Государственная власть: понятие, признаки, структура и методы ее осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разобрать понятие и признаки государственной власти, а также структуру и методы ее осуществления.

Задачами данной курсовой работы являются:

раскрыть основные понятия и признаки государственной власти;
- рассмотреть структуру государственной власти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственная власть и её свойства…………………………………5

1.1. Общая характеристика власти и её виды…………………………....5

1.2. Понятие и признаки государственной власти………………………9

Глава 2. Структура государственной власти…………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………….....22

Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая. государственная власть. понятие, признаки, структура.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     Также, к методу осуществления власти относят  правовое поощрение. В российском законодательстве не определения понятия «поощрение», хотя оно используется в нем достаточно часто. Поощрить, сказано в словаре  русского языка, значит одобрить наградой, возбудить желание сделать что-нибудь.

     Правовое  поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект  вознаграждается, для него наступают  благоприятные последствия.5

     И хотя и «кнут» (наказание) и «пряник» (поощрение) весьма значимые факторы, призванные существенно влиять на мотивацию, поведения субъектов, поощрению традиционно уделялось и уделяется меньше внимания. Верно заметила Р.О. Халфина, что «о праве нередко создается ложное представление как о системе наказаний и (в гораздо меньшей степени) поощрений».6

     Структуру государственной власти можно рассматривать  и с других позиций. Например, с  учетом принципа разделения властей.

          Соединение и разделение властей.

 

     Термины «соединение» и «разъединение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

     Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма  живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение  любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими  органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, написал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».7

     И все же  сосредоточение всей полноты  власти в одном органе чревато  неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

     Принцип разделения властей - это рациональная    организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших   органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

     Власть  портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный  вопрос заключается в том, как  обеспечить контроль за деятельностью  высших органов государства, ибо  над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

     Суть  данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш.Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».  

     Высшие  органы государства, действующие на основа указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них  все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

     Исполнительная  власть, олицетворяемая президентом  и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая  сила – чиновничий аппарат, «силовые»  министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

     Самой высокой степенью независимости  призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.

     Принцип разделения властей в той или  иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его  плодотворность определяется многими  факторами. Во-первых, реализация этого  принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.8

     Вместе  с тем рассматриваемый принцип  открывает немалые возможности  для негативных последствий. Нередко  законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Итак, государственная власть есть концентрированное  выражение воли и силы, мощи государства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

     Государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:

     во-первых, реализуется через государство  и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат  принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

     во-вторых, публична. Под публичностью в широком  смысле понимается общественный характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку  функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие  публичности вкладывается еще и  тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;

     в-третьих, суверенна, обладает верховенством  и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной  власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать какие-либо договоры, соглашения и др.;

     в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;

     в-пятых, обладает монопольным правом на издание  законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная  власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.

     В структуре государственной власти, если рассматривать государственную  власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

     Субъекты  власти – это носители государственной  власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, то есть тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

     Объекты власти – это подвластные, те, в  отношении кого осуществляется государственная  власть. К объектам власти обычно относят  отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

     Властеотношения – это отношения, которые возникают  между субъектом и объектами  власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет  место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.

     Средства  осуществления власти – это то, на что опирается государственная  власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь.

     К общим, традиционным методам осуществления  государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути. Так же выделяют еще один метод осуществления государственной власти – поощрение.

     Убеждение – это метод активного воздействия  на волю и сознание человека идейно-нравственными  средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

     Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов  и должностных лиц государства  на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

     Правовым  признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое  применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

     Правовое  поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

     Именно  поощрения, а не наказания, считаются  в ряде случаев более эффективными средствами при сравнении с последними, ибо в ситуации положительной мотивации в качестве побудительной силы желаемого поведения выступают не только внешние предписания, но и собственный интерес субъекта, его заинтересованность. Вознаграждение, как писал еще Р.Иеринг, стоит выше принуждения, так как оно апеллирует к свободе субъекта и ждет результатов исключительно от его свободного решения. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 

     I. Нормативно-правовые акты :

     1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 

     II. Специальная литература:

     2. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы  теории государства и права.  – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.

     3. Малько А.В. Льготная и поощрительная  правовая политика. – СПб.: Издательство  «Юридический центр Пресс», 2004. –  233 с.

     4. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2004. – 640 с.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура и методы ее осуществления