Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ и дать определение государственной службе как социально – правового института. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
- изучить основы становления современной государственной службы в Российской Федерации;
- дать полное определение государственной службе;
- дать определение государственной службы как правового института;
- дать определение государственной службы как социального института.
Введение 3
1. Основы становления современной государственной службы Российской Федерации 6
2. Определение государственной службы Российской Федерации 10
3. Государственная служба как правовой институт 16
3. Государственная служба как социальный институт 20
Заключение 28
Список литературы 30
Национальный Открытый Институт г. Санкт-Петербург
Кафедра теории и практики государственного и муниципального управления
Дисциплина государственная служба и кадровая политика
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента (-ки) группы______________
Дяченко Ольги Николаевна
(фамилия, имя, отчество)
Государственная служба как правовой и социальный институт.
(название темы)
080200 Менеджмент
Профиль Государственное и муниципальное управление
(специальность)
Дата_________________________
Выполнила ___ Дяченко О.Н.____
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение 3
1. Основы становления современной государственной службы Российской Федерации 6
2. Определение государственной службы Российской Федерации 10
3. Государственная служба как правовой институт 16
3. Государственная служба как социальный институт 20
Заключение 28
Список литературы 30
ВВЕДЕНИЕ.
Государственная служба продолжает и
завершает организацию механизма
государства, делая её готовой и пригодной
к практической реализации задач и функций
государства.
В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность [2]. То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов.
В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института. Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорили крах советской системы. Не случайно начало XXI в. охарактеризовалось поиском системы государственной власти в стране, соответствующей историческим традициям управления и способной адекватно ответить на современные вызовы. Спустя десятилетие после принятия Конституции Российской Федерации было осознано, что необходимо не просто сформировать те или иные органы власти, а превратить их в государственные институты, эффективность функционирования которых в минимальной степени была бы обусловлена субъективными особенностями, волей и способностями того или иного государственного деятеля.
В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института. Данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию места государственной службы в современном российском государстве, а также с реформами, приводящимися в данном направлении. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.
Целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ и дать определение государственной службе как социально – правового института. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
- изучить основы становления современной государственной службы в Российской Федерации;
- дать полное определение
- дать определение
- дать определение
Решение данных задач позволит получить достаточно ясное представление об организации государственной службы в Российской Федерации как правового и социального института.
При написании курсовой работы было изучено законодательство Российской Федерации, монографии, научная и учебная литература, реферативная и обзорная информация, периодические издания, информация из сети Интернет, материалы научно-практических конференций, труды российских и зарубежных авторов по проблеме социально-правовых аспектов государственной службы.
В курсовой работе использовались следующие
методы исследования: теоретический
анализ и синтез, обобщение и конкретизация
положений и выводов отечествен
1. Основы становления современной государственной службы Российской Федерации.
Отношение к государственной службе,
к её организации и
регламентированию, к её прохождению чиновниками
служит показателем
устройства государства и его аппарата.
Становление современной государственной службы в Российской Федерации проходило на рубеже 1991 - 1993 гг. Для этого возникли определенные объективные предпосылки: начался процесс создания правового социального государства; стал внедряться принцип разделения ветвей государственной власти; стала изменяться система государственного управления; возникла система многопартийности, потребовавшая отделения партийной деятельности от государственной службы. Развитие демократических преобразований в стране вызвало реализацию принципа равного доступа граждан России к государственной службе. В политической правящей власти утвердилось понимание необходимости создания государственной службы как особого правового института. Наряду с этим были устранены условия сращивания социальных институтов государственной службы и партийной (советской) элиты. Отменено приравнивание заработной платы государственного служащего к оплате труда среднего рабочего, а также "уравниловка" ее кадрового корпуса по правовому положению с другими слоями населения Российской Федерации.
Становление российской системы государственной службы происходило в стране скачкообразным порядком [15]. Как отмечали в свое время исследователи, "после крушения службы партийно-государственного типа аппарат государственных органов находился в хаотическом состоянии" [14, С.339]. Под хаотическим состоянием понимается поведение и деятельность государственных служащих при неопределенном состоянии их правового статуса, организации, структуры и функционирования государственной службы, неясности ее целей, функций и задач.
В тот период государственная структура Российской Федерации состояла из взаимоисключающих начал. С одной стороны, президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. С другой - система Советов с ее монополией на власть и коллективной ответственностью за принимаемые решения.
За период с 1992 по 2001 г. в России была проведена кропотливая работа по реформированию и созданию новой системы государственности, в том числе становлению современной государственной службы.
В то же время тогда еще не было оснований утверждать, что становление государственной службы в Российской Федерации завершилось. Она не приобрела еще необходимой достаточности, определенности, законченности и зрелых форм. Служба функционировала во многом на основе циклического воспроизведения некоторых связей и отношений, существовавших в дореформенный период. Оставалось множество нерешенных вопросов в области укрепления государственности и совершенствования регулирования современной системы государственной службы. В результате вновь возникла необходимость дальнейшего реформирования государственной службы в России.
