Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Введение…………………………………………………………………..4
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Развитие федеративного устройства России…………………5
Федеративное устройство современной России……………..7
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов………..10
2.2 Субъекты РФ. Их равноправие………………………………..13
2.3 Государственная целостность………………………………....17
2.4 Единство системы государственной власти……………….....19
2.5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов……………………………..22
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
3.1 Проблемы целостности РФ…………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………
Верховенство
федеральных законов
В
ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Ч.
5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает
гарантии и пределы действия и
применения федеральных законов, а
также законов и иных актов
субъектов Федерации, изданных по предметам
ведения Российской Федерации, а
также по предметам совместного
ведения Федерации и ее субъектов.
В данной статье указано, что «законы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации
не могут противоречить
Из данного положения вытекают два практических последствия.
Во-первых,
любой акт субъекта Федерации, в
том числе и закон республики
в составе Российской Федерации,
противоречащий федеральному закону,
изданному по предметам исключительного
ведения Российской Федерации и
ее совместного ведения с
Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов – Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.
Из данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной власти».
Разумеется,
и по этим вопросам возможны споры
о компетенции в
Следует
также добавить, что индивидуальные
правовые акты должны соответствовать
нормативным, а если федеральный
закон имеет приоритет перед
тем или иным нормативным актом,
то ему должен соответствовать и
ненормативный акт. В случае его
расхождения с законом
Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных законов, «данный основополагающий государственный принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).
Некоторые
субъекты установили в одностороннем
порядке приоритет
2.2
Субъекты РФ. Их равноправие
Конституция
Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет,
что «Российская Федерация
Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).
Объем
принадлежащих исключительно
Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».
Равноправие
субъектов Российской Федерации
состоит также в равном представительстве
всех субъектов в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации:
«В Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов
В
то же время между субъектами Федерации
имеются определенные различия в
государственной организации
Провозглашение
национальных языков государственными
в республиках идет весьма интенсивно.
В ряде республик государственными
провозглашены несколько
Каждая
республика самостоятельно утверждает
Государственный герб, Государственный
флаг и Государственный гимн –
официальные символы
Здесь
следует отметить, что важным компонентом
конституционно-правового
Конституционный
статус субъектов Российской Федерации
не ведет к национальному
В
настоящее же время идет усиленный
процесс подрыва суверенных прав
Российской Федерации путем одностороннего
их присвоения субъектами Федерации, посредством
закрепления права объявления военного
положения (Республика Тыва), принятия
республиканских законов о
Поскольку
в Российской Федерации нет
2.3
Государственная целостность
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».
Российская
Федерация состоит из государств,
государственно-
Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое.
Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8
Конституции РФ; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.