Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Введение…………………………………………………………………..4
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Развитие федеративного устройства России…………………5
Федеративное устройство современной России……………..7
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов………..10
2.2 Субъекты РФ. Их равноправие………………………………..13
2.3 Государственная целостность………………………………....17
2.4 Единство системы государственной власти……………….....19
2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов……………………………..22
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
3.1 Проблемы целостности РФ…………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1
Верховенство Конституции и
2.2 Субъекты РФ. Их равноправие………………………………..13
2.3
Государственная целостность………
2.4
Единство системы
2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов……………………………..22
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
3.1
Проблемы целостности РФ…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………….39
Введение
Тема моей курсовой работы: «Россия как федеративное государство. Состав субъектов, суверенитет, территория, предметы ведения РФ ».
Данная
тема является актуальной, т.к. территориальная
организация государства —
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России.
ГЛАВА
I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Возникшая
в результате победы Октябрьской
революции Российская Советская
Республика являлась унитарным государством.
Она была провозглашена в границах
дореволюционной, царской России. Однако
многонациональность России и провозглашение
советской властью права наций
на самоопределение активизировали
тенденцию к распаду России, возникшую
еще до Октября, когда усилилось
национально-освободительное
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей2.
Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.
В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.
Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).
Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 - 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.
Вступление РСФСР в состав Союза СССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.
Важным
этапом в государственном
В
годы Великой Отечественной войны
сталинский тоталитарный режим предпринял
ряд репрессивных мер по отношению
к целым народам, населяющим Российскую
Федерацию, некоторые из которых
были обвинены в сотрудничестве с
немецко-фашистскими
Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
Новая
Конституция Российской Федерации,
принятая 12 декабря 1993 г., закрепила
федеративное устройство России в составе
89 субъектов, которыми были признаны республики
в составе Российской Федерации, края,
области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа
и которые, как установлено в ст. 5 Конституции,
между собой равноправны во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти.
При
выборе оптимальной формы
Сегодня
Российская Федерация является федеративным
государством, которое идет по пути
централизации, что выражается в
создании федеральных округов, изменении
способа формирования Совета Федерации,
приведении регионального законодательства
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и т. д. Кроме того, до
сих пор отсутствует
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако, только республики
вправе
вводить собственный
Наблюдая
процесс поступательного
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем, или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1.
В условиях перехода от старой
формы государственного
2.
Сохранена тенденция
3.
В настоящее время, в
4.
В Конституции Российской
5.
Тенденции четкой и ясной
6.
Выверены подходы к
7.
Наличие разнообразных форм
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1
Верховенство Конституции и
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Верховенство
федеральной Конституции и