Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:20, реферат
Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
Введение
Традиционная трактовка основного вопроса философии
Основные направления философии: материализм и идеализм
Современный подход к пониманию основного вопроса философии
 
Заключение
 
Список используемой литературы
План
Список используемой литературы
Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
У каждого изучающего философию 
рано или поздно закономерно возникает 
интерес к тому, есть ли в философии 
такие вопросы, проблемы, которые 
по отношению ко всем остальным были 
бы первостепенными, то есть наиболее 
важными, главными, основными. Тема эта 
представляет интерес не только для 
начинающих, но и для профессиональных 
философов, среди которых одни уделяют 
ей серьезное внимание, другие, напротив, 
не считают ее актуальной. И тем 
не менее, если окинуть общим взглядом 
всю долгую историю философии, не 
трудно заметить, что "вечные" философские 
проблемы, касающиеся происхождения, генезиса, 
сущности, мироздания и человека, а 
также, например, смысла жизни, природы 
человеческого познания и т.п., так 
или иначе присутствуют во всех философских 
учениях, фрагментарно или, напротив, детально 
обсуждаются в различных 
2. Традиционная трактовка основного вопроса философии
Трудно найти философа, который бы никак не обнаружил своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное и как они соотносятся с материей, природой, бытием. Это обстоятельство и дало в свое время основание Ф. Энгельсу (1820-1895) сформулировать так называемый "основной вопрос философии", в котором выделяется две стороны.
Первая из них касается соотношения материального и идеального. Вопрос ставится так: "Что первично, материя или дух (сознание)?" или, как сказал сам Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".
Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: "Познаваем ли мир?" Другими словами: "Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?".
В зависимости от того, как те или иные философы отвечают на первый вопрос, их делят на материалистов (кто полагает, что мир изначально материален, а сознание - порождение этой материи) и идеалистов (которые считают, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее). Подробнее эти понятия будут рассмотрены в следующем пункте.
В ответах на вопрос о познаваемости мира среди философов также обнаруживаются разные подходы, где выделяются две крайние позиции. Одна из них получила название гносеологического оптимизма, в соответствии с которой считается, что познавательные способности человека в принципе не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть интересующие его законы природы и общества, раскрыть суть вещей и установить истинную картину мира. В этом контексте следует назвать Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его учения.
Другую позицию занимают агностики, полагающие, что полное (или даже частичное) познание мира, сущности вещей и явлений в принципе невозможно. Такие взгляды наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда причисляют и И. Канта, что является спорным и вызывает дискуссию в философской среде.
3. Основные направления 
философии: материализм и 
Материализм и идеализм не однородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма.
Различают две разновидности идеализма - объективный и субъективный.
К объективным идеалистам относят тех, кто началом всего сущего признает нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (то есть существующее объективно) - это может быть бог, мировой разум, идея, вселенский дух и т.п. в истории философии таковыми признаются Платон, Ф. Аквинский, Г.В. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев и др. В случае, когда мир рассматривается лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, говорят о субъективном идеализме, яркими представителями которого являются Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений.
В рамках названных форм 
идеализма существуют различные 
его разновидности. Например, рационализм 
и иррационализм. Согласно идеалистическому 
рационализму, основу всего сущего 
и его познания составляет разум. 
Одним из его важнейших направлений 
является панлогизм, по которому все 
действительное есть воплощение разума, 
а законы бытия определяются законами 
логики (Гегель). Точка зрения иррационализма 
состоит в отрицании 
Материалистических школ и течений в истории философии обнаруживается тоже достаточно много. Так, о несотворимости и неуничтожимости материи говорили уже первые философы. К представителям этого, так называемого "наивного материализма" относятся древнекитайские философы: Лао-цзы, Ян Чжу; древнеиндийские философы из школы локаята; знаменитые философы античности: Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др. В Новое время, когда шло активное становление и развитие классической механики, широкую известность получил "механистический материализм" (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, П. Гольбах, П. Гассенди, Ж. Ламетри). В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механистической форме движения материи.
Существуют и такие 
разновидности материализма, как, например, 
последовательный материализм, в рамках 
которого принцип материализма распространяется 
и на природу и на общество, и 
непоследовательный материализм, в 
котором отсутствует 
Заметим, однако, что те или 
иные философы, называемые по данной классификации 
материалистами и идеалистами, сами 
себя могут и не относить к какому-либо 
из этих направлений, рассматривая такое 
деление как неоправданную 
Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит материальное из материального. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным.
Дуализм - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).
Плюрализм - предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия.
Однако в истории философской 
мысли найдется немало и других проблем, 
которые также рассматриваются 
как самые важные или наиболее 
значимые, а потому многие философы, 
рассуждая о субстанции (первооснове 
мира), не склонны соотносить ее с "основным 
вопросом философии". Так, например, 
для первых античных философов самая 
фундаментальная философская 
С точки зрения средневековой 
схоластики "основной вопрос философии" 
может быть сформулирован следующим 
образом: "Как возможно рациональное 
обоснование существования 
Интересной представляется позиция И. Канта, для которого вопрос "Что такое человек?" является по существу "основным вопросом философии". Человек, с его точки зрения, принадлежит двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободы, в соответствии с которыми он, с одной стороны, - продукт природы, а с другой стороны - результат того, что "как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам".
В философии же экзистенциализма 
за "основной вопрос" принимается 
проблема, которую каждый индивид 
должен сам для себя решить: "стоит 
ли жить?", ибо без ответа на него 
все остальное теряет всякий смысл, 
полагают сторонники этого направления. 
Как отмечает французский философ-
А прагматизм, например, центральное внимание уделяет понятию истины и проблеме ее установления.
А есть ли вообще какой-то один, единственно правильный, исключающий все остальные "основной вопрос философии"? Представляется, что в такой категоричной формулировке - нет. Абсолютизировать какую-то одну проблему можно лишь с определенной долей условности, понимая, что речь идет о схематизации, сознательном упрощении сложных вопросов в целях решения той или иной конкретной задачи.
Так, говоря о наиболее распространенных, 
фундаментальных философских 
В то же время следует помнить об ограниченности любой схематизации, чтобы не закрывать возможность для появления и существования других взглядов, которые могут открыть новый ракурс видения проблемы или вообще сформулировать новую, не менее важную постановку вопроса. Вообще нужно с долей осторожности относиться к "жестким", однозначным формулировкам, ибо это нередко ведет к укреплению заблуждений, а в конечном счете - к застою и догматизму.
4. Современный подход к пониманию основного вопроса философии
1. Онтология - особая область 
философских знаний, где рассматривается 
широкий круг вопросов, касающихся 
проблем бытия и небытия, 
Проблемой бытия систематично и всерьез заинтересовались с появлением философии, но рассуждать о мироздании люди стали значительно раньше, и до нас эти представления дошли в многочисленных мифах и сказаниях.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки возникновения которых восходят к началу первого тысячелетия до н.э. Философия Древнего Китая была ориентирована на социальные проблемы, но все же проявлялся интерес и к первоосновам природы.
Греческая философия зарождалась и развивалась как философия природы.
Так же, как и восточные мудрецы, античные мыслители были озабочены истоками сущего. С момента зарождения древнегреческой философии они искали первопричину всего сущего в реальной действительности, определяя ее как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное начало, которое всем управляет - апейрон (Анаксимандр.).