Государство и принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3-5
2.ОБЩИН ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Общество и государство,зарождение принуждения……………….6-9
2.2 Назначение и содержание государственного принуждения
………………………………………………………………………………...9-13
2.3 Виды государственного принуждения……………………………. ..13-14
3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРИНУЖДЕНИЕ
3.1 Юридическая ответственность как вид государствен-
ного принуждения………………………………………………………15-19
3.2 Принуждение как средство достижения цели юридической
ответственности…………….....................................................................19-28
3.3 Личность и принуждение.Принципы и функции юридической
Ответственности………………………………………………………...28-32
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33-34
5.ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………….35
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………36-37
7.ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….38
8.ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Государство и принуждение.docx

— 83.37 Кб (Скачать)

      Впоследствии  с развитием социальных институтов и становления государства принуждение, как орудие управления обществом  сохранило свою значимость и приобрело  официальный, закрепленный в законодательстве характер. Прежде всего не как оружие защиты правящей верхушки направленное против масс населения, а как инструмент обеспечения нормальной жизнедеятельности этого населения, общества, безопасности государственного строя. Другое дело, что нередки случаи когда механизм принуждения в условиях политической и экономической нестабильности зачастую использовался правительствами, как средство подавления волнения масс. Такие примеры террора нельзя рассматривать как типичные приемы использования механизма принуждения, однако следует помнить, что завышение роли принуждения влечет за собой крайне негативные последствия. Исторически эти отклонения от нормы складывалось в государствах с тоталитарным, фашистским режимами. В условиях демократического общества и правового (стремящемуся к правовому) государства, такой перевес теоретически будет неоправданным. Гражданин, приобретая ряд прав, соответственно, наделяется определенными обязанностями, вступая при этом в правоотношение с государством, которое выступает гарантом прав и свобод граждан. Из этого принципа и следует исходить при изучении темы настоящей работы. 
 

      2.2. Назначение и содержание государственного принуждения  

            На основе закона государственные органы, а также иные уполномоченные на то организации или должностные лица осуществляют психическое, физическое, имущественное или организационное

      принуждение с целью исполнения и соблюдения правовых норм. В этом и состоит  государственное принуждение.

      Являясь одним из необходимых методов, содействующих  организованности и порядка в обществе, принуждение существует в любом человеческом обществе.

      Его сущность - такое воздействие, в результате которого человек ведёт себя вопреки  своей воле, зато в интересах государства  и общества. Государство принуждает члена общества к соблюдению запретов, к исполнению обязанностей.

      Негативные  поступки (проступки) - социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам права, общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено  вести борьбу с ними посредством  установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений и тесно связанных с ними государственных интересов. В обществе действуют собственные (социальные) внутренние закономерности, некоторые из которых облечены в форму норм права и нормативных актов. Но они не принесут желаемого результата, если не будут действовать.

      Долгое  время право и насилие воспринимались как одно и то же, тем более - в  обыденном сознании. Право всегда необходимо было отстаивать. Богиня правосудия - Фемида в одной руке держит весы, взвешивающие право, а в другой руке - меч, как символ силы, его защиты. Без принуждения не может обойтись ни одно государство. Размышляя об образе Фемиды, Р. Иеринг выразился, что «меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права».

      Появилось государство, и законодательство принуждения  к соблюдению и исполнению норм права  становится по своему характеру государственным. Оно осуществляется уполномоченными  на то государственными органами и  является одним из методов управления гражданским обществом. Такое законодательство представляет собой отрицательную  реакцию общества и его граждан  на недопустимый для них вариант  поведения, выбранный тем или  иным лицом.

      Существует  мнение, что если законодательство логично и ясно формулирует идею свободы и справедливости, то государственное  принуждение с целью соблюдения юридических норм будет справедливым и правомерным, иначе - оно становится произволом (что и получается в  государствах с тоталитарным режимом).

      Основанием  к применению государственного принуждения  выступает, как правило, правонарушение и иные неугодные другим гражданам, обществу и государству правовые отклонения.

      Общество, естественно, реагирует на такое  поведение. Формой реакции и выступает  применяемое по отношению к данному  лицу государственное принуждение. Например, к исполнению возложенных  на человека, но невыполненных им юридических  обязанностей.

      Государственные принудительные меры применяются не всегда исключительно в связи  с правонарушениями и явными патологическими  явлениями, но только в определенных, четко обозначенных в законе случаях. Допустим, с целью предотвращения возможных вредных последствий  и обеспечения общественной безопасности применяются досмотры багажа в аэропортах, таможенные досмотры и др. 4

      В правовом государстве у государственного принуждения имеется ряд особенностей.

      Первоначально государственное принуждение призвано защищать интересы государства, общества и граждан. Принуждение государством – дополнительный, вспомогательный  метод управления обществом. Первостепенным методом является метод убеждения, представляющий собой совокупность приемов, средств и способов воздействия  на сознание человека для того, чтобы  сформировать у него мнение об осмысленном  и добровольном выполнении правовых предписаний.

      Государственное принуждение реализуется в процедурной  форме, закрепленной нормативно-правовыми актами. Эти акты устанавливают основания применения принудительных мер, виды и размеры принудительных мер, определяют субъектов юрисдикционной деятельности и их компетенцию, а также порядок исполнения принуждения, устанавливают права граждан на защиту.

