Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является попытка разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о государственной службе РФ и дать определение государственной службе как социально – правового института. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
- изучить основы становления современной государственной службы в Российской Федерации;
- дать полное определение государственной службе;
- дать определение государственной службы как правового института;
- дать определение государственной службы как социального института.
Введение 3
1. Основы становления современной государственной службы Российской Федерации 6
2. Определение государственной службы Российской Федерации 10
3. Государственная служба как правовой институт 16
3. Государственная служба как социальный институт 20
Заключение 28
Список литературы 30
Но это вовсе не означает, что
этими положениями
Следующим по значению актом, создавшим правовой фундамент государственной службы, является Закон об основах государственной службы. Он закрепил общие положения, регулирующие оба существующих в России уровня государственной службы: федеральной и субъектов Федерации. В XX в. это первый комплексный акт такого содержания, принятый и действующий на территории России.
Конституция и указанный выше Закон содержат положения, относящиеся и к федеральной службе, и к службе субъектов Федерации. А вторая группа актов регламентирует только тот или другой уровень. Это: Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента от 22 декабря 1993 г.; законы о государственной службе субъектов Федерации.
Третья группа источников института – федеральные акты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы. В их числе Федеральные законы: «О прокуратуре Российской Федерации»; «О статусе судей в Российской Федерации»; «О воинской обязанности и военной службе»; «О службе в таможенных органах». Такую же юридическую силу имеют утвержденные Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции.
В четвертую группу источников института государственной службы входят акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определенных ее видов. Это, например, акты, регулирующие исчисление стажа, аттестации, конкурсы, ответственность служащих.
В заключение этой главы следует сказать, что сейчас популярны идеи о необходимости принятия служебных кодексов как федерального, так и субъектов Федерации.
4. Государственная служба как социальный институт.
Тема государственной службы как социального института стала разрабатываться сравнительно недавно усилиями ученых – социологов. Важны в этом плане работы, в которых анализируется особенности государственной службы как социального института. Среди них выделяются труды В.Д. Граждана, Б.В. Лытова, В.С. Нечипоренко и ряда других ученных. В социологии под социальным институтом понимается совокупность правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов [10]. В развитом виде социальные институты обычно представляют собой системные образования, отличающиеся устойчивой структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью, динамичностью функций.
В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.
Понятие «государственная служба» как социальный институт отличается от его нормативного понятия, данного законодателем в федеральных законах о государственной службе в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует не институциональный, а деятельный подход. В российском законодательстве о государственной службе отсутствует упоминание о ее общественном предназначении. На Западе именно на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется публичной.
Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президента РФ. Там было сказано, что государственная служба является комплексным – публичным, социальным, правовым, организационным – институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства.
Социальное понятие «
- исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;
- особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни;
- функция особого социального слоя людей – государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы;
- срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества;
- инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника;
- носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности [8].
Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:
1) социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества – государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;
2) социальную ориентацию – ее
приоритетами является
3) социальную природу, так как
представляет собой особую
4) защита прав и свобод человека
и гражданина как главная
5) служба чиновников социуму – обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений [8].
Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и России. Чем определяется социальный характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что он определяется как минимум тремя факторами:
Тоталитарный политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы. В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована, жестко формализована, строго централизована и направлена, в конечном счете, против гражданского общества. В обществе с демократическим режимом правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.
Социальный характер функционирования государственной службы во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих. К таким процедурам следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений; учет и контроль за ходом выполнения принятых решений; наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом; демократический стиль управления персоналом государственной службы и т.д.
Социальный характер государственной службы в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих. К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба. К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные. К морально – нравственным качествам относится честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д. Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными – это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать. Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба.
Учитывая все сказанное, можно определить социальные цели, задачи и функции государственной службы Российской Федерации как социального института. Есть две стратегические социальные цели государственной службы современной России: построение социального государства и качественная реализация социальной функции государства. Типология социальных задач и функций государственной службы разнообразна. К социальным задачам государственной службы можно отнести: защиту и реализацию интересов, прав и свобод граждан; эффективное решение социальных задач и обязательств государства перед обществом; производство социальных государственных услуг (безопасность, здравоохранение, образование и т.д.); борьбу с безработицей; разрешение социальных конфликтов в обществе; регулирование социального статуса чиновников; формирование корпуса государственных служащих в соответствии с конституционной нормой равного доступа граждан к государственной службе [20].
Социальная природа, смысл и назначение государственной службы предопределяют соответствующие функции:
- функция социальной организации (как образец организации);
- функция социальной коммуникации – через каналы государственной службы изучается общественное мнение, отношение граждан к различным государственным правовым актам;
- функция социальной информации – аппарат носитель информации;
- функция контроля – управленческий контроль за деятельностью органов государственного аппарата;
- функция регулирования – от имени государства государственная служба регулирует отношения в сфере труда, собственности, жилья;
- воспитательная функция – утверждает в сознании граждан мир и согласие, добро и справедливость [8].
Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: высшем – это уровень общества и государства; среднем – уровень государственной службы как института государства; нижнем – уровень социального статуса государственного служащего, его социального статуса.
1. На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику – заботится о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью и т.п. В целом должна быть демократичная и гуманная социальная политика государства, проводимая в жизни структурами государственной и муниципальной службы.
Поэтому реализация социальных функций государства является приоритетной задачей государственной службы в ходе разработки проектов и реализации решений по вопросам: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; усиление социальной защищенности населения; безработицы; системы образования и здравоохранение; пенсионного обеспечения; поддержка малоимущих слоев населения; борьба с преступностью; предотвращение социальных и национальных конфликтов. Все это должно приводить к снижению социальной напряженности в обществе, повышению уровня жизни людей, к стабильности общественной и государственной жизни.
2. На уровне государственная
служба как система
3. На уровне статуса
Информация о работе Государственная служба как правовой и социальный институт