Россия – Федеративное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:02, реферат

Краткое описание

Федеративное государство – это единое сложное государство состоящее из государств членов, т.е.это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. Правовой формой закреплений государственных связей явл-ся либо договор, либо Конституция, законодательно закрепившая предметы ведения двух уровней.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_2_semestr.docx

— 25.46 Кб (Скачать)

конституционное право 2 семестр. 6 тема

1 тема: Россия – Федеративное  государство. 

Вопросы:1. понятие и формы  гос. устройства. Отличие федерации от конфедерации.

Федеративное государство – это единое сложное государство состоящее из государств членов, т.е.это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. Правовой формой закреплений государственных связей явл-ся либо договор, либо  Конституция, законодательно закрепившая предметы ведения двух уровней. У федерации есть единая территория, образованная в результате объединения территорий и ее субъектов. В федерации имеется единое гражданство и может одновременно сохраняться гражданство ее отдельных субъектов. Существует общий для всего государства высшие законодательные органы государственной власти, единые органы исполнительной власти. Субъекты федерации в праве иметь свои законодательные и исполнительные органы государственной власти.  Создаются единые Вооруженные Силы (ВС),устанавливается единая денежная системы и системы федеральных налогов. РФ – это единое государство. Выход из состава РФ запрещен. Государство сложное. Предметы ведения и полномочий(71,72).

Виды федераций:

  1. По организационному способу образования -  конституционный(1993) и договорной(1992) способы ( у нас конституционной-договорной)
  2. По способу выделения частей федерации – федерации образованные по территориальному, национальному, нац-территор., и языковому признакам.
  3. По особенностям разграничений полномочий между центральной государственной властью и властью субъекта федерации выделяют централизованные и децентрализованные федеративные государства.
  4. По способу закрепления статуса субъекта федерации выделяют Симметричные федерации(в которых субъекты обладают равным правовым статусом) и ассиметричные(в которых статус субъектов различен)
  5. По наличию права выхода из состава федерации (у нас запрещен)

Конфедерация – это  постоянный, а чаще временный союз суверенных государств, созданный для достижении каких-либо общих целей политического, военного или таможенного характера без образования нового государства. В Конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для решения общих задач в пределах делегированных полномочий. Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется за входящими в союз государствами.  Конфедерация не явл-ся субъектом международного права, поскольку конфедерация лишена суверенной власти над территорией и населением. Субъектом конфедерации принадлежит правом выхода из союза(Сецессия). В конфедерации нет единого гражданства. Отсутствуют единые системы налогов. Бюджет формируется за счет взноса субъектов конфедерации. Следовательно конфедерация не представляет единого государства с присущими ему соответствующими государственно-правовыми признаками, а поэтому не может быть признана формой государственного устройства.

2 вопрос: Становление и развитие  России как 

федеративного государства.

В современном мире существуют различные формы государственно-территориального устройства, в том числе более 20 федераций. Одним из ключевых событий  в изменении государственно-территориального устройства России была октябрьская  революция 1917года когда в границах прежней царской империи была провозглашена Советская власть. Россия до 1917 года была унитарным государством. Под влиянием революционных событий усилилась национально-освободительное движение народов ранее угнетавшихся царизмом. Советская власть провозгласила право на самоопределение. Латвия,……… воспользовались этим правом. Исторически первый федеративным государством на территории бывшей царской России был именно РСФСР. Провозглашенная третьим всероссийским съездом совета. Учредительным актом, провозгласившим Россию федерацией явилась декларация прав трудящегося и эксплуатированного народа: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза, свободных наций как Федерация Советских Национальных Республик).

Государственно-правовые особенности  РСФСР: 1. Национально-территориальный  принцип построения федерации, т.е.субъектами РФ становились автономные национальные республики, области и национальные трудовые комунны. Тоесть в основу построения положен национальный а не территориальный принцип.

2. добровольность вступления  в федерацию

3. ассиметричность построения федеративного государства.

РСФСР отностельно не долго была самостоятельным государством. В 1922 году РСФСР Белоруссия Украина и ЗСФСР совместно создали СССР. С этого времени и многие десятилетия РСФСР развивалось всего лишь как одна из союзных республик в составе СССР. Конституций 1937 года установила, что в состав РСФСР входят 17 автономных республик, 6 автономных областей и национальные автономные округа. Кроме того в составе СФСР были административно-территориальные единицы (области и края).