      Чем точнее и полнее упорядочена процедура  государственного принуждения, тем  прочнее правовые гарантии прав и  свобод граждан и тем меньше вероятность  того, что должностные лица будут  злоупотреблять властью.

      К тому же государственное принуждение  в правовом государстве не ставит целью причинять физические и  иные страдания правонарушителю, оно  не носит характера истязания  по своей природе. Это принуждение  ориентировано на воспитание честного гражданина.

      Государственное принуждение охватывает:

      а) пресечение правонарушения, как правило, это законные насильственные действия по прекращению противоправного  поведения, такого как арест преступника, изъятие у него орудий преступления, задержание правонарушителей и т.д.;

      б) предупреждения правонарушений и других неугодных для общества и личности действий, проведение различных организационно-правовых действий - эвакуацию из районов стихийного бедствия, осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, и др.;

      в) юридическую ответственность, которая  заключается в возложении на правонарушителя  определённых лишений, к примеру, ограничений  либо лишения свободы, наложение  штрафа и др.;

      г) правовосстановление, то есть восстановление прав гражданина, нарушенных ранее. Например, возвращение имущества, восстановление доброго имени и др.

      Государственная власть характеризуется государственным  принуждением. Оно является одним  из методов осуществления государственной власти, это один из многих способов социального управления поведением субъектов общественной жизни.  

      2.3 Виды государственного принуждения  

      Государственное принуждение по содержанию делится  на: психическое (или психологическое) и физическое. Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения .

      Предмет психологического государственного принуждения  имеет сложную структуру. Психика  человека включает рациональную, эмоциональную  и волевую сферы, причем эти сферы  взаимодействуют друг с другом. Поведение  людей в составе определенной группы или в индивидуальных поступках  вызвано их внутренней психической  деятельностью. Мысли и чувства, взаимовлияющие друг на друга, порождают  волевые акты психики.

      В то время как психологическое (психическое) государственное принуждение непосредственно  обращено на психику человека, меры физического воздействия обращены в сторону физической (личной или  материальной) стороны существования  субъекта.

      Физическое  принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может  быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно “рассеивается” по индивидам.

      Воздействуя на разум и чувства извне, можно  предопределить волю человека, сформировать её “изнутри” и пробудить к  проявлению в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит  в возбуждении такого мотива поведения, который, вступая в борьбу с иными  мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как  правило, это мотив страха перед  неблагоприятными последствиями неповиновения, желания избежать их. С внешней  стороны он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта ее применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психического государственного принуждения – предупреждение правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.

      Непосредственным  объектом физического принуждения  является физическое бытие субъектов  общественной жизни. Физическое государственное  принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или  их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

      Существует  ряд мнений, которые разграничивают понятия государственного принуждения  и наказания. Наказание осуществляется путем применения государственного принуждения, так как иным образом, добровольно, оно, как правило, не реализуется. При этом по смыслу основополагающих принципов законности и гуманности – наказание не должно быть жестоким и унизительным, оно должно быть соразмерным степени вины и быть неотвратимым (отражать качество власти государства, его независимости  и способности контролировать ситуацию внутри страны).

 

       3 Ответственность и принуждение 

      3.1 Юридическая ответственность как вид государственного принуждения 

      Для правовой науки и практики очень  важно выяснить соотношение и  взаимосвязь юридической ответственности  и государственного принуждения, их общие и отличительные черты. Тем белее что в литературе они нередко либо отожествлялись, либо, напротив, противопоставляются.

      Юридическая ответственность чаще всего определяется через различные формы государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая ответственность, как  правило, рассматривается лишь в  позитивном аспекте. В результате вся  проблема ответственности сводится в основном к борьбе с преступностью. Между тем, государственное принуждение  применяется только при негативной (ретроспективной) ответственности  как вспомогательное средство, которое  нельзя распространять на все разновидности  ответственности.

      Ответственность есть форма реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих  меры наказания правонарушителей, невозможны без применения государственного принуждения. В следствии этого юридическая ответственность выступает в качестве правовой формы осуществления государственного принуждения. Она является одним из видов социальной ответственности, всегда связанной с возможностью применения принудительной силы государства.

      Категория социальной ответственности исследуется  как юристами, так и философами. В философской литературе ответственность  трактуется как один из элементов  структуры личности, определяющий степень  свободы и характер поведения  человека. Философы рассматривают ответственность  в двух аспектах: активном и ретроспективном. Ответственность в активном аспекте  расценивается как осознание  личностью своего долга перед  обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека. В ретроспективном смысле - как ответственность за уже совершенные правонарушения. В этом и заключается смысл юридической ответственности.

      Юридическая ретроспективная ответственность  наступает как ответная реакция  государства на совершенное противоправное деяние. За совершение правонарушения государство осуждает правонарушителя, лишая его каких то благ; таким образом, совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности. Это ответственность правового характера, то есть, она подчинена общим принципам данной правовой системы, нормативно регламентирована (закреплена в нормах права), осуществляется через юридические механизмы (применение права) в развитых процессуальных формах.

Информация о работе Государство и принуждение