Государство и принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3-5
2.ОБЩИН ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Общество и государство,зарождение принуждения……………….6-9
2.2 Назначение и содержание государственного принуждения
………………………………………………………………………………...9-13
2.3 Виды государственного принуждения……………………………. ..13-14
3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРИНУЖДЕНИЕ
3.1 Юридическая ответственность как вид государствен-
ного принуждения………………………………………………………15-19
3.2 Принуждение как средство достижения цели юридической
ответственности…………….....................................................................19-28
3.3 Личность и принуждение.Принципы и функции юридической
Ответственности………………………………………………………...28-32
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33-34
5.ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………….35
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………36-37
7.ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….38
8.ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Государство и принуждение.docx

— 83.37 Кб (Скачать)

      Применение  санкций к правонарушителю конкретной нормы - суть частнопревентивной функции ответственности. Частнопревентивная функция не должна заключаться в неоправданной жестокости наказания. Государство одними лишь репрессиями никогда не могло достичь тотального и беспрекословного послушания закону. Правоохранительное отношение, возникающие между органом государства и правонарушителем, приводят к принятию решения о том, какую именно меру необходимо применить к правонарушителю. Правоприменитель в настоящее время должен учитывать и личность правонарушителя, и тяжесть совершенного правонарушения, и форму его вины, о процессуальной обоснованности и доказанности вины уже говорилось выше. Сначала устанавливается личность и степень её вины, после этого устанавливается вид ответственности, к которому привлекается правонарушитель, а затем определяются меры государственного принуждения. Задержание лица по подозрению, избрание меры пресечения, принудительное лечение и т.д. – вот примеры тех ситуаций, когда меры государственного принуждения не зависят от юридической ответственности .

      Многие  авторы подчеркивают тесную взаимозависимость  санкции правовой нормы и юридической  ответственности. В литературе также  существует и тенденция разделения этих понятий. Принято считать, что  санкция является элементом правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для правонарушителя. Санкция находится в правовой норме как возможность, которая становится реальностью лишь при возникновении правонарушения. Таким образом, правовая ответственность наступает лишь при реальном нарушении нормы, в то время как санкция правовой нормы существует всегда.

      Цель  регулирования общественных отношений - вызвать положительные тенденции  развития общества, а не применить  наказание за неисполнение норм права. В этом заключается также и  смысл государственно-правового  воздействия при установлении юридической  ответственности. Социальное назначение юридической ответственности не только в том, чтобы вызывать положительные, созидательные для развития общества поступки. Основное – это профилактическое, предупредительное применение. Юридическая  ответственность соотносится с  разнообразными формами государственно-правового  влияния на участников правоотношений

      Юридически  значимый поступок оценивается в  зависимости от его качественных характеристик. Только после этого  наступают определенные последствия. Внешнее проявление ответственности  имеет место быть до наступления  вредных последствий.

 

       4. Заключение 

      В данной работе сделана попытка раскрыть понятия государства и принуждения  их соотнесенность и зависимость  друг от друга, проанализирована взаимосвязь  государственного принуждения и  юридической ответственности, рассмотрено  соотношение социальной и юридической  ответственности, раскрыто понятие  юридической ответственности и  определены ее признаки, отличающие и  роднящие ее с другими видами социальной ответственности. Рассмотрен вопрос о  соотношении государства и принуждения, определены признаки, характерные для  государственного принуждения. Проанализировано соотношение различных видов  государственного принуждения

      Понятия государственного принуждения и  юридической ответственности несколько  отличаются, отождествлять их нельзя. Наряду с этим раздельное их существование  не представляется возможным. Юридическую  ответственность можно рассматривать  как вид государственного принуждения, а принуждение, как средство достижения целей юридической ответственности. Принуждение и наступающая ответственность  за нарушение правовых предписаний  – исключительная компетенция государства.

      Для каждого общества, для его нормальной жизни, требуется определенный порядок. Это достигается с помощью правовых норм, устанавливающих правила поведения людей. И только когда эти нормы выполнимы – они действуют, необходимый порядок обеспечивается. Существование государственного принуждения обусловлено тем, что каждый член общества должен согласовать свои поступки с установленными в этом обществе правилами поведения, а также осмыслить возможности наступления неблагоприятных последствий, если нормы будут нарушены.

      Принуждение – важная и неотъемлимая часть государства, обеспечивающая порядок в обществе, правомерное поведение всех его членов, выполнение ими возложенных на них правовых обязательств и соблюдения прав окружающих.

