершенной  жизни. С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, рода, которые  для лучшей жизни расширяются  до государства. Государство же выступает  средоточием всех интеллектуальных и нравственных интересов граждан. Взгляды Аристотеля вошли в историю  как патриархальная концепция возникновения и понимания государства.

Римский юрист Цицерон государство  представлял как союз людей, объединенных общими началами права и общей  пользой. Он дошел до понимания такого государства, в котором все предоставлено  самому народу (народоправство).

В средневековье, когда в общественной жизни усилилась роль и влияние  религии, утвердились идеи божественного происхождения государства. Представители так называемой теологической (теократической) концепции государства (Августин, Фома Аквинский) проповедовали вечность, незыблемость государства как продукта божественного творения. По их представлению, государство является божественным созданием.

Весьма интересным и привлекательным  до настоящего времени остается теория договорного происхождения государства. Ее идеи высказывали еще древнегреческие философы (Эпикур и другие). Основательное развитие это идея получила в период разложения феодального строя. Представители этой теории (Т.Гоббс, Д Локк, Г.Гроций, Ж.Ж.Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного договора: люди сами создают государство своим разумом для решения своих же жизненных проблем. Государство, по их мнению,- это договорное творение самих людей.

В XIX веке появилась органическая теория происхождения и понимания государства. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс и др.) считали, что государство появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы.

Достаточно распространенной теорией  происхождения государства является теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский и др.). В соответствии с этой теорией государство появилось в результате военно-политических причин, и ради этого оно существует: одни племена смогли одержать победу над другими и для удержания побежденных создали государство.

В историю вошла также психологическая теория, которая объясняет надобность в государстве осознанием массой своей зависимости от власти (Н.М.Коркунов), невозможности существования без государства (Л.И.Петражицкий).

Имеются также волевая теория понимания государства, которая объясняет происхождение и понимание его в качестве волевой деятельности сильной личности (Ф.Мейтленд-Джонс); гидравлическая теория, в соответствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений, и является инструментом общественной необходимости.. Так, по мнению К.Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т.д.

Представляет определенный интерес  понимание государства русскими юристами дореволюционного периода. Например, И.М Коркунов писал, что «государство - это общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми».

Другой русский юрист, В.М.Хвостов, считал: «...государство - это союз свободных  людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной  власти».

Довольно интересным и сегодня  представляется понятие государства, сформулированное известным русским  государствоведом А.Д.Градовским. Он писал: «Государство - есть оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной верховной  власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения  юридического порядка и общих  условий благосостояния».

Во второй половине XIX и в начале XX вв. распространение получило марксистско-ленинское  представление о государстве. В  работе Ф.Энгельса "Происхождение  семьи, частной собственности и  государства», а также в произведениях  В.И.Ленина «Государство и революция», «О государстве» утверждалось, что  государство есть машина для угнетения  одного класса другим: машина, которая  удерживает в повиновении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция  вошла в историю как классовый подход к объяснению происхождения, социального назначения и понимания государства.

Отечественные юристы советского периода, пытаясь выйти из чисто классового объяснения понятия государства, в  связи с объявлением советского государства общенародным, начали отыскивать универсальные функции государства. Однако, в конечном счете, в понимании  государства у них получилось раздвоение: одно понятие они применяли  к так называемым буржуазным государствам, а другое - к социалистическим. Единого, научного понятия государства, с их точки зрения, не было и не могло быть. Получалось, что если встретились бы советский юрист и его коллега, скажем из Франции, то они вряд ли могли найти общий язык относительно понятия «государство». Конечно же, это было ненормальным явлением.

Представители отечественной науки  о государстве и праве постсоветского периода также выдвигали различные  определения государства. Российская школа этой науки не только еще  не выработала единого подхода к  понятию государства, но и не предпринимает  шагов в этом направлении. Некоторые  юристы все еще не могут освободиться от марксистско-ленинского учения. Классовый  подход еще цепко держит их в понимании  государства, хотя вряд ли они сами смогут точно сказать: кто к какому классу сегодня в России относится, и даже к какому классу можно отнести  их самих. Так, В.А.Ржевкий пишет: «...государство  есть организация политической власти общества, при помощи которой экономическое  господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в  соответствующей политической форме».

Таким образом, подходов к понятию  государства, с точки зрения его  происхождения, очень много. Это  объясняется и тем, что и представлений  о путях происхождения государства  довольно много. Однако науке «Теория  государства и права» необходимо выработать единственный, но соответствующий  науке подход к пониманию государства. Ведь на самом деле нельзя же серьезно говорить о том, что сегодня много  подходов к понятию государства, а наука не может выработать более  или менее однозначного ответа.

 

2. Сущность государства. Основные  подходы

 

  Сущность — главное, основное в  понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить  то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.     

 Различают два основных подхода к сущности государства:

  • классовый;
  • общесоциальный

При  классовом  подходе  государство   можно   рассматривать  как  организацию  политической   власти   господствующего класса, при котором  возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.    

 Сущность государства многие  ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу. Другие утверждали, что государство является носителем политической власти.    

 Отдельные ученые сводили  сущность государства к разновидности  органов управления обществом.    

 Распространена также точка  зрения, что государство выступает  прежде всего как средство  социального компромисса, как механизм управления делами общества.    

 Французский мыслитель XVI столетия  Жан Боден (1530-1596) рассматривал  государство как "правовое  управление семействами и тем,  что у них есть общего с  верховной властью, которая должна  руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".     

 Английский философ XVI века  Томас Гоббс (1588-1679), сторонник  абсолютистской власти государства  — гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".    

 В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.    

 Иногда государство изображают  как надклассовое образование. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества. Оно появляется на определенном этапе исторического развития  вместе с возникновением частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности,  прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

 

 

3. Понятие и признаки современного государства

3.1. Понятие государства

Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: Государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Особо следует выделить здесь понятия  «территория» и «власть».

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная  власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной  власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды  обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство  же характеризует четкое закрепление  как внешних границ, так и внутреннего  деления территории на отдельные  управляемые единицы.

Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах  и способах её осуществления, системе  отношений, целях и т.д. В юридической  литературе одни авторы рассматривают  власть как определённую функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи  – как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи – как способность властвующего  (управляющего) навязывать свою волю другим лицам;  четвёртые –  как организованную силу, способную подчинять воле определённой социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается само государство или его органы, осуществляющие власть. 

Информация о работе Современное государство: сущность, признаки и функции