Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть функции государства.
Задачи:
1. Дать понятие функций государства;
2. Рассмотреть суть и значение функций государства;
3. Дать классификацию функций государства;
4. Рассмотреть внутренние функции государства;

Оглавление

Введение
1. Понятие, признаки и функции государства
1.1 Понятие “функция государства
1.2 Признаки функций
1.3 Классификация функций
1.4 Профсоюзы и функции государства
2. Внутренние функции
2.1 Экономическая функция
2.2 Идеологическая функция
2.3 Социальная функция
2.4 Экологическая функция
2.5 Культурная функция
2.6 Функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан
3. Внешние функции
3.1 Функция обеспечение обороноспособности страны
3.2 Функция взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
3.3 Функция обеспечение мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества
Заключение

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Юридический факультет 

Кафедра истории и теории права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Понятие, классификация и содержание функций  государства 
 
 
 

Автор: 

Студентка 2 курса, гр. 831 М.А. Шишко 
 

Специализация «Правоведение» 

Руководитель 

Канд. юр. наук, доцент, 

профессор Э.А. Калинина 

Минск 2009 

ПЛАН 

Введение 

1. Понятие,  признаки и функции государства 

1.1 Понятие  “функция государства 

1.2 Признаки  функций 

1.3 Классификация  функций 

1.4 Профсоюзы  и функции государства 

2. Внутренние  функции 

2.1 Экономическая  функция 

2.2 Идеологическая  функция 

2.3 Социальная  функция 

2.4 Экологическая  функция 

2.5 Культурная  функция 

2.6 Функция  охраны конституционного строя,  прав и свобод граждан 

3. Внешние  функции 

3.1 Функция обеспечение обороноспособности страны 

3.2 Функция  взаимовыгодного сотрудничества  с другими государствами 

3.3 Функция  обеспечение мира и коллективной  безопасности стран мирового  сообщества 

Заключение 

Список  использованных источников 

Введение 

Сам вопрос о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе относятся к  числу основополагающих в государствоведении. Это объясняется множеством причин. На мой взгляд, самая главная причина  заключается в том, что государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Как форма организации общества, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. 

Вопрос  о функциях государства, на мой взгляд, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, и, наконец, уровень его организованности и эффективности. Важную роль в изучении государства, играет изучение функций государства, представляющих собой качественные важнейшие характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой формы организации политической власти, но и общества в целом. 

Учитывая  всё выше перечисленное, я считаю, что данная тема актуальна в наши дни и требует конкретного  рассмотрения, т.к. при изучении функций  государства можно понять суть государства, его роль и значение в жизни  общества. 

Цель  данной курсовой работы: рассмотреть  функции государства. 

Задачи: 

1. Дать  понятие функций государства; 

2. Рассмотреть  суть и значение функций государства; 

3. Дать  классификацию функций государства; 

4. Рассмотреть  внутренние функции государства; 

5. Изучить внешние функции государства; 

Методологической  основой работы послужили такой  метод как метод сравнительно-сопоставительный. 

Объектом  является государство в целом. 

Предметом является понятие функций государства. 

В настоящее  время, вопрос о функциях государства затрагивается в большинстве правовой литературы. При подготовки данной работы были использованы учебные пособия, авторами которых являются Венгеров А.Б., Морозова Л.А., Вишневский А.Ф., Нерсесянц В.С., Калинина Э.А.и Козик А.Л. и многие другие. 

В своей  работе я постарался раскрыть данную тему, базируясь на различной правовой литературе, переложив некоторые  аспекты этого вопроса на белорусскую  действительность. 

1. Понятие,  признаки и функции государства 
 

1.1 Понятие  «функция государства» 
 

Термин  «функции государства» применяются  для обозначения основных направлений  деятельности государства, в которых  проявляется его социальное назначение. 

Само  понятие «функция государства» имеет  много разных определений. «Функция может рассматриваться с точки зрения последствий, вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [15, с145]. На мой взгляд, под функциями понимаются особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющие главные направление содержание его деятельности по управлению обществом. Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач, а эти задачи не могут быть произвольными, и зависят от всех условий, в которых существует само общество. Задачи и функции государства -- явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. 

Каждая  функция имеет определенное содержание, что предполагает деятельность государства  в конкретной сфере общественной жизни. 

Некоторые авторы [11;20] считают, что государственные  функции можно охарактеризовать следующими чертами: 

1. имеют  комплексный, синтезирующий характер; 

2. в  функциях государства прослеживается, пряма связь с основными целями  и задачами государства; 

3. функции  государства не следует отождествлять  с функциями его отдельных  функций или же государственных  организаций; 

4. по  своему характеру, содержанию  и назначению функции государства  никогда не бывает социально  выхолощенными, нейтральными; 

5. и  многие другие. 

Таким образом, можно сделать вывод, что  функции используются для характеристики, описания деятельности государства, а  формирование функций государства  происходит в процессе его становления, укрепления и развития. 

1.2 Признаки функций 
 

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые  позволяют отнести различные  стороны деятельности государства  именно к функции. 

Выделяют  следующие признаки функций государства [12, с 96]: 

1. прочно  сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой; 

2. непосредственная  связь между сущностными, формальными  характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства; 

3. направление  деятельности государства на  решение крупных социально экономических,  политических и иных задач,  достижение крупных, общественно  значимых целей, которые встают  на каждом историческом этапе развития общества; 

4. деятельность  государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением  особых, в том числе властно  - принудительных методов. 

Некоторые учёные-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например, профессор М.Н. Марченко, перечисляя признаки функций государства, пишет: «Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своём немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей». Поэтому, я считаю, что вышеперечисленных признаков вполне достаточно для определения понятия «функция государства». 

Таким образом, все эти признаки дают характеристику государства, о наличии той или  иной соответствующей функции, которые  выполняют деятельность государства  в определенных формах. 

1.3 Классификация  функций 
 

В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, так как без этого метода сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно. 

Классификация функций государства имеет своей  непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже -- к отдельно взятым функциям. 

В юридической  теории и в практике существует множество  оснований классификации функций  государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий, как «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», так как они между собой мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях. 

Итак, попробуем  выделить классификацию функций: 

Ш объекты  и сферы государственной деятельности; 

Ш территориальный  масштаб; 

Ш способ государственного воздействия на общественные отношения; 

Ш взаимоотношения  государств; 

Ш содержание функций. 

По времени  действия функции делятся на: 

s постоянные (осуществляемые государством на  всех этапах его существования); 

s временные  (появление которых вызвано специфическими  условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения). 

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства  делятся на: 

s внутренние (представляющие его деятельность  внутри страны, определяющие его  роль в жизни данного общества); 

s внешние  (деятельность за ее пределами,  в которой проявляется роль  государства во взаимоотношениях  с другими государствами). 

«Внутренние и внешние функции любого государства  тесно связаны, поскольку внешняя  политика, определяющая линию поведения  с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства»[2, с 177]. 

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они  реализуются. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. 

В последние  годы предпринимаются попытки классификации  функций государства, которые базируются на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные, управленческие и судебные. 

Информация о работе Функции государства