Государственная власть: понятие, признаки, структура и методы ее осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разобрать понятие и признаки государственной власти, а также структуру и методы ее осуществления.

Задачами данной курсовой работы являются:

раскрыть основные понятия и признаки государственной власти;
- рассмотреть структуру государственной власти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственная власть и её свойства…………………………………5

1.1. Общая характеристика власти и её виды…………………………....5

1.2. Понятие и признаки государственной власти………………………9

Глава 2. Структура государственной власти…………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………….....22

Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая. государственная власть. понятие, признаки, структура.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

План

 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Государственная власть и её свойства…………………………………5

           1.1. Общая характеристика власти и её виды…………………………....5

           1.2. Понятие и признаки государственной власти………………………9

Глава 2. Структура государственной власти…………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………….....22

Список  использованной литературы…………………………………………...25

Введение

 

     Власть  является центральной категорией политической и правовой науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.

     Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого  общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности  и стабильности общества.

     Государственная власть реализуется через государственное  управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

     Государственная власть – фундаментальная категория  государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

     Цель  данной работы – разобрать понятие и признаки государственной власти, а также структуру и методы ее осуществления.

     Задачами  данной курсовой работы являются:

  • раскрыть основные понятия и признаки государственной власти;

     -    рассмотреть структуру государственной власти.

     Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     Литература, используемая в данной курсовой работе состоит из учебников по дисциплине «Теория государства и права» под редакцией или авторством Корельского В.М., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Государственная  власть и её свойства.

    1. Общая характеристика власти и её виды
 

     Одним из главных признаков государства  является наличие публичной государственной власти. Говоря о проблеме государственной власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.

     Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть – явление социальное.1

     Во-вторых, власть всегда существует и функционирует  в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.).

     Власть  реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.

     В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.

     В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений.

     В-пятых, власть – это интеллектуально-волевой  процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.

     Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.

     Применение  того или иного метода зависит  от конкретных исторических условий  реализации власти, ее характера и структуры.

     В научной литературе нет единого  понимания власти, что объясняется  сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений  власти в зависимости от подхода  к ее источникам.

     Наиболее  древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.

     Сторонники  антропологического подхода видят  источник власти в двойственной природе  человека: с одной стороны, он стремится  к автономии, свободе, а с другой – не может существовать вне социальной среды.

     Антропологический подход близок к психологической  интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других. З.Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения.

     Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает  власть как отношение между двумя  партнерами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия.

     Системная трактовка исходит из того, что  власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые  конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.

     Существует  и структурно-функциональная интерпретация  власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации  и самоорганизации человеческой общности.

     Теория  конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах  других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется  власть.

     Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность.2

     Ни  одна из перечисленных трактовок  власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

     Власть  имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т.д.

     Существуют  различные классификации власти. Так, с точки зрения социального  уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации); в) в отношениях между индивидами.

     Согласно  одной из классификаций, власть можно  подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другими; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Некоторые ученые отождествляют политическую и государственную власть. Например, профессор М.И. Байтин считает синонимами термины «политическая» и «государственная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же ученые, например проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров, различают эти категории и употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно ее звено – государство.

     В зависимости от способа организации власти ее можно подразделить на демократическую и недемократическую.

     Известный социолог М. Вебер (1864 - 1920) различал власть:

     а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

     б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;

     в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.

     Помимо  легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы.

     Принято также различать легальную и  легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная – это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность – ее нравственную оценку.

    1. Понятие и признаки государственной  власти
 

     Будучи  разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

     Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура и методы ее осуществления