Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:02, реферат
Федеративное государство – это единое сложное государство состоящее из государств членов, т.е.это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. Правовой формой закреплений государственных связей явл-ся либо договор, либо Конституция, законодательно закрепившая предметы ведения двух уровней.
конституционное право 2 семестр. 6 тема
1 тема: Россия – Федеративное государство.
Вопросы:1. понятие и формы гос. устройства. Отличие федерации от конфедерации.
Федеративное государство – это единое сложное государство состоящее из государств членов, т.е.это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. Правовой формой закреплений государственных связей явл-ся либо договор, либо Конституция, законодательно закрепившая предметы ведения двух уровней. У федерации есть единая территория, образованная в результате объединения территорий и ее субъектов. В федерации имеется единое гражданство и может одновременно сохраняться гражданство ее отдельных субъектов. Существует общий для всего государства высшие законодательные органы государственной власти, единые органы исполнительной власти. Субъекты федерации в праве иметь свои законодательные и исполнительные органы государственной власти. Создаются единые Вооруженные Силы (ВС),устанавливается единая денежная системы и системы федеральных налогов. РФ – это единое государство. Выход из состава РФ запрещен. Государство сложное. Предметы ведения и полномочий(71,72).
Виды федераций:
Конфедерация – это постоянный, а чаще временный союз суверенных государств, созданный для достижении каких-либо общих целей политического, военного или таможенного характера без образования нового государства. В Конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для решения общих задач в пределах делегированных полномочий. Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется за входящими в союз государствами. Конфедерация не явл-ся субъектом международного права, поскольку конфедерация лишена суверенной власти над территорией и населением. Субъектом конфедерации принадлежит правом выхода из союза(Сецессия). В конфедерации нет единого гражданства. Отсутствуют единые системы налогов. Бюджет формируется за счет взноса субъектов конфедерации. Следовательно конфедерация не представляет единого государства с присущими ему соответствующими государственно-правовыми признаками, а поэтому не может быть признана формой государственного устройства.
2 вопрос: Становление и развитие России как
федеративного государства.
В современном мире существуют
различные формы
Государственно-правовые особенности РСФСР: 1. Национально-территориальный принцип построения федерации, т.е.субъектами РФ становились автономные национальные республики, области и национальные трудовые комунны. Тоесть в основу построения положен национальный а не территориальный принцип.
2. добровольность вступления в федерацию
3. ассиметричность построения федеративного государства.
РСФСР отностельно не долго
была самостоятельным государством. В
1922 году РСФСР Белоруссия Украина и ЗСФСР
совместно создали СССР. С этого времени
и многие десятилетия РСФСР развивалось
всего лишь как одна из союзных республик
в составе СССР. Конституций 1937 года установила,
что в состав РСФСР входят 17 автономных
республик, 6 автономных областей и национальные
автономные округа. Кроме того в составе
СФСР были административно-
Особенности государтсвеноо-правовой природы СССР:
СССР – это договорная федерация объединяющая национальные государства на условиях договорности и равноправия, то есть симметричная федерация централизованная федерация, которая сохраняла за своими субъектами право свободного выхода из ее состава. После распада СССР и РСФСР была переименована в РФ. Начался «Парад Суверенитетов». Одна за другой прежние автономные республики имевшие национальные названия объявили себя суверенными государствами. В 1992 году был принят Федеративный договор. Впервые разграничили предметы ведения между федерацией с одной стороны и различными видами ее субъектов с другой. Федеративный договор устанавливал неравноправие между субъектами федерации. Полномочия республик были шире. Конституция 1993 года изменила структуру огранов федерации и ее субъектов. Все субъекты наделены законодательными полномочиями. Установлено, что положение федеративного договора несоответствующий конституции РФ недействительный. Сохранение названий Автономная область и автономный округ – это наследие прежних времен. По своему статусу они не автономные а субъекты РФ.
Субъекты РФ сильно различаются по размерам территории. (Якутия соха в 388 раз больше чем северная осетия олания. Население в 280 раз больше )
В РФ в 2000 году создано 7 федеральных округов. С первого марта в РФ 83 субъекта. (65статья)
3 вопрос: Государственно-правовые признаки России, как суверенные федеративное государства. Состав РФ .
После прекращения
деятельности СССР РФ становится самостоятельным
суверенным государством, сохраняя свою
федеративную форму Государственного
устройства. В основу построения РФ
были положены национально-государственные,
национально-территориальные и
Основные характеристики РФ как федеративного государства:
4 вопрос: Компетенция РФ.
Компетенция – предметы ведения и полномочия (права и обязанности). Предметы ведения – это те области общественных отношений в пределах которых РФ осуществляет свою деятельность. Компетенция в федеративном государстве включает: Во-первых, предметы исключительного ведения федеративного государства. Во-вторых, предметы совместного ведения федерации и ее субъектов. В-третьих, предметы исключительного ведения субъектов федерации. Предметы исключительного ведения РФ характеризуются тем, что именно в этих пределах РФ осуществляет вою исключительную государственно-властную деятельность в определенных для нее пределах. По предметам исключительного ведения РФ принимает ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ(71). Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов как компетенции как федерации, та и ее субъектов. Предметы совместного ведения осуществляются кК государственными органами РФ, так и государственными органами субъектов(72). По данным вопросам издаются ФЗ указы президента РФ, нормативно-правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации, постановление правительства и акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
Формы участия субъектов
РФ в решениях вопросов
5 вопрос: Государственно-правовой статус субъектов РФ: республик, краев областей, автономных округов, городов федерального значения, автономных областей.
Основные черты
Республика – это государство, обладающее на своей территорией всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Национальный характер республики определяется тем, что на ее территории компактно проживает большинство той нации, которая дала имя республики. Хотя эта нация может и не составлять большинства населения республики. Республика не обладает суверенитетом. Она находится в составе РФ на конституционно-договорных началах, что и устанавливается в конституциях республик. Республики не могут быть независимы от РФ. Они не в праве в одностороннем порядке изменять свой правовой статус. Республика имеет свою конституцию, которая должна соответствовать республики РФ. Республика имеет свою территорию, которая совместно с территорией других субъектов образует территорию РФ. Каждая республика имеет свое гражданство, а каждый гражданин республики явл-ся гражданином РФ. Система государственных органов республики устанавливается республикой самостоятельно. Республика имеет свою государственно-правовую нормативную систему. Республика самостоятельно распоряжается принадлежащей ей собственностью. Республика в праве устанавливать свой государственный язык. Республика в составе Ф обладает международной правоубъектностью. Каждая республика имеет свою компетенцию.
Государственные правовые признаки характеризующие край, область город федерального назначения в качестве субъекта РФ:
Признаки автономных образований:
6 вопрос: Административно-