Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа
Одним из важных недостатков определения понятия и классификации функций государства было то, что не учитывались связи функций и социального назначения государства. Можно сказать, что это «ахиллесова пята» советской и российской юридической науки на протяжении десятков лет. Вместе с тем социальное назначение государства и его функции — это явления, хотя и взаимосвязанные, но несовпадающие.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание функций государства………………………
Глава 2. Генезис развития функций советского государства…………………
Глава 3. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем……………………………….
Глава 3. Формы осуществления функций……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание функций государства………………………
Глава 2. Генезис развития функций советского государства…………………
Глава 3. Функция сотрудничества с другими
государствами в решении глобальных проблем……………………………………………………………
Глава 3. Формы осуществления функций……………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение
Понятие функций государства сложное, собирательное, очень тесно связанное с такими понятиями, как задача, социальное назначение, цель государства. Однако как бы ни были близки перечисленные понятия, они далеко не идентичны.
Задача — это то, что предстоит сделать, а функция — это деятельность, процесс решения задачи. Задача может быть шире той или иной функции: например, содействие развитию экономики — это глобальная задача, решаемая посредством реализации нескольких функций.
Неверным было бы утверждение, что задачи служат первоосновой функций государства, поскольку они обусловливаются политическими и экономическими потребностями общества, определяются историческими закономерностями развития государства, особенностями социально-экономических условий его развития (исторической обстановкой, соотношением классовых сил, национальными особенностями).
Следует
различать также функцию
Проблема определения функций государства постоянно находится в центре внимания отечественной науки, ей посвящено много фундаментальных исследований, она является постоянной темой всех учебников по теории государства и права1, В настоящее время многие вопросы наукой решены, по другим — исследователями найден достойный компромисс, но остаются и такие, по которым сохраняются противоречивые позиции и по-прежнему ведутся дискуссии. Очевидно, что необходимость в дальнейшей разработке проблемы функций государства сохраняется, тем более в условиях переоценки некоторых фундаментальных положений о его роли, социальном назначении и сущности.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
В философском
и общественно-социологическом
Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.
Например, в науке управления выделяют около пяти тысяч функций, которыми занимаются органы государственной власти. В отличие от функций государства они носят относительно локальный и узкий (в рамках имеющихся полномочий конкретного органа государственной власти или должностного лица) характер.
Функции государства - категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования). В этой связи следует согласиться с точкой зрения премьер-министра Индии Манмохана Сингха на сущность государственной власти. Он считает, что "власть сродни общественному фонду. Нельзя просто сидеть на власти, ее надо использовать. Но использовать на благо общества".
Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.
Основные черты функций государства:
1. Имеют комплексный,
синтезирующий характер. Как основные
направления деятельности
2. По своему
характеру, содержанию и
3. В функциях
государства прослеживается
Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.
Например, в связи с очередным Всемирным экономическим форумом в Давосе (2006 г.) служба изучения общественного мнения Gailup International провела два опроса с одними и теми же вопросами, связанными с определением приоритетных задач, стоящих перед мировыми лидерами. В первом опросе участвовало 50000 жителей из более 60 стран, а во втором - участники форума. Были получены следующие результаты.
Место |
Задача |
Мнение |
Мнение |
1 |
Экономический рост |
17 |
31 |
2 |
Сокращение
разрыва между |
16 |
17 |
3 |
Ликвидация бедности |
12 |
12 |
4 |
Защита окружающей среды |
14 |
9 |
5 |
Восстановление
доверия |
7 |
14 |
6 |
Борьба с терроризмом |
10 |
6 |
7 |
Сокращение числа войн |
9 |
6 |
8 |
Борьба за права человека |
4 |
2 |
9 |
Усиление влияния
к социальной |
3 |
2 |
10 - 12 |
Борьба со СПИДом |
2 |
1 |
10 - 12 |
Борьба с
организованной |
2 |
1 |
10 - 12 |
Достижение
полного равенства |
2 |
1 |
4. Функции государства
не следует отождествлять с
функциями его отдельных
5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
Классификация
функций государства имеет
В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно:
1. В зависимости
от направленности решаемых
2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные);
3. По важности
и социальной значимости тех
или иных направлений
4. По принципу
разделения властей (
5. В зависимости
от социальной значимости (выражающие
преимущественно интересы
6. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);
7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);
8. На основании
территориального масштаба, в пределах
которого они реализуются (
9. В зависимости
от обусловленности "природой
всякого общества" (функции государств
эксплуататорских типов,
Существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными являются следующие.
Наряду с вышеназванными критериями классификации функций, распространенной является их классификация по важности в общественной жизни - на основные и неосновные функции.
Надо отметить, что данная классификация является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима.
Такой вывод
обусловлен тем, что в реальной действительности
функции государства как