      Необходимо  отметить, что только государство, устанавливая модели поведения в обществе и  являясь гарантом их воплощения в  реальность вправе осуществлять принуждение. Даже в теории не все так просто, поэтому и в правоприменительной  практике часто допускаются ошибки. Таких ошибок государство допускать  не должно. Ответственность, возлагаемая государством на человека, принуждение его к совершению определенных действий, к переживанию определенных лишений должны во всех случаях назначаться исключительно на основании закона и при условии, что в виновности подозреваемого нет никаких сомнений. До тех пор, пока такие сомнения не будут устранены, неукоснительно должны применяться презумпции (невиновности, освобождения и др.) как общепринятые гарантии законности при осуществлении правосудия. Это не только моя, частная проблема. Вряд ли учеными-юристами часто поднимается данная тема, ей не уделяется достаточного внимания, а все дискуссии заканчиваются теоретическими заключениями и статистикой. Для практического воплощения их в жизнь необходимо признавать совершенные ошибки и даже преступления, для чего нужна смелость и решительность. Обнаружив свои промахи, на практике чиновники сразу же их скрывают или стараются придать им максимально «невинный» вид. Проблема является действительной, заслуживающей внимания, изучения и разрешения, поскольку реально принудительным образом исполняется наказание, при условии, что я не совершал преступлений, с 20 лет лишен свободы. Проблема объективна. Я полагаю, что затронув её я не вышел за рамки учебного процесса, она имеет прямое отношение и к теме работы.

 

       5.Глоссарий 

№п/п Понятие  Содержание 
1  Общество постоянная  совокупность людей, наделенных сознанием  и волей, имеющих общие интересы и стремящихся к достижению единых целей
2 Государство организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так  и общих дел, вытекающих из природы  всякого общества на определенном историческом этапе его развития; организованная социальная сила, призванная обеспечить в обществе внутренний порядок и  внешнюю безопасность. Это особая организация общества, деятельность которой направлена на эффективную  организацию жизни общества, решение  экономических, социальных и прочих вопросов на основе сочетания интересов  различных групп, слоев, прослоек, классов
3 Правонарушение (в широком смысле слова) антиобщественное  деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону
4 Юридическая ответственность вид социальной ответственности, всегда связанный  с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в  санкциях правовых норм
5 Санкция неблагоприятные последствия правонарушения, указанные  в соответствующей норме права, которые применяются к правонарушителю  компетентными органами
6  Ретроспективная ответственность правоотношение  между государством в лице его  специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность  претерпевать соответствующие лишения  и неблагоприятные последствия  за уже совершенные правонарушения, за попрание тех требований, которые  содержатся в нарушенных нормах права
7 Ответственность  государственное  принуждение к исполнению требований  права; правоотношение, каждая из  сторон которого обязана отвечать  за свои поступки перед другой  стороной, государством и обществом.
8 Государственное принуждение психическое, физическое, имущественное или организационное  принуждение основе закона государственнми органами, а также иными уполномоченными на то организациями или должностными лицами осуществляемое с целью исполнения и соблюдения правовых норм
9 Деликтоспособность способность лица нести юридическую ответственность  за совершенные правонарушения

 

           6.Список использованных источников 

           Нормативные правовые акты 

    1. 1 Конституция  Российской Федерации. Конституция  (12.12.1993) // РГ,1993, №237.
 

           Научная литература 

    1. Бабаев, В. К. Теория государства и права [Текст]/ В.К.Бабаев. - М.: Юристъ, 1999. - 592 с.-ISBN -5-7357-
    2. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права[Текст]/М.Н.Марченко: Акад. курс в 2-х т. Теория права. Т. 2. - М.: Зерцало, 1998. - 640 c. ISBN -5-
    3. Базылев, Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе. - Киев,1968. - 16 c.
    4. Корельский, В. М.Теория государства и права [Текст]/ В.М. Корельский, В.Д.Перевалов. - М.: Норма, 2000.- 595 с.
    5. Базылев Б. Т. Юридическая ответственность. - Красноярск: изд-во Красн. ун-та, 1985. - 120 с.
    6. Базылев Б. Т. Ответственность в советском праве. - Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1977. - 72 с.
    7. Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. - Л.: изд-во ЛГУ, 1973. - 160 с.
    8. О.Э.Лейст. Санкции и ответственность по советскому праву.- М.: изд-во МГУ, 1981.- 238 с.
    9. Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов. Научно-практическое исследование Центра содействия международной защите [Текст] / Под руководством К.А.Москаленко.- М.: Дорога Свободы , 2001.- 205с.
    10. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие.- М.: Ось-89, 2006.- 312 с.
    11. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие.- М.: Норма, 2004.- 478 с.
    12. Оксамытный ВВ Теория государства и права: Учебник. – М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – 278 с.
    13. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.- 455 с.
    14. Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд.- М.: Юристъ, 2001.- 405с.
    15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Интерстиль, 2006. – 344с.
    16. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева.- М.: Юристъ, 2007. - 288 с.

 

       

      7.Приложение А 

Схема «Основополагающие принципы юридической  ответственности» 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      8.Приложение Б 

      Схема «Виды социальной ответственности» 

      

Информация о работе Государство и принуждение