Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Государство: понятие и признаки 5
1.2 Форма государственного устройства 8
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ 14
2.1. Особенности федерации как формы государственного устройства 14
ГЛАВА III. РОССИЯ КАК ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

         В строго научном смысле федерацией (федеративное от познелат. -  объединение, союз) называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральная конституция устанавливает, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность», и в чем они ее утратят3.

       Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации и прежде всего его национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.

       Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов (США – 50 штатов), кантонов (Швейцария – 23), земель (ФРГ – 16) и т.д.
  2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и  судебная власть принадлежит федеративным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
  3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Так, в Федеративной Республике Германия, земли имеют свои законодательные органы: однопалатные ландтаги (в Баварии – двухпалатный), правительство во главе с премьер-министром и земельные суды.
  4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  5. Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. (Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция  первой в мире федерации – США, возникли разногласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты – Палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен двумя сенаторами.

       По  такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное  Собрание (парламент) РФ состоит также  из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект федерации в Совете Федерации имеет по два представителя).

  1. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерации осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

       Федерации строятся по территориальному и национальному  признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

       Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время, как образованные на национально-территориальной основе  или распались (СССР, Чехословакия, Югославия) или, испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Россия).

       Территориальная федерация характеризуется тем, что:

  1. Государственные образования, составляющие территорию федерации, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союзу можно издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. В США в исключительной компетенции союза находятся вопросы регулирования между штатной и внешней торговли, чеканки монеты, установление стандартов и весов, объявление войны, набор и содержание армии, созыв милиции. Все остальные вопросы относятся к компетенции штатов. В частности, проведение выборов, регулирование внутриштатной торговли, формирование  органов местного самоуправления, поддержание здравоохранения, общественного порядка и публичной морали, изменение конституции штатов, их органов власти и управления и др. Конституция ФРГ устанавливает, что исключительная компетенция принадлежит федерации, земли же обладают правом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально управомочены на это федеральным законом. Конституция дает исчерпывающий перечень исключительной законодательной компетенции федерации. Это внешнее сношение, оборона и защита гражданского населения, свобода передвижения, валюта, гражданство федерации, денежное обращение, чеканка монеты, железные дороги и воздушное сообщение, почта, телеграф, телефон и др. Здесь же определяется, в каких областях может осуществляться законодательная деятельность земель. Если же земля не выполняет возложенные на нее федерацией обязанности, то последняя может принять меры к тому, чтобы принудить землю к их выполнению.
  2. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральные власти имеют право применения принудительных мер  к субъекту федерации (Индия). В ФРГ ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит федерации, однако земли с согласия федеральных властей иногда могут заключать международные договоры.
  3. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. Это положение вытекает из смысла конституций США, ФРГ, Бразилии и других стран.
  4. Управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства. Субъектами федераций в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

       А теперь перейдем к национальным федерациям, характеризующимся более сложным  государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию.

       Национальная  федерация, независимо от ее разновидностей, характеризуется следующими основными признаками:

  1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национальные государственные образования, коорые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией.
  2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Оно служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.
  3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета. Они имеют свои высшие представительные органы государственной власти (парламент), самостоятельную исполнительную власть (в лице президента, кабинета или совета министров), независимую национальную судебную систему. Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.
  4. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Федеративное государство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав. Депутаты, работающие в парламентах национальной федерации, представляют все нации и народности страны. На таких же причинах формируются и функционируют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности развития каждого национального государства, обеспечивать их экономическую самостоятельность, независимость в международных отношениях. Центральная власть, таким образом, призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их.
  5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, то есть право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности. Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступить с другими нациями в федеральные государственные отношения, или перейти из состава одного многонационального состава в другое, сохраняя свой суверенитет.

       Основное  различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в  территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к  высшим государственным органам членов федерации. Национальные государства ограничиваются суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ

    2.1. Особенности федерации как формы государственного устройства

 

       По  данным ООН в современном мире 201 государство, десятую часть из этих государств составляют (более  двадцати) федерации, в которых проживает около трети населения Земли. Они расположены на различных континентах - в Европе (Австрия, Бельгия, Германия и др.), в Азии (Индия, Малайзия и т.д.), в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), в Африке (Нигерия, Эфиопия и т.д.), в Океании (Австралия, Соединенные Штаты Микронезии и др.). Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие (Новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на разном уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая исламская Федеративная Республика Коморских островов) и т.д.

       В отличие от унитарной формы государственного устройства федерация сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства.

       Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образовании, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью4. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

       1.В  отличие от унитарного государства  территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен Федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица страны - Вашингтон. Территория Бразилии состоит из штатов. Федерального округа и двух особых территорий. В Индии наряду с 25 штатами имеются 7 союзных территорий5.

       Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном  смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла и др.), но и в тех случаях, когда подобных норм в конституции нет, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

       Субъекты  федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. Однако вопреки широко распространенному мнению вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Гражданская война в США, сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии. Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.

       2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью.

       Наделение субъектов федерации учредительной  властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Так, ст. 28. 1 Основного закона ФРГ гласит: «Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего основного закона».

Информация о работе Федеративное государство: основные общетеоретические вопросы»