Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:44, курсовая работа
Цель исследования. Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.
1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3-5
2.ОБЩИН ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Общество и государство,зарождение принуждения……………….6-9
2.2 Назначение и содержание государственного принуждения
………………………………………………………………………………...9-13
2.3 Виды государственного принуждения……………………………. ..13-14
3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРИНУЖДЕНИЕ
3.1 Юридическая ответственность как вид государствен-
ного принуждения………………………………………………………15-19
3.2 Принуждение как средство достижения цели юридической
ответственности…………….....................................................................19-28
3.3 Личность и принуждение.Принципы и функции юридической
Ответственности………………………………………………………...28-32
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33-34
5.ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………….35
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………36-37
7.ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….38
8.ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………..39
Впоследствии
с развитием социальных институтов
и становления государства
2.2.
Назначение и содержание
государственного принуждения
На основе закона государственные органы, а также иные уполномоченные на то организации или должностные лица осуществляют психическое, физическое, имущественное или организационное
принуждение с целью исполнения и соблюдения правовых норм. В этом и состоит государственное принуждение.
Являясь одним из необходимых методов, содействующих организованности и порядка в обществе, принуждение существует в любом человеческом обществе.
Его сущность - такое воздействие, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, зато в интересах государства и общества. Государство принуждает члена общества к соблюдению запретов, к исполнению обязанностей.
Негативные поступки (проступки) - социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам права, общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений и тесно связанных с ними государственных интересов. В обществе действуют собственные (социальные) внутренние закономерности, некоторые из которых облечены в форму норм права и нормативных актов. Но они не принесут желаемого результата, если не будут действовать.
Долгое
время право и насилие
Появилось государство, и законодательство принуждения к соблюдению и исполнению норм права становится по своему характеру государственным. Оно осуществляется уполномоченными на то государственными органами и является одним из методов управления гражданским обществом. Такое законодательство представляет собой отрицательную реакцию общества и его граждан на недопустимый для них вариант поведения, выбранный тем или иным лицом.
Существует мнение, что если законодательство логично и ясно формулирует идею свободы и справедливости, то государственное принуждение с целью соблюдения юридических норм будет справедливым и правомерным, иначе - оно становится произволом (что и получается в государствах с тоталитарным режимом).
Основанием к применению государственного принуждения выступает, как правило, правонарушение и иные неугодные другим гражданам, обществу и государству правовые отклонения.
Общество, естественно, реагирует на такое поведение. Формой реакции и выступает применяемое по отношению к данному лицу государственное принуждение. Например, к исполнению возложенных на человека, но невыполненных им юридических обязанностей.
Государственные принудительные меры применяются не всегда исключительно в связи с правонарушениями и явными патологическими явлениями, но только в определенных, четко обозначенных в законе случаях. Допустим, с целью предотвращения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности применяются досмотры багажа в аэропортах, таможенные досмотры и др. 4
В
правовом государстве у государственного
принуждения имеется ряд
Первоначально
государственное принуждение
Государственное
принуждение реализуется в
Чем точнее и полнее упорядочена процедура государственного принуждения, тем прочнее правовые гарантии прав и свобод граждан и тем меньше вероятность того, что должностные лица будут злоупотреблять властью.
К тому же государственное принуждение в правовом государстве не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, оно не носит характера истязания по своей природе. Это принуждение ориентировано на воспитание честного гражданина.
Государственное принуждение охватывает:
а) пресечение правонарушения, как правило, это законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения, такого как арест преступника, изъятие у него орудий преступления, задержание правонарушителей и т.д.;
б) предупреждения правонарушений и других неугодных для общества и личности действий, проведение различных организационно-правовых действий - эвакуацию из районов стихийного бедствия, осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, и др.;
в) юридическую ответственность, которая заключается в возложении на правонарушителя определённых лишений, к примеру, ограничений либо лишения свободы, наложение штрафа и др.;
г) правовосстановление, то есть восстановление прав гражданина, нарушенных ранее. Например, возвращение имущества, восстановление доброго имени и др.
Государственная
власть характеризуется
2.3
Виды государственного
принуждения
Государственное принуждение по содержанию делится на: психическое (или психологическое) и физическое. Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения .
Предмет психологического государственного принуждения имеет сложную структуру. Психика человека включает рациональную, эмоциональную и волевую сферы, причем эти сферы взаимодействуют друг с другом. Поведение людей в составе определенной группы или в индивидуальных поступках вызвано их внутренней психической деятельностью. Мысли и чувства, взаимовлияющие друг на друга, порождают волевые акты психики.
В
то время как психологическое (психическое)
государственное принуждение
Физическое
принуждение строго индивидуализировано,
а психическое принуждение
Воздействуя на разум и чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать её “изнутри” и пробудить к проявлению в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения, который, вступая в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания избежать их. С внешней стороны он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта ее применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психического государственного принуждения – предупреждение правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.
Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.
Существует ряд мнений, которые разграничивают понятия государственного принуждения и наказания. Наказание осуществляется путем применения государственного принуждения, так как иным образом, добровольно, оно, как правило, не реализуется. При этом по смыслу основополагающих принципов законности и гуманности – наказание не должно быть жестоким и унизительным, оно должно быть соразмерным степени вины и быть неотвратимым (отражать качество власти государства, его независимости и способности контролировать ситуацию внутри страны).
3 Ответственность и
принуждение
3.1
Юридическая ответственность
как вид государственного
принуждения
Для
правовой науки и практики очень
важно выяснить соотношение и
взаимосвязь юридической
Юридическая
ответственность чаще всего определяется
через различные формы
Ответственность есть форма реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих меры наказания правонарушителей, невозможны без применения государственного принуждения. В следствии этого юридическая ответственность выступает в качестве правовой формы осуществления государственного принуждения. Она является одним из видов социальной ответственности, всегда связанной с возможностью применения принудительной силы государства.
Категория социальной ответственности исследуется как юристами, так и философами. В философской литературе ответственность трактуется как один из элементов структуры личности, определяющий степень свободы и характер поведения человека. Философы рассматривают ответственность в двух аспектах: активном и ретроспективном. Ответственность в активном аспекте расценивается как осознание личностью своего долга перед обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека. В ретроспективном смысле - как ответственность за уже совершенные правонарушения. В этом и заключается смысл юридической ответственности.
Юридическая
ретроспективная