Основной вопрос философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:20, реферат

Краткое описание

Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

Оглавление

Введение
Традиционная трактовка основного вопроса философии
Основные направления философии: материализм и идеализм
Современный подход к пониманию основного вопроса философии

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия Кристина 1.docx

— 31.09 Кб (Скачать)

План

 

 

  1. Введение

 

  1. Традиционная трактовка основного вопроса философии

 

  1. Основные направления философии: материализм и идеализм

 

  1. Современный подход к пониманию основного вопроса философии

 

  1. Заключение

 

          Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место  в нем человека. Такие взгляды  представляют собой совокупность рационально  полученных знаний, в основе которых  лежат вопросы и неутомимое желание  человека ответить на них. Но природа  знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу  других вопросов и подчас не столько  проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство  и побуждая к новым исследованиям.

У каждого изучающего философию  рано или поздно закономерно возникает  интерес к тому, есть ли в философии  такие вопросы, проблемы, которые  по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, то есть наиболее важными, главными, основными. Тема эта  представляет интерес не только для  начинающих, но и для профессиональных философов, среди которых одни уделяют  ей серьезное внимание, другие, напротив, не считают ее актуальной. И тем  не менее, если окинуть общим взглядом всю долгую историю философии, не трудно заметить, что "вечные" философские  проблемы, касающиеся происхождения, генезиса, сущности, мироздания и человека, а  также, например, смысла жизни, природы  человеческого познания и т.п., так  или иначе присутствуют во всех философских  учениях, фрагментарно или, напротив, детально обсуждаются в различных философских  трудах, независимо от того, кому именно они принадлежат и к какому времени относятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Традиционная трактовка  основного вопроса философии

 

Трудно найти философа, который бы никак не обнаружил  своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное  и как они соотносятся с  материей, природой, бытием. Это обстоятельство и дало в свое время основание  Ф. Энгельсу (1820-1895) сформулировать так  называемый "основной вопрос философии", в котором выделяется две стороны.

Первая из них касается соотношения материального и  идеального. Вопрос ставится так: "Что  первично, материя или дух (сознание)?" или, как сказал сам Ф. Энгельс: "Великий  основной вопрос всей, в особенности  новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Вторая сторона тесно  связана с первой и формулируется  следующим образом: "Познаваем  ли мир?" Другими словами: "Можем  ли мы в наших представлениях и  понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?".

В зависимости от того, как  те или иные философы отвечают на первый вопрос, их делят на материалистов (кто  полагает, что мир изначально материален, а сознание - порождение этой материи) и идеалистов (которые считают, что  в основании мира находится нечто  идеальное, предшествующее материи  и создающее ее). Подробнее эти  понятия будут рассмотрены в  следующем пункте.

В ответах на вопрос о  познаваемости мира среди философов  также обнаруживаются разные подходы, где выделяются две крайние позиции. Одна из них получила название гносеологического  оптимизма, в соответствии с которой  считается, что познавательные способности  человека в принципе не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть  интересующие его законы природы  и общества, раскрыть суть вещей  и установить истинную картину мира. В этом контексте следует назвать  Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его учения.

Другую позицию занимают агностики, полагающие, что полное (или  даже частичное) познание мира, сущности вещей и явлений в принципе невозможно. Такие взгляды наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда причисляют и И. Канта, что является спорным и вызывает дискуссию  в философской среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления  философии: материализм и идеализм

 

Материализм и идеализм не однородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого  можно выделить различные формы  материализма и идеализма.

Различают две разновидности  идеализма - объективный и субъективный.

К объективным идеалистам относят тех, кто началом всего  сущего признает нечто нематериальное и независящее от человеческого  сознания (то есть существующее объективно) - это может быть бог, мировой разум, идея, вселенский дух и т.п. в истории  философии таковыми признаются Платон, Ф. Аквинский, Г.В. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев и др. В случае, когда  мир рассматривается лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, говорят о субъективном идеализме, яркими представителями  которого являются Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте. Крайней формой субъективного  идеализма является солипсизм. Согласно которому с достоверностью можно  говорить лишь о существовании моего  собственного "Я" и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные  его разновидности. Например, рационализм  и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из его важнейших направлений  является панлогизм, по которому все  действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности  разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается  как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Материалистических школ и течений в истории философии  обнаруживается тоже достаточно много. Так, о несотворимости и неуничтожимости  материи говорили уже первые философы. К представителям этого, так называемого "наивного материализма" относятся  древнекитайские философы: Лао-цзы, Ян Чжу; древнеиндийские философы из школы локаята; знаменитые философы античности: Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др. В Новое время, когда  шло активное становление и развитие классической механики, широкую известность  получил "механистический материализм" (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, П. Гольбах, П. Гассенди, Ж. Ламетри). В основе его  лежит изучение природы. Однако все  многообразие ее свойств и отношений  сводится к механистической форме  движения материи.

Существуют и такие  разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество, и  непоследовательный материализм, в  котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм, представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. ломоносов). Далее различают научный и "вульгарный материализм". Последний сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фогт, Молешотт, Бюхнер). И, наконец, получивший широкую известность "диалектический материализм" К. Маркса, Ф. Энгельса и их многочисленных последователей, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика.

