Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:32, курсовая работа
Цель данной работы – разобрать понятие и признаки государственной власти, а также структуру и методы ее осуществления.
Задачами данной курсовой работы являются:
раскрыть основные понятия и признаки государственной власти;
- рассмотреть структуру государственной власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственная власть и её свойства…………………………………5
1.1. Общая характеристика власти и её виды…………………………....5
1.2. Понятие и признаки государственной власти………………………9
Глава 2. Структура государственной власти…………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….....22
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственная власть и её свойства…………………………………5
1.1. Общая характеристика власти и её виды…………………………....5
1.2. Понятие и признаки государственной власти………………………9
Глава 2. Структура государственной власти…………………………………..15
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Власть является центральной категорией политической и правовой науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
Необходимость
власти обусловлена сущностью
Государственная
власть реализуется через
Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Цель данной работы – разобрать понятие и признаки государственной власти, а также структуру и методы ее осуществления.
Задачами данной курсовой работы являются:
- рассмотреть структуру государственной власти.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Литература,
используемая в данной курсовой работе
состоит из учебников по дисциплине
«Теория государства и права»
под редакцией или авторством Корельского
В.М., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько
А.В. и др.
Одним
из главных признаков государства
является наличие публичной
Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть – явление социальное.1
Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.).
Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.
В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.
В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений.
В-пятых, власть – это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.
Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.
Применение того или иного метода зависит от конкретных исторических условий реализации власти, ее характера и структуры.
В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.
Наиболее древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.
Сторонники антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремится к автономии, свободе, а с другой – не может существовать вне социальной среды.
Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других. З.Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения.
Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия.
Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
Существует и структурно-функциональная интерпретация власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности.
Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть.
Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность.2
Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т.д.
Существуют
различные классификации
Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другими; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Некоторые ученые отождествляют политическую и государственную власть. Например, профессор М.И. Байтин считает синонимами термины «политическая» и «государственная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же ученые, например проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров, различают эти категории и употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно ее звено – государство.
В зависимости от способа организации власти ее можно подразделить на демократическую и недемократическую.
Известный социолог М. Вебер (1864 - 1920) различал власть:
а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;
б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;
в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.
Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы.
Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная – это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность – ее нравственную оценку.
Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура и методы ее осуществления