Современное государство: сущность, признаки и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, признаки и функции государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие, сущность, признаки и функции государства, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Оглавление

Введение
1. Развитие представления и понятия о государстве
2. Сущность государства. Основные подходы
3. Понятие и признаки современного государства
3.1. Понятие государства
3.2. Признаки государства
4. Функции государства и их классификация
4.1 Функции государства
4.2. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТГП Курсовая.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Она распространяется на все общество и носит публичный характер. При этом предполагается наличие специального аппарата, субъектов власти, которыми выступают чиновники, политики и т.п.

Таким образом, государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

3.2. Признаки государства

Теория государства и права  должна уделять большое внимание разработке представлений о признаках  государства, то есть тем основным факторам, лишь при наличии которых можно  говорить о государстве. Признаки государства  позволяют отличить государство  не только от всех иных организаций в обществе, но и от тех, которые близки или сходны в определенной мере с государством. К их числу можно отнести такие понятия, как: «протогосударство»; «государствоподобные образования»; «полугосударство»; «государственные образования» и т.д.

В обществе помимо государства есть и другие организации. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.    

 За всю историю развития  человечества великими мыслителями  и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.     

 Так, древнегреческий ученый  и философ Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью  государства то, что в нем должны  быть представлены всеобщее благо  и справедливость. "Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет".   

 Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель  Цицерон (106-43 до н.э.) рассматривал  в качестве одного из основных  признаков государства - дело "достойное народа". Причем под народом им понималось "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".     

 Выдающийся мыслитель эпохи  Возрождения Н. Макиавелли видел  признак государства в политическом  состоянии общества. Говоря кратко, в установлении и поддержании  отношений между властвующими  и подвластными; в наличии органов  юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. "Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно", - писал он в своем знаменитом сочинении "Государь".     

 Представители социологического  направления такими признаками, принадлежащими государству, считают следующие:

  • совокупность людей,
  • власть над ними,
  • территория. 
        

 

  Марксистская  теория выделяет в качестве  признаков государства:

  • разделение подданных по территориальным единицам,
  • публичная власть,
  • взимание налогов с населения.

 

     Несмотря на  разнообразие форм образования  и развития государств все  они имеют схожие элементы. Государство  обладает определенными свойствами  и предстает перед каждым человеком  в качестве формы общества. Оно связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

Признаки  государства:

1.Политико-территориальная организация общества. Государственная территория - это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Это не только объявленная каким-то государственным образованием территория, а признанная в международном порядке территория определенного государства. Речь идет о политологическом понимании понятия "территория", а не национальной (азербайджанцев, например, в Иране больше, чем в Республике Азербайджан) или административной территории. Онаобъединяет население в определенную политическую общность. Эта территория имеет официально признанную границу, которая обозначена и охраняется. На этой территории живут в основном граждане этого государства, что не характерно при определении административной территории.

Политико-территориальную организацию  общества (народа) следует отличать от национальной организации государства. В условиях распада имперской, колониальной системы проблема образования национальных государств приобретает особую актуальность. В принципе этническая общность может  быть положена в основу организации  государства в мононациональных странах. Но там, где национальности смешаны, попытки создания этнократического государства объективно ведут к  межнациональным противоречиям  и к неустойчивости государства. Да и в мононациональных странах  государство должно организовываться на политико-правовой, а не на национальной основе. Выпячивание национального  признака ведет к сегрегации (отделению, обособлению по национальному, расовому и др. признакам), и этнократическому государству всегда будет трудно найти свое место в международном  сообществе. К тому же, когда человечество уже нашло оптимальную, совершенную  форму государства - правовое государство, стремление к организации государства  на национальной основе не только не способствует прогрессу, но и отбрасывает общество назад, в прошлое.

