Формы и методы реализации современной региональной политики в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:37, реферат

Краткое описание

Цель моей работы изучение форм и методов реализации современной региональной политики РФ.
Для достижения поставленной цели, я в своей работе разберу:
методы государственного регулирования регионального развития,
формы государственной поддержки регионов и их характеристика,
основные направления деятельности региональной политики России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Методы государственного регулирования регионального развития……….5
2. Формы государственной поддержки регионов и их характеристика….........8
3. Основные направления деятельности региональной политики……………10
4. Стратегия развития Сибири и Дальнего Востока…………………………...13
Заключение………………………………………………………………….……17
Список использованной литературы…………………………...........................20

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.63 Кб (Скачать)

     Обострение  проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной  неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания  экологического равновесия, совершенствования  территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения  и т.д. В этих условиях оправдано  использование новых эффективных  методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет  квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в  увязке с единой региональной политикой  государства.

       В современных условиях региональное развитие, прежде всего, должно ориентироваться  на усиление интеграционных процессов  в стране, на создание условий взаимовыгодного  для субъектов Федерации обмена товарами и услугами, на определение  и активизацию полюсов роста  федерального и регионального значения, на поддержание и расширение единых систем транспорта, коммуникаций, информационных сетей, банковского обслуживания.

     Не  отрицая актуальность и важность разрешения назревших противоречий, региональная политика должна ориентироваться на фундаментальные ценности историко-культурного характера, при этом должна охватывать длительный период, чередуя этапы по мере их выполнения. Поэтому государственная политика регионального развития должна включать как тактические задачи, так и стратегические цели. Первые - направлены на разрешение острых социальных и экологических проблем, на оказание помощи депрессивным районам и новым приграничным территориям. На этом этапе должны быть созданы условия для разработки и внедрения эффективного механизма регионального взаимодействия. Вторые - должны способствовать достижению общенациональных интересов.

     Основными источниками функционирования региональных экономических и социальных программ должны стать собственные средства предприятий и организаций, банковские кредиты, средства бюджетов республик, краев и областей. Кроме того, необходимо создать благоприятные  условия для привлечения частных  отечественных и иностранных  инвесторов.

     Сокращение  государственного инвестирования в  производство и социальную сферу  может быть в определенной мере компенсировано за счет значительного расширения круга  институциональных инвесторов –  это фонды поддержки производства, предпринимательства, пенсионные, страховые  фонды, действующие по принципу трастовых (доверительных) фондов.

     Особое  место в современной региональной политике занимает политика в отношении  так называемых проблемных регионов. В целом субъекты - ''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' - среднеразвитыми; ''реципиенты'' - слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически потворствует неравноправию  субъектов Федерации.

     Проблемные  регионы должны стать объектами  государственного регулирования, при  этом должен быть определен и официально закреплен их статус и отработан  механизм разрешения региональных проблем  различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений. Все  регионы в стране делятся на три  типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов.

     Региональная  политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории и с учетом местных условий.

     Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Только при этих подходах может быть создана реальная основа для становления ясной и непротиворечивой государственно-местной региональной политики, признающей как общую идеологию  согласия, так и наличие специфических  интересов у государства и  регионов.

     Необходимо, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные ныне возможности государственной помощи.

     Однако, в настоящее же время зачастую, под региональной политикой понимают совокупность мер, направленных на решение  сиюминутных задач, стоящих перед  тем или иным регионом. Каждый субъект  РФ при таком подходе стремится  выдвинуть собственные приоритеты и получить соответствующие финансовые и материальные ресурсы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стратегия развития Сибири и  Дальнего Востока

       Сибирь  и Дальний Восток являются одним  из самых приоритетных регионов в  индустриальном развитии страны. Там сосредоточены             огромные природные богатства, производственные, технологические и научные ресурсы.

     Районы  Сибири и Дальнего Востока обладают очень низким               уронем освоения и слабой транспортной доступностью. В области, где сосредоточено практически 100 процентов всех российских алмазов,            запасы угля и нефти.

       Существенно затрудняют освоение и развитие мощностей такие факторы как:

  • суровые природно-климатические условия, влияющие на эффективность экономики в целом;
  • диспропорции в развитии региона и низкая плотность населения; преобладание сырьевой промышленности;
  • слабое развитие инфраструктуры, в том числе социальной;
  • неустойчивый демографический потенциал, выраженный в оттоке населения и отрицательной рождаемости;
  • утрата преимущества в уровне денежных доходов; деградация сельского населения.

