Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важных недостатков определения понятия и классификации функций государства было то, что не учитывались связи функций и социального назначения государства. Можно сказать, что это «ахиллесова пята» советской и российской юридической науки на протяжении десятков лет. Вместе с тем социальное назначение государства и его функции — это явления, хотя и взаимосвязанные, но несовпадающие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание функций государства………………………
Глава 2. Генезис развития функций советского государства…………………
Глава 3. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем……………………………….
Глава 3. Формы осуществления функций……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТГП ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

В 2004 г. из расчета  на каждого живущего на Земле человека было потрачено 162 доллара. Во всем мире за 2005 г. в "горячей фазе" находилось 19 вооруженных конфликтов.

За счет вступления новых членов из числа бывших социалистических стран блок НАТО вплотную приблизился  к границам России. По мнению бывшего  начальника Главного разведывательного управления Генштаба России генерал-полковника Ладыгина Ф.И., сейчас по обычным вооружениям военная мощь России в три раза уступает НАТО. Исходя из экономических возможностей современная Россия не в состоянии конкурировать с США по размерам расходов на оборону и средств на закупку военной техники и вооружений, выделяемых из федерального бюджета государства. Об этом свидетельствуют следующие три таблицы.

 

Расходы России на оборону в 2000 - 2006 гг.

 

Год 

Расходы    
бюджета,   
млрд. руб.

Расходы      
на национальную 
оборону,     
млрд. руб.  

Процент   
оборонных  
расходов   
от общих   
расходов, %

Рост оборонных   
расходов по     
сравнению      
с предыдущим    
годом, %    

2000

855,1  

140,9    

16,5   

-        

2001

1193,5 

214,7    

18,0   

52,4      

2002

1947,4 

284,2    

14,6   

32,4      

2003

2345,6 

344,5    

14,7   

21,4      

2004

2659,4 

411,5    

15,5   

19,4      

2005

3047,9 

529,1    

17,4   

28,6      

2006

4270,1 

667,3    

15,6   

26,1      


 

Средства, выделяемые на закупку военной техники

и вооружений в 2000 - 2006 гг.

 

Год 

Расходы, млрд. руб. 

Процент от военного бюджета, % 

2000

42,9        

15,6              

2001

52         

21,8              

2002

79         

33,2              

2003

118         

31               

2004

148         

35,8              

2005

186,9        

35,3              

2006

283         

42,4              


 

Сравнительные характеристики

боевой ядерной мощи США и России

 

Носители                  

США   

Россия 

Атомные подводные  крейсера стратегического 
назначения (ракет на борту)              

14 (336)

12 (192)

Межконтинентальные  баллистические ракеты   
наземного базирования (ядерных боеголовок)

450 (1350)

545 (1900)

Стратегические  бомбардировщики           

142   

78   

Всего ядерных  зарядов на стратегических    
носителях                                

Около 5000

3450  


 

Комментируя содержание табл. 3, следует отметить, что в  настоящее время ни одно государство в мире не в состоянии эффективно отразить ракетную атаку. Речь может идти только об одиночных ракетах. Лучшими системами обороны располагают такие страны, как: США, Канада, Объединенная Европа, Израиль и Россия.

В современных  условиях ядерная катастрофа может произойти и в безъядерных регионах. Несколько десятков стран хотя и не обладают ядерным оружием, но обладают техническими возможностями по производству межконтинентальных баллистических ракет. В различных регионах планеты расположено более 430 мирных ядерных реакторов. Уже 71 государство располагает в общей сложности 900 лабораториями и предприятиями, использующими в своей работе радиоактивные и ядерные материалы. Удар по ним обычными средствами вооружения по своим последствиям сопоставим с ядерной атакой.

Весьма наглядной  является и следующая таблица  соотношения сил между Россией  и США на современном этапе  с учетом их экономических возможностей.

 

Показатели         

Россия    

США      

Население                     

143 млн. чел. 

298 млн. чел. 

Количество  ядерных боеголовок 

4399     

5966     

Внутр. валовой  продукт (ВВП)    
за 2005 г.                    

774 млрд. долл.

12500 млрд.      
долл.          

Рост ВВП  в 2005 г.            

6,4%     

3,6%     

Доля страны в мировой экономике

1,2%     

30,8%     

Военные расходы  в 2006 г.     