2. Наличие публичной власти. Государство как публичная власть: во-первых, является учрежденной (в отличие от социальной власти в догосударственный период) властью; во-вторых, публичная власть, отделяется от гражданского общества, в ней сосредотачиваются люди, занимающиеся только государственными делами; в-третьих, публичная власть представляет все общество, а не часть его (как скажем, религиозные учреждения, которые представляют верующих, профсоюзы - членов профсоюза и т.д.), в-четвертых, публичная власть, выступает в качестве особого органа управления обществом, состоит из особых учреждений. Хотя публичная власть характеризуется всей совокупностью государственных структур, однако главную функцию публичной власти в государстве выполняют его высшие органы. По нашему мнению, наиболее оптимально эту функцию выполняют представительные органы государственной власти.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство имеет право содержать армию, органы безопасности и органы общественного порядка, суды, прокуратуры, тюрьмы, места заключения и т.д. Это сугубо государственные атрибуты, и не одна другая организация в государствообразующем обществе не имеет права образовать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Закон, право - это атрибуты государства. Только государство имеет право издавать законы, обязательные для всех. В то же время и само государство отличается от других организаций наличием права, то есть системы заранее им установленных правил поведения, обязательных для всех членов общества. Без публично принятых законов государство как организация не будет отличаться от шайки воров или разбойников. Поэтому там, где есть государство, там обязательно должно быть право, законы, официально доведенные до сведения всего населения.

5. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и неделимая с кем-либо власть. В историческом плане идея государственного суверенитета, как раз и возникла в период, когда церковь пыталась вмешиваться в дела государства, диктовать государственной власти свои условия. В борьбе за освобождение государственной власти от влияния церкви и возникла идея государственного суверенитета и в классическом смысле она означает независимость государственной власти в обществе. В этом плане проблема государственного суверенитета была актуальной в нашем обществе, когда необходимо было освободиться от партийного руководства государством. Однако в последующем слово «суверенитет» у нас стало использоваться в различных смыслах и по разным поводам и причинам. Но, несмотря на все это, есть классическое, общечеловеческое понятие суверенитета, которое означает независимость именно государства в отправлении своих функций и задач от какой-либо другой власти в обществе.

Составной частью суверенитета государства  является его территориальное верховенство, то есть целостность его территории охраняется определенными законами о государственной границе и  в рамках этой границы обеспечивается верховенство его права, его законов, решения его юрисдикционных органов.

 

 

4. Функции государства и их классификация

4.1 Функции государства

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов  и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных  сферах жизни общества.

Государство выступает по отношению к обществу субъектом  управления

Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей. Первая цель - это обеспечить стабильность, самосохранение общества, прочное закрепление достигнутого уровня общественных отношении.

Вторая цель – это обеспечение  развития общества, реформы, совершенствование  общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса. Между собой  различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный  характер. Задачи государственного управления - это приоритеты государственной  политики на конкретно-историческом этапе. В Российской Федерации задачи и  функции государства находятся  в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства.

Субъектом государственного управления выступает государство  в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных  лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и  частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п. Управленческая деятельность государства  носит универсальный характер, ухватывая практически все сферы общественных отношений.

Одной из центральных проблем, рассматриваемых сегодня науками  теории государства и права, а  также, политологии, является проблема соотношения государства и гражданского общества.

Гражданское общество - это система независимых от государства экономических, социальных, культурологических, лично-индивидуальных отношений.

В самом общем виде это  сфера частной жизни индивида. В гражданском обществе имеются  мощные механизмы саморегулирования. Процессы внешнего, государственного управления и саморегулирования  здесь взаимно дополняют друг друга.

Оптимальным вариантом, в  данном случае, является сбалансированное соотношение государственно-управленческих и самоуправленческих начал в  регулировании общественных отношений.

Основными формами государственного управления являются нормотворчество, правосудие и исполнительно-распорядительная деятельность.    

Функции государства — это основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Функции государства — категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования).

Функция, как и иные обществоведческие  понятия, не является только юридическим  или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции  выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно  ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Функции государства наукой рассматриваются  с различных точек зрения. Например, в науке управления выделяют около  пяти тысяч функций. В ходе проводящейся административной реформы часть  государственных функций признаны избыточными и передаются общественным организациям.

Информация о работе Современное государство: сущность, признаки и функции