Россия как федеративное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..4
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Развитие федеративного устройства России…………………5
Федеративное устройство современной России……………..7
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов………..10
2.2 Субъекты РФ. Их равноправие………………………………..13
2.3 Государственная целостность………………………………....17
2.4 Единство системы государственной власти……………….....19
2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов……………………………..22
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
3.1 Проблемы целостности РФ…………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 59.70 Кб (Скачать)

     Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение  – одной из важнейших его функций.

     Безопасность  Российской Федерации, включающая обеспечение  целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в  данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

     О важности территориальной целостности  Российского государства говорит  сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции. 

     2.4 Единство системы государственной  власти 

     Закрепляя принцип разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы  государственной власти10.

     «Федеративное устройство Российской Федерации основано на … единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

     Указание  на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация  берет на себя обязательство руководствоваться  основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие  и за ними закрепленные предметы ведения  и полномочия.

     Единство  системы государственной власти – одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает  в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.

     Единство  системы государственной власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

     В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции  РФ).

       «Федеральная государственная власть  распространяется на всю территорию  Российской Федерации и осуществляется  Президентом РФ, Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ  и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной  власти в рамках Конституции  и законов Российской Федерации  обеспечивают единство системы  государственной власти в Российской  Федерации»,– утверждает Барциц  И. Н.11.

     Следует также сказать, что государственная  власть субъектов Российской Федерации  является неотъемлемой составной частью единой системы государственной  власти в Российской Федерации и  распространяется на территорию субъектов  Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации несут ответственность  за соблюдение Конституции и законов  Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

     Единство  государственной власти в системе  представительных и законодательных  органов государственной власти обеспечивается:

  • правом участия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
  • правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации;
  • правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
  • правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

     Единство  государственной власти в системе  исполнительных органов государственной  власти обеспечивается:

  • подчинением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации;
  • подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

     Местные органы государственной власти несут  конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации12. 

    2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами       государственной власти РФ и её субъектов  

     Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что  «разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий».

     Характерная черта всякой федерации – разграничение  предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

     «В  большинстве стран, – отмечает Козак  Д. Н., – разграничение предметов  ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется федеральной  конституцией»13. В некоторых странах, однако, конституция допускает по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в текущем законодательстве. Так, Основной Закон ФРГ (ст. 71) предусматривает возможность «перераспределения предметов ведения, принадлежащих исключительно федерации, путем издания обычного федерального закона». Конституция США (разд. 8 ст. 1), наоборот, создает юридическую возможность путем издания обычного закона Конгрессом США расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении Федерации.

     Конституция Российской Федерации указывает  на три способа разграничения предметов ведения и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).

     Основной  закон России определяет предметы ведения  Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также  полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

     Конституционные требования организации публичной  власти в России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  предметы исключительного ведения  Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение  субъектов Российской Федерации  или в сферу их совместного  с Российской Федерацией ведения  иначе, чем через внесение изменений  в Конституцию Российской Федерации.

     Следовательно, по предметам ведения Российской Федерации к полномочиям федеральных  органов государственной власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных  полномочий. 

     Согласно  ст. 71 Конституции РФ, «в ведении  Российской Федерации находятся:

     а) принятие и изменение Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов, контроль за их соблюдением;

     б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

     в) регулирование и защита прав и  свобод человека и гражданина; гражданство  в Российской Федерации; регулирование  и защита прав национальных меньшинств;

     г) установление системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации  и 

     деятельности; формирование федеральных органов  государственной власти;

     д) федеральная государственная собственность  и управление ею;

     е) установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития Российской Федерации;

     ж) установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки;

     з) федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные фонды  регионального развития;

     и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

     к) внешняя политика и международные  отношения Российской Федерации, международные  договоры Российской Федерации; вопросы  войны и мира;

     л) внешнеэкономические отношения  Российской Федерации;

     м) оборона и безопасность; оборонное  производство; определение порядка  продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

     н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

     о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

     п) федеральное коллизионное право;

     р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и  исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский  учет;

     с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

     т) федеральная государственная служба.

     Согласно  ст. 72 Конституции РФ, «в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  находятся:

     а) обеспечение соответствия конституций  и законов республик, уставов, законов  и иных нормативных правовых актов  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

     б) защита прав и свобод человека и  гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

Информация о работе Россия как федеративное государство