Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важных недостатков определения понятия и классификации функций государства было то, что не учитывались связи функций и социального назначения государства. Можно сказать, что это «ахиллесова пята» советской и российской юридической науки на протяжении десятков лет. Вместе с тем социальное назначение государства и его функции — это явления, хотя и взаимосвязанные, но несовпадающие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание функций государства………………………
Глава 2. Генезис развития функций советского государства…………………
Глава 3. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем……………………………….
Глава 3. Формы осуществления функций……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТГП ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Но надо отметить то, что у современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и  противоречивом мире, требующем его  особого внимания не к одной, а сразу к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Основные функции  государства диктатуры пролетариата

(после принятия Конституции РСФСР в 1918 г.

и до принятия Конституции  СССР 1936 г.)

 

Внутренние            

Внешние          

Подавления  сопротивления свергнутых 
эксплуататорских классов          

Обороны страны от нападения  
извне                      

Хозяйственно-организаторская      

Борьбы за мир, мирное        
существование государств     
с различным общественным     
строем                     

Культурно-воспитательная          

 

Регулирования меры труда            
и меры потребления                

 

Охраны социалистической             
собственности                     

 

Охраны прав и свобод граждан,       
социалистического правопорядка    

 

 

Основные функции  общенародного государства

(после принятия  Конституции СССР 1977 г.)

 

Внутренние         

Внешние             

Хозяйственно-организаторская 

Охраны страны от нападения извне 

Культурно-воспитательная     

Взаимопомощи  и братского          
сотрудничества государств         
мировой системы социализма      

Регулирования меры труда       
и меры потребления           

Борьбы за мир  и мирное            
существование государств          
с различным строем              

Охраны социалистической        
собственности                

Поддержки национально-освободи-   
тельного движения и сотрудничест- 
ва с развивающимися странами    

Охраны прав и свобод граждан,  
социалистического правопорядка

 

 

На реализацию внешних функций СССР из собственного бюджета ежегодно выделял более 20 млрд. долл. для оказания безвозмездной  помощи развивающимся странам и странам, входящим в мировую систему социализма. Например, СССР ежегодно безвозмездно выделял Кубе помощь в размере трех миллиардов долларов. Подобную помощь в отношении своих союзников осуществляли и США. Объем их безвозмездной помощи Израилю составлял пять миллиардов долларов.

Виды предоставляемой  помощи могут быть разнообразными: политическая помощь - выражается в  поддержании политики государства  в международных организациях; гуманитарная помощь - предназначается для ликвидации разрушительных последствий чрезвычайных ситуаций; военная помощь - заключается в предоставлении оружия или направлении воинских контингентов для участия в боевых действиях на стороне союзников; экономическая помощь - бесплатное выделение финансовых средств; косвенная помощь - представляет собой низкие кредиты, связанные с поставками товаров из стран-доноров; пролонгацию выплат по кредитам; кредиты по МБРР для смягчения кризисных явлений; кредиты Мирового банка; страхование частных инвестиций в других странах; технические кредиты странам, не способным оплачивать получаемые энергоресурсы; предоставление возможности получения бесплатного образования иностранным студентам в вузах.

Внутренние  функции

Внутренние  функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства.

Экономическая функция - обеспечение нормального  функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.

Для ее проведения государство создает соответствующую  правовую базу, поощряя те области  экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов  и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.

В отношении  некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики  предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Таким образом, можно сказать, что вмешательство  государства в экономику сводится, как правило, к:

- выработке  экономической политики;

- управлению  предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;

- установлению  правовых основ рынка и ценовой  политики;

- регулированию  внешнеэкономических отношений  государства. Эта функция государства  сильно изменилась в ходе исторического  существования государства от  полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

Социальная  функция - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию  необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий  труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции - обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении.

Под нормальными  условиями жизни людей подразумевается: возможность трудоустройства; безопасный для здоровья труд и адекватная его оплата; социальное страхование и помощь; пенсионное обеспечение; возможность получения образования; медицинской помощи; пригодная для жизни экологическая среда; благоприятные условия производственной и коммерческой деятельности; посильное и разумное налоговое бремя и, что особенно важно для всех категорий граждан, - правовая защищенность. В российских условиях защита государством своих граждан от чиновничьего и криминального произвола имеет особую актуальность, так как последний может привести, в конечном счете, к свертыванию экономических реформ и общественной нестабильности.

Рассматриваемая функция государства прежде всего  направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм  общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.

Правоохранительная  функция, или функция по установлению и охране правопорядка, - это деятельность государства по обеспечению точного  и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется  Конституцией Российской Федерации  и другими нормативными правовыми актами.

В центре правоохранительной деятельности государства - гражданин, его безопасность, социальные и имущественные  права.

В современном  государстве правоохранительной деятельности уделяется особое внимание, потому что ее эффективность - один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.

Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной  функцией) в последнее время приобретает  все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных. Она обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на Земле.

Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое  четко регулирует деятельность людей  и организаций в области использования  окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.

Деятельность  по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Многие нормы, регулирующие природоохранную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных  и водных кодексах.

В основе осуществления  этой функции лежат следующие принципы:

- Природные  богатства подлежат охране со  стороны государства независимо  от того, вовлечены ли они в  хозяйственный оборот или нет.

- Использование  природных богатств должно быть  рациональным, соответствовать развитию  государства.

- Неукоснительное  соблюдение экологического законодательства  и строгая ответственность за  его нарушение.

16 февраля 2005 г. вступил в силу Киотский  протокол. Подписавшие его государства  (Россия в их числе) взяли  на себя обязательство ужесточить  экологическое законодательство ("экологизация законодательства"). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического отражения в системе законодательства.

В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В отличие от иных кодексов, носящих ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный...), экологический кодекс по своей сути должен представлять собой очень многоуровневый и комплексный закон.

Под его регулирующее воздействие должны подпадать: ресурсы  компоненты окружающей среды; гражданские  правоотношения; вопросы взаимодействия государства и бизнеса; международные обязательства. Концептуальные подходы к структуре и содержанию разрабатываемого кодекса предполагается разработать и утвердить на официальном уровне в течение 2006 г.

Для России пока еще непривычно такое понятие, как экологическая индустрия или экологический бизнес. По данным международных агентств доходность сферы экологических товаров и услуг в мире составляет порядка 630 - 640 млрд. долл. Успешное решение экологических проблем влечет за собой повышение конкурентоспособности российских товаров на международных рынках.

Сегодняшний уровень  шума от работы российских самолетов  не соответствует международным  стандартам. Помимо прочих недостатков  российские автомобили слишком "грязные" для окружающей экологии. Это влечет за собой трудности их сбыта даже в развивающихся странах.

Культурная  функция - это деятельность по развитию образования, науки, учреждений культуры. Культурно-воспитательные задачи выполняются  широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Информация о работе Функции государства