Глава 1.
Понятие и классификация функций государства
1.1 Понятие функций государства
.
У каждого государства имеются
свои цели и задачи , которые
достигаются и решаются
посредством его функций .
В юридической литературе нет единства
мнений в отношении понятия «функции
государства». Подходы к пониманию термина
«функции государства у разных авторов
различны . Наиболее распространено понимание
функции государства как основного направления
деятельности государства. «Функции государства
– это основные направления деятельности
государства , а также цели , методы , формы
и средства осуществления этой деятельности»
. 1 Среди разнообразия подходов
к трактовке функций государства данная
трактовка является традиционной.
Именно в функциях проявляется сущность
конкретного государства , его природа
и социальное назначение. Функции характеризуют
государство в развитии. Они связаны с
объективными потребностями общества
и являются средством реализации задач
стоящих перед государством. В функциях
проявляется социально обусловленная
роль , которую призвано выполнять государство
на том или ином историческом этапе
своего развития. Возможно выделить следующие
наиболее существенные признаки функций
государства, то есть те формах и особыми
деятельности устойчивые характеристики
, которые позволяют отнести различные
стороны государства именно к функциям:
-функции государства возникают и развиваются
сообразно стоящим перед государством
задачам ;
-функция государства является одним из
основных направлений деятельности
государства ;
-в функциях государства проявляются присущие
ему особенности и закономерности
развития ;
-реализуя функции государство тем самым
решает стоящие перед ним задачи;
-реализуются функции в определённых
формах и особыми методами . Функции государства
имеют своё содержание , состоящее
из взаимосвязанных элементов : объект
( предмет) функции , цели функции , методы
, формы и средства осуществления функции
.
Объект (предмет) функции – это определённая
сфера общественных
отношений , которые охватываются определённым
направлением деятельности государства
и на которую направлено воздействие
государства. Это могут быть отношения
в сфере экономики ,культуры , образования
, охраны прав и свобод личности и другие
.
Целями функции государства являются
результаты , которые могут быть получены
в процессе осуществления функции
. Цели по срокам могут быть ближайшими
, промежуточными , конечными.
Методы осуществления
функций государства - это способы
и приемы , с помощью которых
государство реализует свои функции .
Реализуя свои функции государство использует
следующие методы : императивный , диспозитивный
, поощрительный и рекомендательный . Базируются
все они на двух основополагающих методах
- принуждении и убеждении .
Формы осуществления функций
представляют собой внешнее
выражение деятельности государства
в том или ином направлении
. Существуют три правовые формы
осуществления функций государства
: правотворческая ( законодательная )
, организационно-исполнительная ( управленческая
) , правоохранительная ( правообеспечительная
) . В правовых формах отражается связь
государства и права , обязанность государства
действовать при осуществлении своих
функций на основе права и в рамках
закона . Любое направление деятельности
государства облекается в законодательную
форму и принимаемые нормативные правовые
акты составляют правовую основу функций
государства . Организационно-исполнительная
форма осуществления функций состоит
в работе по исполнению нормативных правовых
актов в том или ином направлении деятельности
государства , что составляет постоянную
управленческую деятельность . Работа
по контролю за соблюдением и исполнением
нормативных правовых актов , регламентирующих
деятельность государства , порядок реализации
нормативных правовых актов , а также
применение принудительных мер при возникающих
правонарушениях составляют суть правоохранительной
формы осуществления функций государства.
К средствам осуществления функций
государства относятся материально-технические
средства ( орудия и предметы
труда , средства производства
, техника и т.д. ) , которые используются
при осуществлении функций .
Функции государства различны , они
возникают и изменяются в зависимости
от задач , которые стоят
перед государством и которые
оно решает на том лил ином
этапе своего развития . Функции
– это направления , пути решения задач.
Следовательно , задачи и функции являются
взаимосвязанными , но не тождественными
понятиями. В процессе развития государства
его задачи меняются в соответствии
с этим меняются и его функции .
Функции государства не следует
смешивать с функциями государственных
органов. В осуществлении функций
государства участвуют многочисленные
и различные по характеру и
структуре государственные органы
, которые для этих целей
наделяются соответствующими полномочиями
( компетенцией). Отдельный государственный
орган может принимать участие
в осуществлении нескольких функций
государства и , наоборот при реализации
конкретной функции государства участвуют
различные государственные органы. Так
при осуществлении любой внутренней или
внешней функции принимают участие
законодательные , исполнительные и правоохранительные
органы. Функции государства охватывают
его деятельность в целом , в них реализуется
социальная ценность и сущность государства
, их осуществлению подчинена работа
всех государственных органов. Поэтому
функции государственных органов подчинены
функциям государства , не могут им противоречить
и деятельность государственных органов
должна протекать в русле основных функций
государства .
1.2. Классификация функций
российского государства .
Российское государство выполняет
множество функций , содержание которых
весьма разнообразно , в связи с
этим функции государства классифицируют.
В юридической литературе выдвигается
множество критериев классификации
функций государства . Мы считаем , что
функции Российского государства можно
классифицировать по следующим основаниям
: по сфере деятельности государства
, по значимости (важности) для государства
, по времени (продолжительности) существования.