Особенности государтсвеноо-правовой природы СССР:

  1. СССР по своему происхождению явл-ся договорной федерацией (1922г) но в последующем основным актом стала Конституция СССР
  2. Объединение сосетвских республик в СССР являлось гос-правовым а не международно-правовым.
  3. Члены СССР – союзные республики, являлись суверенными национальными государствами, т.е союзные республики юридически не находились в подчинении союзного государства
  4. СССР обладало территориальным верховенством. Его власть распространялась на всю территорию государства и на всех граждан.
  5. Принцип единого союзного гражданства.
  6. СССР вступал субъектом международно-правовых отношений.
  7. Союз имел свою государственную символику

 

СССР –  это договорная федерация объединяющая национальные государства на условиях договорности и равноправия, то есть симметричная федерация централизованная федерация, которая сохраняла за своими субъектами право свободного выхода из ее состава. После распада СССР и РСФСР была переименована в РФ. Начался «Парад Суверенитетов». Одна за другой прежние автономные республики имевшие национальные названия объявили себя суверенными государствами. В 1992 году был принят Федеративный договор. Впервые разграничили предметы ведения между федерацией с одной стороны и различными видами ее субъектов с другой. Федеративный договор устанавливал неравноправие между субъектами федерации. Полномочия республик были шире. Конституция 1993 года изменила структуру огранов федерации и ее субъектов. Все субъекты наделены законодательными полномочиями. Установлено, что положение федеративного договора несоответствующий конституции РФ недействительный. Сохранение названий Автономная область и автономный округ – это наследие прежних времен. По своему статусу они не автономные а субъекты РФ.

Субъекты  РФ сильно различаются по размерам территории. (Якутия соха в 388 раз больше чем северная осетия олания. Население в 280 раз больше )

В РФ в 2000 году создано 7 федеральных округов. С  первого марта в РФ 83 субъекта. (65статья)

3 вопрос: Государственно-правовые  признаки России, как суверенные  федеративное государства. Состав РФ .

После прекращения  деятельности СССР РФ становится самостоятельным  суверенным государством, сохраняя свою федеративную форму Государственного устройства. В основу построения РФ были положены национально-государственные, национально-территориальные и административно-территориальные  принципы. Россия – это конституционно-договорная федерация, в которой провозглашается  принцип равноправия РФ во взаимоотношении  с федеральными органами государственной  власти.

Основные  характеристики РФ как федеративного  государства:

  1. Единство государственной власти и ее системы. Это означает единство природы государственной власти и однотипную организацию государственной власти. Эта организация должна опираться на принципы, закрепленные в конституции. Государственная власть федерации представляет народ всего сообщества. Государственная власть субъекта представляет власть части народа на его территории.
  2. Суверенитет, территориальная целостность и верховенство. Федеративное устройство РФ основано на государственной целостности, которая включает  единство территории,  государственного суверенитета, экономического (то есть единую денежную систему, запрещение всяких таможенных барьеров между субъектами, не допускается установление каких-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств) и правового пространства( на всей территории РФ и в каждом субъекте действуют конституция и законы РФ, применяется принцип верховенства федерального права)
  3. Гражданство
  4. Разграничение предметов ведения и полномочий. Поскольку в РФ законы создают и федерация и ее субъекты, то необходимо разграничение предмета ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Это осуществлено в конституции. Оно не может быт изменено без изменения конституции. Статья 71 устанавливает предметы ведения Федерации. 72 предметы совместного ведения. Не названные в статье 71 и 72 передаются ведению субъектов. Субъекты РФ не могут вмешиваться в сферы исключительного ведения РФ и должны исполнять законы, которые она принимает в этой сфере. В сфере совместного ведения федеральное законодательство имеет верховенство. Субъект РФ может регулировать вопросы, относящиеся к этой сфере, только если на этот счет нет ФЗ, при издании которого закон субъекта РФ теряет силу. В области ведения субъектов РФ закон субъекта РФ имеет верховенство.  По общему правилу федерация не вправе регулировать эту сферу отношений. Если по вопросам компетенции субъекта принят ФЗ противоречащий закону субъекта РФ, то действует последний.
  5. Армия органов безопасности. Только РФ определяет структуру и организацию вооруженных сил. Разрабатывает и проводит оборонную политику. Решает вопросы войны и мира. Производит продает и покупает военную технику.
  6. Государственный язык. Согласно статье 68 Конституции государственным языком явл-ся русский язык. При этом законодательство РФ предусматривает равные права народов России на сохранение, развитие, государственную поддержку их языков.
  7. Символы государства. Столица, герб, гимн, влаг. Статья 1, 3-6, 67-71, 74-75 Коснтитуции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 вопрос: Компетенция РФ.