       В связи с этим подход к индустриальному  развитию Сибири и Дальнего Востока  предполагает пристальное внимание и титанические усилия государства  по стимулированию бизнеса, предотвращению оттока, привлечению квалифицированных  специалистов.

       Байкальский экономический форум (БЭФ) во многом рассчитан на продвижение идей развития Сибири и Дальнего Востока. Иными  словами, данный форум является переговорной площадкой представителей федеральной, региональной власти и бизнеса для  координации программ и совместных действий. Главой государственной комиссии по Дальнему Востоку и Сибири, назначен Игорь Шувалов.

    Стратегия социально-экономического развития Сибири.

       Ключевыми элементами новой версии Стратегии, которая должна обеспечить ускоренный экономический рост региона, являются:

  • стратегические инвестиционные проекты развития важнейших народнохозяйственных комплексов;
  • партнерство (диалог) бизнеса и власти;
  • новые рабочие места как элемент социальной стабильности.

       Стратегической  целью развития Сибири является обеспечение  устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного           типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.

       Сибирские проекты — это основа для поддержания  и ускорения экономического роста  в Российской Федерации, Сибирском  федеральном округе. Реализация каждого  из них, по предварительным оценкам, должна обеспечить не менее 0,1—0,3% прироста ВВП РФ и порядка 1% прироста валового регионального продукта (ВРП) в Сибирском  федеральном округе.

       Экспертным  способом было отобрано более трех десятков проектов, включаемых в новую  версию Стратегии социально-экономического развития Сибири. Большинство из них — экспортно-ориентированные. Степень их эффективности и конкурентоспособности определяет мировой рынок (конъюнктура цен, политика и т. п.). В конечном счете в результате их реализации существенно повысится значимость восточного вектора       экспорта России.

       Предполагаемой реализации новых  крупных проектов на территории Сибири и Республики Саха (Якутия), рассчитанных на 10 лет. 

       Научные центры сибирских отделений академий наук, технопарки и технико-внедренческие  зоны Кемеровской, Новосибирской, Томской  областей - это элементы инфраструктуры, задача которых обеспечить в полном объеме научное обоснование, сопровождение  и обслуживание инновационных процессов  в реальном секторе экономики  регионов Сибири.

       Среди них по стоимости наибольший удельный вес в совокупности занимают проекты  развития топливно - энергетического комплекса и транспортный, наименее капиталоемкие проекты — инновационные центры.

       Модернизация  и перевод экономики на инновационные  рельсы невозможны без высоких технологий, внедрения передовых разработок в производство, социальную сферу. Стратегия  предусматривает формирование высокотехнологичного сектора через образование инновационно-технологических  кластеров. Это территориальная  структура, в которой созданы  условия для комплексного и эффективного использования ресурсного, промышленного  и научного потенциала.

       Наиболее  слабое финансовое покрытие (со стороны  бизнеса) имеют проекты создания инновационных и туристических  центров. Остальные проекты, так  или иначе, совпадают с основным профилем производственной деятельности компаний. Хотя нельзя не отметить, что  крупный бизнес готов и к диверсификации вложений.

    Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока        и Байкальского региона.

       Главными  проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока, являются его экономическая и  инфраструктурная изоляция от остальной  части России и наиболее развитых российских рынков.  Низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, специфичность условий ведения сельского хозяйства, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока.

       К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая  составляющая транспортных затрат при  перевозке грузов и пассажиров между  дальневосточными регионами и остальной  частью России, экстремальные природно-климатические  условия. Наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность  и неэффективность структуры  энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо  или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления  любых видов деятельности на Дальнем  Востоке,  причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

       В этой связи в составе основных мероприятий, реализация которых повысит  конкурентоспособность любых видов  деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий выживания на Дальнем Востоке и Байкальском регионе.          

       Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона  предусматривает следующие:

  • инвестиционные программы в сфере энергетики Дальнего Востока, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение "узких мест" в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат и потерь на производство электро- и теплоэнергии;
  • инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение транспортной доступности, пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, повышение качества транспортно-логистических услуг и интеграцию в международные транспортно-логистические системы.

Заключение

     Государственная региональная политика - это взаимоотношения  Федерального центра и субъектов  Российской Федерации. Она                        имеет аспекты: политический, экономический и социальный. Таким                      образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ.

Информация о работе Формы и методы реализации современной региональной политики в Российской Федерации