По
сфере деятельности государства
функции традиционно разделяются
на внутренние и внешние функции
. Внутренние функции – это функции
, которые нацелены на решение внутренних
задач государства. К внутренним функциям
Российского государства можно отнести
экономическую функцию, социальную функцию
, экологическую функцию , налоговую функцию
, функцию охраны правопорядка , прав и
свобод личности , собственности , функцию
организации и развития образования ,
науки и культуры, контрольно-надзорную
функцию, информационную функцию. Внешние
функции – это функции , которые государство
осуществляет для установления и поддержки
отношений с другими государствами
и характеризуют деятельность государства
на международной арене. К внешним функциям
Российского государства можно отнести
функцию мирного сотрудничества с государствами
мирового сообщества , функцию обороны
, функцию интеграции в мировую экономику
, функцию обеспечения мира и поддержки
мирового порядка.
Внутренние
и внешние функции тесно
связаны между собой и взаимно
дополняют друг друга .
По
значимости ( важности ) функции государства
подразделяются на основные
и неосновные . Основные функции – это
наиболее важнейшие направления деятельности
государства по осуществлению стратегических
задач и целей , стоящих перед государством
в определенный исторический период .
Государство , решая эти задачи , мобилизует
весь свой потенциал для выполнения соответствующих
функций . Неосновные функции , будучи
составными структурными частями основных
функций , представляют собой направления
деятельности государства по выполнению
его задач в более узкой сфере общественной
жизни.
По времени ( продолжительности
) существования функции государства
подразделяются на постоянные
и временные. Постоянные функции
- это те функции , которые осуществляются
государством на всем протяжении
своего существования. Временные функции
присущи государству только на том или
ином этапе своего развития, связаны с
реализацией каких-либо временных задач.
Глава 2. Внутренние и внешние
функции российского государства .
2.1. Внутренние функции
Российского государства.
2.1.1 Экономическая функция
Содержание экономической функции
современного российского государства
выражается в следующем :
-законодательное регулирование
экономических общественных отношений
, то есть принятие необходимых нормативных
правовых актов , основной из которых
является Гражданский кодекс Российской
Федерации;
-разработка стратегии
и тактики экономического
развития государства. Распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 17.11.2008 г.№1662-р утверждена « Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года», в которой поставлена стратегическая
цель развития России - достижение уровня
экономического и социального развития,
соответствующего статусу России как
ведущей мировой державы XXI века, занимающей
передовые позиции в глобальной экономической
конкуренции и надежно обеспечивающей
национальную безопасность и реализацию
конституционных прав граждан. Достижение
этой цели означает формирование качественно
нового образа будущей России ;
-обеспечение свободы
участников экономических отношений
и условий для развития всех форм собственности.
Данные положения закреплены в ст.8 Конституции
Российской Федерации : « 1.В Российской
Федерации гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, поддержка
конкуренции, свобода экономической деятельности.2.В
Российской Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности
»2;
-осуществление проектов
и программ ,требующих больших
капиталовложений и имеющих важное
значение для общества. Это дорожное
строительство, освоение космоса, атомная
промышленность и др.;
-управление государственным
сектором экономики. К государственному
сектору экономики относятся государственные
предприятия и предприятия с государственной
долей собственности. Данное управление
выражается в планировании деятельности
предприятий, в рациональном использовании
государственных материальных, трудовых
и денежных ресурсов, в внедрении новых
разработок ;
-ограничение монополизма
и поощрение конкуренции в
различных сферах экономики путём
принятия антимонопольного законодательства.
В статье 34 Конституции Российской Федерации
сказано «Не допускается экономическая
деятельность, направленная на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию»3;
-проведение инвестиционной
политики;
-поддержка стратегических
и социально-значимых производств.
За прошедшие годы уже обозначились
некоторые важные элементы рыночных отношений:
экономическая свобода, право собственности,
работающие рынки товаров и услуг. Вместе
с тем возникла необходимость поиска оптимальных
способов участия государства в экономических
процессах, налаживания эффективного
государственного регулирования, совместимого
с рыночными механизмами. В этом главная
особенность экономической функции современного
Российского государства по сравнению
с хозяйственно-организаторской функцией
Советского государства по всеобъемлющему
руководству экономикой.
Сегодня экономическая функция
охватывает такие направления государственной
деятельности, как структурная перестройка
российской экономики, при которой
будет производиться только продукция,
жизненно необходимая человеку, государству,
мировому рынку; преимущественная поддержка
стратегических, высоко-конкурентных
на мировом рынке и социально
значимых для России производств; демонополизация
производства; реальная поддержка производителей,
в том числе малого предпринимательства;
целенаправленная инвестиционная политика;
отстаивание интересов российских
компаний на внутреннем и мировом
рынке; продолжение приватизации; реформа
экономического механизма аграрного сектора
; постепенное снижение темпов инфляции
и торможение роста цен; приостановка
спада производства и т. д.
Экономическая функция российского
государства в настоящее время
имеет антикризисную направленность
и нацелена на создание социально-ориентированной
рыночной экономики, учитывающей и
согласующей интересы производителей
и потребителей.
2.1.2 Социальная функция
С экономической функцией тесно
связана социальная функция государства.
Она многообразна по содержанию
и масштабна по объёму государственной
деятельности. Главное её назначение –
создание и стабильное обеспечение достаточно
высокого жизненного уровня всего
населения государства, устранить или
смягчить возможную социальную напряженность
в обществе. Эта функция выражается в упорядочении
семейных, демографических и миграционных
отношений, в организации охраны здоровья
и образования людей, в улучшении условий
быта, труда и отдыха, в поддержке безработных
, инвалидов, больных, пенсионеров и других
лиц, нуждающихся в помощи государства.
Социальная направленность российского
государства закреплена во многих статьях
Конституции Российской Федерации , например
в статье 7 сказано «1.Российская Федерация
– социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека.2.В Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты
труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты»4.