Заметим, однако, что те или  иные философы, называемые по данной классификации  материалистами и идеалистами, сами себя могут и не относить к какому-либо из этих направлений, рассматривая такое  деление как неоправданную схематизацию и упрощение. Основанием для подобных взглядов является то, что, будучи сформулированным прямолинейно и в категоричной форме, когда другие подходы к пониманию  этой проблемы игнорируются, "основной вопрос философии" с необходимостью делит абсолютно всех философов  на два больших противоположных  лагеря - материалистов и идеалистов. Но здесь важно затронуть вопрос о соотношении и характере  взаимодействия материализма и идеализма. При этом выделяют монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает  материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может  быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит  материальное из материального. Согласно второму, материальное обусловлено  идеальным.

Дуализм - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического  и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат  две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм - предполагает несколько  или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение  о множественности оснований  и начал бытия.

Однако в истории философской  мысли найдется немало и других проблем, которые также рассматриваются  как самые важные или наиболее значимые, а потому многие философы, рассуждая о субстанции (первооснове  мира), не склонны соотносить ее с "основным вопросом философии". Так, например, для первых античных философов самая  фундаментальная философская проблема сводилась к вопросу: "Из чего сделан мир?" И он казался им самым  главным, основным.

С точки зрения средневековой  схоластики "основной вопрос философии" может быть сформулирован следующим  образом: "Как возможно рациональное обоснование существования Бога?" Для современных религиозных  философских концепций, в частности  неотомизма, он и теперь остается главным.

Интересной представляется позиция И. Канта, для которого вопрос "Что такое человек?" является по существу "основным вопросом философии". Человек, с его точки зрения, принадлежит  двум различным мирам - природной  необходимости и нравственной свободы, в соответствии с которыми он, с  одной стороны, - продукт природы, а с другой стороны - результат  того, что "как свободно действующее  существо, делает или может и должен делать из себя сам".

В философии же экзистенциализма за "основной вопрос" принимается  проблема, которую каждый индивид  должен сам для себя решить: "стоит  ли жить?", ибо без ответа на него все остальное теряет всякий смысл, полагают сторонники этого направления. Как отмечает французский философ-экзистенциалист  А. Камю: "Решить, стоит ли жизнь  труда быть прожитой или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии".

А прагматизм, например, центральное  внимание уделяет понятию истины и проблеме ее установления.

А есть ли вообще какой-то один, единственно правильный, исключающий  все остальные "основной вопрос философии"? Представляется, что в такой категоричной формулировке - нет. Абсолютизировать какую-то одну проблему можно лишь с  определенной долей условности, понимая, что речь идет о схематизации, сознательном упрощении сложных вопросов в  целях решения той или иной конкретной задачи.

Так, говоря о наиболее распространенных, фундаментальных философских категориях - "бытие", "субстанция" - и  определяя к ним отношение  тех или иных философов, можно, следуя логике сторонников однозначного решения "основного вопроса философии", с определенной долей условности разделить всех философов на материалистов, идеалистов и дуалистов. И в целом  такое деление вполне правомерно, когда пытаются, например, выявить  круг наиболее обсуждаемых в философии  проблем или если ставится задача лучше понять историю философии, преемственность тех или иных философских идей, школ, направлений.

В то же время следует  помнить об ограниченности любой  схематизации, чтобы не закрывать  возможность для появления и  существования других взглядов, которые  могут открыть новый ракурс видения  проблемы или вообще сформулировать новую, не менее важную постановку вопроса. Вообще нужно с долей осторожности относиться к "жестким", однозначным  формулировкам, ибо это нередко  ведет к укреплению заблуждений, а в конечном счете - к застою и  догматизму.

 

 

 

 

 

 

 

          4. Современный подход к пониманию основного вопроса философии

 

1. Онтология - особая область  философских знаний, где рассматривается  широкий круг вопросов, касающихся  проблем бытия и небытия, существования  и несуществования, а также  выявляется сущность всего того, что обладает этим качеством,  то есть качеством быть, существовать. Термин "онтология" употребляется  в философии только с XVII в., но имеет греческие корни ("ontos" - сущее, "logos" - слово, учение) и  означает учение о сущем.

Проблемой бытия систематично и всерьез заинтересовались с  появлением философии, но рассуждать о  мироздании люди стали значительно  раньше, и до нас эти представления  дошли в многочисленных мифах  и сказаниях.

Наиболее ранние попытки  философски осмыслить проблему бытия  обнаруживаются уже в древнеиндийской  и древнекитайской философиях, истоки возникновения которых восходят к началу первого тысячелетия  до н.э. Философия Древнего Китая  была ориентирована на социальные проблемы, но все же проявлялся интерес и  к первоосновам природы.

Греческая философия зарождалась  и развивалась как философия  природы.

Так же, как и восточные  мудрецы, античные мыслители были озабочены  истоками сущего. С момента зарождения древнегреческой философии они  искали первопричину всего сущего в  реальной действительности, определяя  ее как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное  начало, которое всем управляет - апейрон (Анаксимандр.).

Информация о работе Основной вопрос философии