Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Введение…………………………………………………………………..4
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Развитие федеративного устройства России…………………5
Федеративное устройство современной России……………..7
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов………..10
2.2 Субъекты РФ. Их равноправие………………………………..13
2.3 Государственная целостность………………………………....17
2.4 Единство системы государственной власти……………….....19
2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов……………………………..22
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
3.1 Проблемы целостности РФ…………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д)
природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и)
установление общих принципов
к)
административное, административно-
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н)
установление общих принципов организации
системы органов
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 К. РФ).
Эта
статья важна для определения
предметов ведения, принадлежащих
исключительно субъектам
«Исключительность»
предметов ведения Российской Федерации,
согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается
прежде всего в том, что по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ).
Федеральные
законы не могут противоречить
Вне
пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Законы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации
не могут противоречить
Из
данного положения вытекают два
практических последствия: любой акт
субъекта Федерации, в том числе
и закон республики в составе
Российской Федерации, противоречащий
федеральному закону, изданному по
предметам исключительного
Из данной формулы вытекает также то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 К. РФ).
Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной власти».
Разумеется,
и по этим вопросам возможны споры
о компетенции в
Во всех частях ст. 76 К. РФ речь идет о порядке разрешения противоречий между федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Это, однако, не означает, что законам могут противоречить ненормативные акты, в частности акты о назначении либо смещении должностных лиц, изданные с нарушением федерального закона, имеющего приоритет по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.
Индивидуальные правовые акты должны соответствовать нормативным, а если федеральный закон имеет приоритет перед тем или иным нормативным актом, то ему должен соответствовать и ненормативный акт. В случае его расхождения с законом действует закон15.
Совершенно
очевидно, что конституционное
31.03.1992
был подписан Федеративный
ФЗ
от 24.06.1999 «О принципах и порядке
разграничения предметов
Вопрос
о разграничении предметов
Итак,
в действительности, несмотря на данный
принцип федеративного
ГЛАВА
III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Проблемы,
связанные с сохранением
Россия
как федеративное государство имеет
ряд признаков, составляющих ее конституционно
– правовой статус. И к ним
относится суверенитет, территория,
Конституция, федеративное законодательство,
федеральное гражданство, система
органов государственной
Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет.
Однако нормы ряда Конституций республик в составе Российской Федерации провозглашают суверенитет этих республик. Субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своего предмета ведения. И термин суверенитет означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях, и субъекты Российской Федерации должны принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это означало бы потерю суверенитета Российской Федерации и превращение ее в конфедеративный союз.
С
вопросом о суверенитете связан вопрос
о территории, то есть о пространственном
пределе распространения
В
Конституции Российской Федерации
отсутствует право субъектов
на выход. И если бы это право признавалось,
то это бы означало признание и
поощрение нарушений
Следующий
конституционно-правовой признак Российского
государства как суверенного
государства – это наличие
Конституции, на основе которой она
осуществляет законодательную деятельность.
Поскольку Россия - федеративное государство,
конституции республик в ее составе,
правовые акты ее субъектов, а также
акты самой Федерации ни в коем
случае не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, которая имеет
высшую силу и применяется на всей
ее территории. Цель такого регулирования
заключается прежде всего в облегчении
функционирования Российской Федерации
как целостного единого государства,
которое осуществляет интересы всех
ее субъектов. Конституция Российской
Федерации как федеральный