Компетенция – предметы ведения  и полномочия (права и обязанности). Предметы ведения – это те области  общественных отношений в пределах которых РФ осуществляет свою деятельность. Компетенция в федеративном государстве включает: Во-первых, предметы исключительного ведения федеративного государства. Во-вторых, предметы совместного ведения федерации и ее субъектов. В-третьих, предметы исключительного ведения субъектов федерации. Предметы исключительного ведения РФ характеризуются тем,  что именно в этих пределах РФ осуществляет вою исключительную государственно-властную деятельность в определенных для нее пределах. По предметам исключительного ведения РФ принимает ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ(71). Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов как компетенции как федерации, та и ее субъектов. Предметы совместного ведения осуществляются кК государственными органами РФ, так и государственными органами субъектов(72). По данным вопросам издаются ФЗ указы президента РФ, нормативно-правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации, постановление правительства и акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

 Формы участия субъектов  РФ в решениях вопросов федеральной  компетенции:

  1. Законодательные инициативы субъектов РФ и принятие ФЗ.
  2. Осуществление совместной компетенции федерации и ее субъектов.
  3. Создание в парламенте особой палаты совета федерации в качеств органов, представляющего интересы субъектов.
  4. Членство всех глав администрации субъектов РФ в государственном совете – совещательном органе при президенте.
  5. Участие субъекта РФ в подготовке и обсуждении международных договоров РФ, если они касаются данного субъекта.

5 вопрос: Государственно-правовой  статус субъектов РФ: республик,  краев областей, автономных округов, городов федерального значения, автономных областей.

Основные черты конституционного статуса субъекта РФ:

  1. Все субъекты – неотъемлемые части РФ. Они не обладают государственным суверенитетом, правом выхода из состава РФ
  2. Статус субъекта РФ не может быть изменен федерацией в одностороннем порядке, а также самим субъектов. Народ может выбрать иную форму самоопределения, но изменение статуса субъекта в составе федерации требует согласия обеих сторон и федерации и субъекта
  3. Субъекты РФ обладают собственной государственной властью но она имеет ограниченный иерархически подчиненный характер. Это выражается в том, что важнейшие вопросы общественные и государственные жизни отнесены конституцией РФ исключительному ведению федерации
  4. На всех субъектах РФ распространяется принцип территориальной целостности. Федерация защищает территорию субъектов РФ как часть территории федерации. Любые изменения территорий субъектов РФ возможны с общего согласия федерации и данного субъекта. Изменения границ между субъектами утверждаются советами федерации.
  5. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают деление своей территории. Обычно они делятся на районы.
  6. Субъекты самостоятельно принимают свои основные законы, создают собственные органы власти
  7. Субъекты РФ имеют собственную сферу предметов ведения
  8. Участвуют в решении федеральных вопросов
  9. Имеют свою собственность
  10. В праве заключать внутрифедеративные договоры, а также участвовать в международных и внешнеэкономических связях
  11. В праве определять свое наименование имея свою символику.

Республика – это государство, обладающее на своей территорией всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Национальный характер республики определяется тем, что на ее территории компактно проживает большинство той нации, которая дала имя республики. Хотя эта нация может и не составлять большинства населения республики. Республика не обладает суверенитетом. Она находится в составе РФ на конституционно-договорных началах, что и устанавливается в конституциях республик. Республики не могут быть независимы от РФ. Они не в праве в одностороннем порядке изменять свой правовой статус.  Республика имеет свою конституцию, которая должна соответствовать республики РФ. Республика имеет свою территорию, которая совместно с территорией других субъектов образует территорию РФ.  Каждая республика имеет свое гражданство, а каждый гражданин республики явл-ся гражданином РФ. Система государственных органов республики устанавливается республикой самостоятельно. Республика имеет свою государственно-правовую нормативную систему. Республика самостоятельно распоряжается принадлежащей ей собственностью. Республика в праве устанавливать свой государственный язык. Республика в составе Ф обладает международной правоубъектностью. Каждая республика имеет свою компетенцию.

Государственные правовые признаки характеризующие край, область город федерального назначения в качестве субъекта РФ:

  1. Обладают элементами учредительной власти, что проявляется в крае принимать свои уставы, законы и иные нормативно-правовые акты.
  2. Имеют свои территорию, которая не может быть изменена без их согласия.
  3. Образуют свои представительные, исполнительные, судебные органы
  4. Имеется своя собственность
  5. Употребляется государственный язык русский
  6. Явл-ся самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами.
  7. РФ и субъекты РФ могут временно делегировать друг друга на договорной основе часть полномочий
  8. В праве иметь свою символику.

Признаки  автономных образований:

  1. Обладают элементами учредительной власти.
  2. Имеется своя территория
  3. Многонациональным
  4. Являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей и отношений
  5. Имеют свою символику и свой административный центр

6 вопрос: Административно-территориальные  устройства субъектов РФ. Национально-культурная  автономия. 

Информация о работе Россия – Федеративное государство