Россия как федеративное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..4
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Развитие федеративного устройства России…………………5
Федеративное устройство современной России……………..7
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов………..10
2.2 Субъекты РФ. Их равноправие………………………………..13
2.3 Государственная целостность………………………………....17
2.4 Единство системы государственной власти……………….....19
2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов……………………………..22
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
3.1 Проблемы целостности РФ…………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 59.70 Кб (Скачать)

     в) вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

     г) разграничение государственной  собственности;

     д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности; особо охраняемые природные  территории; охрана памятников истории  и культуры;

     е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

     ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства  и детства; социальная защита, включая  социальное обеспечение;

     з) осуществление мер по борьбе с  катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

     и) установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации;

     к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

     л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

     м) защита исконной среды обитания и  традиционного образа жизни малочисленных  этнических общностей;

     н) установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления;

     о) координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

     «Вне  пределов ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной  власти» (ст. 73 К. РФ).

     Эта статья важна для определения  предметов ведения, принадлежащих  исключительно субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам14.

     «Исключительность»  предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается прежде всего в том, что по предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации.

     Поэтому органы государственной  власти субъектов  Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях  и пределах, установленных Федерацией.

     По  предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ).

     Федеральные законы не могут противоречить федеральным  конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ).

     Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ).

     Законы  и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии с  частями первой и второй настоящей  статьи. В случае противоречия между  федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).

     Из  данного положения вытекают два  практических последствия: любой акт  субъекта Федерации, в том числе  и закон республики в составе  Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения  Российской Федерации и ее совместного  ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как  согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон; приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов - Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.

     Из  данной формулы вытекает также то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его  указы и распоряжения не должны противоречить  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

     В случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует  нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 К. РФ).

     Такого  ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних  российских конституций. Признание  приоритета актов субъектов Федерации  по вопросам их собственного регулирования  полностью соответствует ст. 73 Конституции  и юридически гарантирует положение  о том, что субъекты Федерации  вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной  власти».

     Разумеется, и по этим вопросам возможны споры  о компетенции в Конституционном  Суде Российской Федерации, однако такие  споры могут разрешаться только с сохранением приоритета действия нормативного акта субъекта Федерации  вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, указанных  в ч. 4 ст. 76 Конституции.

     Во  всех частях ст. 76 К. РФ речь идет о порядке  разрешения противоречий между федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами. Это, однако, не означает, что  законам могут противоречить  ненормативные акты, в частности  акты о назначении либо смещении должностных  лиц, изданные с нарушением федерального закона, имеющего приоритет по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.

     Индивидуальные  правовые акты должны соответствовать  нормативным, а если федеральный  закон имеет приоритет перед  тем или иным нормативным актом, то ему должен соответствовать и ненормативный акт. В случае его расхождения с законом действует закон15.

     Совершенно  очевидно, что конституционное разграничение  предметов ведения не имеет под  собой серьезной научной проработки». Наиболее важные направления общественной деятельности бесспорно отнесены к  ведению Федерации. Статьей 72 Конституции  РФ также определены и предметы совместного  ведения. Предметы же ведения субъектов  Федерации оказались неопределенными: трудно назвать какие-нибудь более  или менее значимые предметы исключительного  ведения субъектов Российской Федерации, поскольку им практически ничего не осталось. В этом видится одна из причин несоответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.

     31.03.1992 был подписан Федеративный договор  по разграничению предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Федерации. 

     ФЗ  от 24.06.1999 «О принципах и порядке  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации» устанавливает  порядок принятия федеральных законов  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, а также основные принципы и порядок разграничения  предметов ведения и полномочий при заключении договоров между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  о разграничении предметов ведения  и полномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

     Вопрос  о разграничении предметов ведения  между федерацией и ее субъектами – это вопрос Конституции».

     Итак, в действительности, несмотря на данный принцип федеративного устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, не вступая в открытую конфронтацию с федеральной властью, идут на установление такой системы  государственного управления, в рамках которой принимаются нормативные  акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 

    1. Проблемы  целостности РФ
 

   Проблемы, связанные с сохранением целостности  федерации являются на сегодняшний  день насущными практически для  всех государств, имеющих федеративную структуру. Эти проблемы не обошли стороной и Российскую Федерацию.

   Россия  как федеративное государство имеет  ряд признаков, составляющих ее конституционно – правовой статус. И к ним  относится суверенитет, территория, Конституция, федеративное законодательство, федеральное гражданство, система  органов государственной власти, федеральная собственность, единые вооруженные силы, государственный  язык и государственные символы. Рассмотрим лишь некоторые из них.

   Согласно  Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его  субъектах решен одинаково: федерация  суверенна, а его субъекты - нет.

   Однако  нормы ряда Конституций республик  в составе Российской Федерации  провозглашают суверенитет этих республик. Субъекты Российской Федерации  обладают самостоятельностью только при  решении вопросов своего предмета ведения. И термин суверенитет означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях, и субъекты Российской Федерации  должны принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали  суверенными государствами, то это  означало бы потерю суверенитета Российской Федерации и превращение ее в  конфедеративный союз.

   С вопросом о суверенитете связан вопрос о территории, то есть о пространственном пределе распространения суверенитета. В ст.4 Конституции Российской Федерации  сказано: «Суверенитет России распространяется на всю ее территорию». Вообще, сам  факт Конституционного закрепления  территории государства - это уже  существенная гарантия его территориальной  целостности, так как для изменения  территории понадобится и изменение  самой Конституции.

   В Конституции Российской Федерации  отсутствует право субъектов  на выход. И если бы это право признавалось, то это бы означало признание и  поощрение нарушений государственной  целостности государством. Но, несмотря на это, две республики в составе  Российской Федерации прямо закрепляют право выхода из состава Российской Федерации. Это Чечня и Тыва. Это  противоречит Конституции Российской Федерации, ее федеративной природе, и  в случае реализации приведет к разрушению территориальной целостности России.

   Следующий конституционно-правовой признак Российского  государства как суверенного  государства – это наличие  Конституции, на основе которой она  осуществляет законодательную деятельность. Поскольку Россия - федеративное государство, конституции республик в ее составе, правовые акты ее субъектов, а также  акты самой Федерации ни в коем случае не должны противоречить Конституции  Российской Федерации, которая имеет  высшую силу и применяется на всей ее территории. Цель такого регулирования  заключается прежде всего в облегчении функционирования Российской Федерации  как целостного единого государства, которое осуществляет интересы всех ее субъектов. Конституция Российской Федерации как федеральный закон  имеет верховенство на всей территории России. Но некоторые конституции  республик Российской Федерации  и в этом вопросе противоречат Федеральной Конституции, признавая  верховенство не федерального, а республиканского закона: если бы это действительно  было бы реализовано, то это означало, что федерации нет, а есть несколько суверенных государств. Все-таки следует учитывать, что речь идет о государствах в составе Федерации и провозглашение верховенства конституций республик и законов республик не может быть совмещено с верховенством Конституции Российской Федерации и ее законов.

Информация о работе Россия как федеративное государство