Подтверждение этому мы находим
в научно-практических изысканиях ученых,
отмечающих, что "на рубеже конца 90-х
годов в службе накопился ряд
проблемных аспектов: отсутствие общей
целостности системы государств
Эти правовые пробелы был призван решить вступивший в силу с 1 февраля 2005 г. Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установивший правовые, организационные и финансово-экономические основы в правоприменительной деятельности государственной гражданской службы.
Как отмечал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев во вступительном слове к Комментарию к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "формирование законодательства о государственной службе, оптимально сочетающее мировые стандарты нормативного качества с историческими особенностями отечественного опыта, представляет собой необходимый элемент правового обеспечения преобразований, осуществляемых на современном уровне государственного строительства" [13, С.2].
В этих условиях современная государственная служба как государственный правовой институт стала представлять собой определенную совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию, функционирование и объединение государственных служащих, их служебное поведение, личный правовой статус и правоприменительную деятельность по реализации основных положений и правовых норм Конституции и соответствующих федеральных законов Российской Федерации.
В соответствии со своим предназначением государственная служба представляет собой и процессуальное явление, определяющее порядок исполнения функций государственной власти в управлении общественными процессами. Служба функционирует тогда, когда государственная власть реально служит обществу, удовлетворяет те или иные нужды гражданина. Тем самым государственная служба принадлежит к публично-правовой сфере, регулирующей общественную и государственную жизнь граждан. Она как публичный социально-правовой институт должна органично включать в себя единство двух групп, состоящих из следующих элементов:
- системы
правовых, организационных и
- совокупности граждан,
Первая группа элементов отвечает на вопрос: что и как должно делаться по осуществлению компетенции государственных органов, вторая - кто это делает? Такое единство придает государственной службе параметры социально-правового института, что позволяет ей занимать отдельное самостоятельное место среди других государственных, правовых и общественных образований и объединений. В этой связи государственная служба как социально-правовой государственный институт представляет определенный интерес и для экономических наук. С ее помощью осуществляется государственное регулирование большей части социально-экономических процессов. В частности, путем эффективного и целевого использования выделяемых государством на эти цели бюджетных средств. Функционирование государственной службы требует значительных финансовых затрат, поэтому размер их во многом зависит от социально-экономического статуса государственных служащих. В современном российском обществе этот статус сравнивается со статусом низкооплачиваемых категорий населения. В западноевропейских странах он соответствует статусному положению бизнесменов, менеджеров и управленцев в сфере экономики.
Современное становление государственной службы видится в том, чтобы превратить государственный аппарат в полноценную действующую структуру, в которой должны быть сосредоточены и активно развиваться элитные интеллектуальные и нравственные силы граждан России. В общекультурных, профессиональных и личностных качествах каждого служащего государственной службы следует, прежде всего, искать талант, совесть и преданность стране. На сегодняшний день сложилась весьма благоприятная обстановка для того, чтобы в кадровом корпусе государственных служащих совершить определенный психологический перелом по отношению к службе. Тем более что во всем государственном, видимо, завершилась длившаяся годами внутриполитическая борьба, вечное противостояние правых и левых, радикалов и умеренных, идеалистов и прагматиков [11].
2. Определение государственной службы Российской Федерации.
Для раскрытия вопроса о государственной службе субъектов Российской Федерации как социально-правовом институте необходимо определиться с понятием "государственная служба".
Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят корнями в глубины времени более чем на тысячу лет. Наша страна переходила от этапа к этапу постепенно, от дружинной «администрации» к дворянской, далее к государевой службе, главным достижением которой, в свое время был Указ Петра I «Табель о рангах». Часто дата его принятия (24 января 1722 г.) отождествляется с началом государственной службы в России [3].
Далее история государственной службы проходила, соответствуя истории монархической России. Точку в этой истории поставила революция 1917г.
Однако, еще в дореволюционной юридической литературе встречаются толкования государственной службы как особого вида деятельности. К примеру, известный ученый А.И. Елистратов подчеркивал, что "то, что делает государственная власть во внутреннем управлении, науку административного права интересует постольку, поскольку эта деятельность касается граждан... Власть, управление не может являться субъектом юридического отношения в какой-либо отвлеченной, безличной форме. Участниками публичного правоотношения могут быть лишь живые люди - должностные лица, облеченные этой властью" [6, С.41-42].
Также Н.М. Коркунов отмечал, что "службой государству в широком смысле можно назвать всякую деятельность в пользу государству". Давая определение государственной службе, он трактовал ее как "особое публично-правовое отношение служащих к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности" [7, Т.1,С.136]. Данные подходы делают акцент на принцип служения государству.
Информация о работе Государственная служба как правовой и социальный институт