Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа
Одним из важных недостатков определения понятия и классификации функций государства было то, что не учитывались связи функций и социального назначения государства. Можно сказать, что это «ахиллесова пята» советской и российской юридической науки на протяжении десятков лет. Вместе с тем социальное назначение государства и его функции — это явления, хотя и взаимосвязанные, но несовпадающие.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание функций государства………………………
Глава 2. Генезис развития функций советского государства…………………
Глава 3. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем……………………………….
Глава 3. Формы осуществления функций……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы
В 2004 г. из расчета на каждого живущего на Земле человека было потрачено 162 доллара. Во всем мире за 2005 г. в "горячей фазе" находилось 19 вооруженных конфликтов.
За счет вступления новых членов из числа бывших социалистических стран блок НАТО вплотную приблизился к границам России. По мнению бывшего начальника Главного разведывательного управления Генштаба России генерал-полковника Ладыгина Ф.И., сейчас по обычным вооружениям военная мощь России в три раза уступает НАТО. Исходя из экономических возможностей современная Россия не в состоянии конкурировать с США по размерам расходов на оборону и средств на закупку военной техники и вооружений, выделяемых из федерального бюджета государства. Об этом свидетельствуют следующие три таблицы.
Расходы России на оборону в 2000 - 2006 гг.
Год |
Расходы |
Расходы |
Процент |
Рост оборонных |
2000 |
855,1 |
140,9 |
16,5 |
- |
2001 |
1193,5 |
214,7 |
18,0 |
52,4 |
2002 |
1947,4 |
284,2 |
14,6 |
32,4 |
2003 |
2345,6 |
344,5 |
14,7 |
21,4 |
2004 |
2659,4 |
411,5 |
15,5 |
19,4 |
2005 |
3047,9 |
529,1 |
17,4 |
28,6 |
2006 |
4270,1 |
667,3 |
15,6 |
26,1 |
Средства, выделяемые на закупку военной техники
и вооружений в 2000 - 2006 гг.
Год |
Расходы, млрд. руб. |
Процент от военного бюджета, % |
2000 |
42,9 |
15,6 |
2001 |
52 |
21,8 |
2002 |
79 |
33,2 |
2003 |
118 |
31 |
2004 |
148 |
35,8 |
2005 |
186,9 |
35,3 |
2006 |
283 |
42,4 |
Сравнительные характеристики
боевой ядерной мощи США и России
Носители |
США |
Россия |
Атомные подводные
крейсера стратегического |
14 (336) |
12 (192) |
Межконтинентальные
баллистические ракеты |
450 (1350) |
545 (1900) |
Стратегические бомбардировщики |
142 |
78 |
Всего ядерных
зарядов на стратегических |
Около 5000 |
3450 |
Комментируя содержание табл. 3, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство в мире не в состоянии эффективно отразить ракетную атаку. Речь может идти только об одиночных ракетах. Лучшими системами обороны располагают такие страны, как: США, Канада, Объединенная Европа, Израиль и Россия.
В современных условиях ядерная катастрофа может произойти и в безъядерных регионах. Несколько десятков стран хотя и не обладают ядерным оружием, но обладают техническими возможностями по производству межконтинентальных баллистических ракет. В различных регионах планеты расположено более 430 мирных ядерных реакторов. Уже 71 государство располагает в общей сложности 900 лабораториями и предприятиями, использующими в своей работе радиоактивные и ядерные материалы. Удар по ним обычными средствами вооружения по своим последствиям сопоставим с ядерной атакой.
Весьма наглядной является и следующая таблица соотношения сил между Россией и США на современном этапе с учетом их экономических возможностей.
Показатели |
Россия |
США |
Население |
143 млн. чел. |
298 млн. чел. |
Количество ядерных боеголовок |
4399 |
5966 |
Внутр. валовой
продукт (ВВП) |
774 млрд. долл. |
12500 млрд. |
Рост ВВП в 2005 г. |
6,4% |
3,6% |
Доля страны в мировой экономике |
1,2% |
30,8% |
Военные расходы в 2006 г. |
23 млрд. долл. |
670 млрд. долл. |
Таким образом, эффективность реализации оборонной функции государством находится в прямой зависимости от его экономических возможностей. В то же время торговля военной продукцией является одним из источников формирования государственного бюджета. Российская Федерация является одним из активных участников торгового рынка.
Например, за период с 2000 по 2005 гг. совокупная стоимость экспорта российской продукции военного назначения только в Индию превысила 7 млрд. долл. В различной стадии проработки в 2006 г. находились контракты на общую сумму около 10 млрд. долл. Военная техника последних поколений обладает не только большой разрушительной мощью, но имеет и весьма высокую цену. Об этом свидетельствует следующая таблица.
Средняя стоимость наиболее продаваемых в мире танков
Танк (страна) |
Стоимость за единицу, млн. долл. |
AMX Leclers (Франция) |
8,6 |
Ariete 2 (Италия) |
7,0 |
Arjun (Индия) |
5,6 |
Leopard 2 (Германия) |
5,3 |
Challenger 2Е (Великобритания) |
5,3 |
M1A1 Abrams (США) |
5,3 |
Merkava Mark 4 (Израиль) |
5,1 |
Т-90с (Россия) |
2,3 |
Глава 3. ФУНКЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах "прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права".
Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках ООН (ее Устав был принят в Сан-Франциско в 1945 г.), принципы которой носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. Это самый представительный и универсальный мировой форум, объединяющий 191 государство. ООН продолжает "...оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка". Однако в условиях процесса глобализации и определения новых подходов к созданию международной архитектуры ей требуется реформа, направленная на дальнейшее повышение эффективности ее деятельности. Этот процесс должен осуществляться при максимальной поддержке членов этой организации.
В рамках Устава ООН для всех государств сформирована единая система коллективной безопасности и выработан своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. В мире существует ряд региональных организаций, среди которых:
Совет Европы, объединяющий 46 из 47 европейских государств (более 800 млн. населения);
Организация американских государств (ОАГ), в которую входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США (вне ОАГ находятся Канада и исключенная в 1962 г. Куба);
Организация африканского единства (ОАЕ), включающая более 50 государств Африки;
Лига арабских государств (ЛАГ), в которую входят 20 арабских государств и одно неарабское - Сомали;
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в ее составе Индонезия, Малайзия, Сингапур и др.;
Содружество независимых государств (СНГ), включающее 13 государств (более 250 млн. населения). Идет постоянный процесс его реформирования. Острота многих межрегиональных проблем была снята при помощи этого союза. На территории этого союза идет сложный и активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. В рамках СНГ на основе совпадающих интересов сторон: развивается процесс создания Союзного государства между Россией и Белоруссией; создается ЕврАзЭС; формируется единое экономическое пространство. Накопленный опыт позволил Содружеству стать "...хорошей основой для формирования Организации Договора о коллективной безопасности".
Его участниками
стали страны, реально заинтересованные
в необходимости тесного
Функция содружества
с другими странами на современном
этапе многогранна и
1. Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов.
2. Экономическое,
торгово-финансовое
3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен. Происходит широкая интернализация культурных и научно-технических достижений.
4. Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом продолжает ухудшаться и ставит под угрозу перспективу нормальной жизнедеятельности человека на Земле. Загрязнение природы "не признает" национальные границы и распространяется на всю окружающую среду, что требует координированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится как в рамках специализированных органов ООН, так и других межгосударственных организаций.
Глава 4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ
Функции государства
осуществляются в определенных формах
и определенными методами. Формы
осуществления функций