23 млрд. долл.

670 млрд. долл. 
(с учетом затрат 
в Ираке)   


 

Таким образом, эффективность реализации оборонной  функции государством находится  в прямой зависимости от его экономических возможностей. В то же время торговля военной продукцией является одним из источников формирования государственного бюджета. Российская Федерация является одним из активных участников торгового рынка.

Например, за период с 2000 по 2005 гг. совокупная стоимость экспорта российской продукции военного назначения только в Индию превысила 7 млрд. долл. В различной стадии проработки в 2006 г. находились контракты на общую сумму около 10 млрд. долл. Военная техника последних поколений обладает не только большой разрушительной мощью, но имеет и весьма высокую цену. Об этом свидетельствует следующая таблица.

Средняя стоимость  наиболее продаваемых в мире танков

 

Танк (страна)         

Стоимость за единицу, млн. долл.

AMX Leclers (Франция)         

8,6              

Ariete 2 (Италия)             

7,0              

Arjun (Индия)                 

5,6              

Leopard 2 (Германия)          

5,3              

Challenger 2Е (Великобритания)

5,3              

M1A1 Abrams (США)             

5,3              

Merkava Mark 4 (Израиль)      

5,1              

Т-90с (Россия)                

2,3              


 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ФУНКЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

В основе этой функции  заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах "прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права".

Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках ООН (ее Устав был принят в Сан-Франциско в 1945 г.), принципы которой носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. Это самый представительный и универсальный мировой форум, объединяющий 191 государство. ООН продолжает "...оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка". Однако в условиях процесса глобализации и определения новых подходов к созданию международной архитектуры ей требуется реформа, направленная на дальнейшее повышение эффективности ее деятельности. Этот процесс должен осуществляться при максимальной поддержке членов этой организации.

В рамках Устава ООН для всех государств сформирована единая система коллективной безопасности и выработан своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. В мире существует ряд региональных организаций, среди которых:

Совет Европы, объединяющий 46 из 47 европейских государств (более 800 млн. населения);

Организация американских государств (ОАГ), в которую входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США (вне ОАГ  находятся Канада и исключенная  в 1962 г. Куба);

Организация африканского единства (ОАЕ), включающая более 50 государств Африки;

Лига арабских государств (ЛАГ), в которую входят 20 арабских государств и одно неарабское - Сомали;

Ассоциация  государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в ее составе Индонезия, Малайзия, Сингапур и др.;

Содружество независимых государств (СНГ), включающее 13 государств (более 250 млн. населения). Идет постоянный процесс его реформирования. Острота многих межрегиональных проблем была снята при помощи этого союза. На территории этого союза идет сложный и активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. В рамках СНГ на основе совпадающих интересов сторон: развивается процесс создания Союзного государства между Россией и Белоруссией; создается ЕврАзЭС; формируется единое экономическое пространство. Накопленный опыт позволил Содружеству стать "...хорошей основой для формирования Организации Договора о коллективной безопасности".

Его участниками  стали страны, реально заинтересованные в необходимости тесного военно-политического  взаимодействия. СНГ стало базой  для создания оптимальной для всех и для каждого государства экономической системы.

Функция содружества  с другими странами на современном  этапе многогранна и преимущественно  развивается по следующим направлениям:

1. Сотрудничество  с членами мирового сообщества  по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов.

2. Экономическое,  торгово-финансовое сотрудничество. Современный уровень развития  общества требует более широкого  участия государств в международно-экономическом  и торгово-финансовом сотрудничестве. Происходит дальнейшая специализация  государств на международном рынке труда, производства и товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым рыночно-экономическим законам, подчиняя себе новые страны и регионы. Общую координацию международно-экономического, торгово-финансового сотрудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения.

3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен. Происходит широкая интернализация культурных и научно-технических достижений.

4. Международная  охрана окружающей среды. Эта  функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом продолжает ухудшаться и ставит под угрозу перспективу нормальной жизнедеятельности человека на Земле. Загрязнение природы "не признает" национальные границы и распространяется на всю окружающую среду, что требует координированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится как в рамках специализированных органов ООН, так и других межгосударственных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ

Функции государства  осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы  осуществления функций характеризуют  связь государства с правом как  одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

Информация о работе Функции государства