Основной вопрос философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:20, реферат

Краткое описание

Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

Оглавление

Введение
Традиционная трактовка основного вопроса философии
Основные направления философии: материализм и идеализм
Современный подход к пониманию основного вопроса философии

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия Кристина 1.docx

— 31.09 Кб (Скачать)

Отвечая на главный философский  вопрос того времени - "что есть все?", Пифагор говорит, что "все есть число". Гераклит учит, что "мир  не создан никем из богов и никем  из людей, а был и будет вечно  живым огнем". Ксенофан полагал, что  Земля появилась из моря. Левкипп  и Демокрит первоначала сводили  к атомам.

В отличие от античной философии  в средневековой философии высшей реальностью признается не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее о творящее все сущее.

Эпоха Нового времени привнесла  более глубокое содержание в понимание  проблемы бытия, выделив такие философские  категории, как "субстанция" (некая  сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая).Р. Декарт под субстанцией  имел в виду Бога. Но он разделил мир, созданный Богом на два рода субстанций - духовную и материальную. Б. Спиноза  противопоставлял принципу дуализма Декарта  принцип монизма. Бог, идеальное  и материальное слилось у Спинозы  в единую субстанцию. Он утверждал, что существует единая, находящаяся  вне сознания субстанция, которая  является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.

XX в. предельно расширил  трактовку бытия, связав его  понимание с историзмом, человеческим  существованием, ценностями и языком.

2. Гносеология - наука  о познании (от лат. "gnosis" - знание, "logos" - учение). В теории познания  основное внимание уделяется  проблеме познаваемости мира, вопросу  о границах нашего знания, способах  его получения и критериях  достоверности.

Например, в эпоху античности Ксенофан считал, что "ничего нельзя знать достоверно!". Именно он впервые  осуществил разделение видов знания, сформулировал проблему соотношении "знания по мнению" и "знания по истине". По его мнению показания  чувств дают не истинное знание, а лишь мнение и "людям не истина, а лишь мнение доступно".

Парменид и Эмпедокл провозглашают  главенствующую роль разума в познании. Демокрит разработал научный метод  познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый  источник и основу познания.

Сократ прославился как  один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. По Эпикуру же, например, знание начинается с чувственного опыта, но чувственный опыт, приобретенный  человеком, должен быть осмыслен и обработан  в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. "Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть подлинное знание".

В период средневековья основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Будучи в принципе недоступным для  познания, христианский Бог все-таки открывал себя через Откровение, которое  зафиксировано в Библии. В начале формирования христианства была провозглашена  враждебность к знанию. Затем Августин Блаженный выдвинул идею о тождестве  веры и знания, но господствующее положение  оставалось все-таки за откровением. Затем  стала утверждаться рационалистическая тенденция. Впоследствии Фомой Аквинским  была предпринята попытка примирить  оба взгляда на связь разума и  веры. Его идея заключалась в том, что вера не только не противоречит знанию, но и помогает в его познавательной деятельности. В период упадка средневековой  схоластики вера и разум оказываются  независимыми областями и различия между ними настолько радикальны, что никогда не могут быть преодолены.

В эпоху Нового времени  Ф. Бэкон в своих исследованиях  вступил на путь опыта и обратил  внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и  опытов для обнаружения истины. По Т. Гоббсу, познание начинается с чувственности, Б. Спиноза же стоял на почве рационализма. Г. Лейбниц предпринял попытку найти  компромисс между рационализмом  и эмпиризмом.

3. Философская антропология - философские взгляды на происхождение,  эволюцию и специфику существования  человека как носителя особого  рода реальности.

Например, в период античности Платон говорил, что душа человека получила свое начало не в земном, а в высшем мире, и обличенная в земную плоть  она приобретает множество всяких зол. По Платону чувственный мир  несовершенен - он полон беспорядка. "Задача же человека в том, чтобы  возвыситься над ним и всеми  силами души устремиться к уподоблению  Богу, который не соприкасается ни с чем злым".

В основе средневековой антропологии лежали религиозные по своей сути установки: Бог создал человека и  определил нормы его поведения. Антропология в Средние века опиралась  на 4 христианских догмата: творение, грехопадение, искупление и воскресение.

Например, Августин Блаженный  утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело - презренно и греховно. Человек  полностью зависит от Бога, он несвободен и неволен ни в чем.

В период эпохи Возрождения  на первый план выходят антропоцентрические  мотивы, то есть человек - центр вселенной. Способности, задатки человека рассматриваются  не только как Богом данные, но и  как результат собственных усилий. Активная творческая деятельность человека выступает как главный фактор самореализации личности, ее свободу, индивидуальность.

В эпоху Нового времени, по мнению Г. Лейбница высшей ценностью  выступает человек, который по своей  сути свободен и равен Богу, являясь  в то же время маленьким звеном в величественном механизме природы.

4. Праксиология - один из  разделов философии, посвященный  исследованию человеческой деятельности. В онтологии деятельность - способ  бытия человека, в котором наиболее  полно раскрываются его сущностные  силы. В теории познания материальная  чувственно-предметная деятельность, то есть практика, определяется  как основа познания и важнейший  критерий истинности наших знаний.

5. Аксиология - особый раздел  философии, предметом которого  являются ценности (от греч. "axios" - ценности, "logos" - знание).

Ценности имеют большое  мировоззренческое значение. Они  позволяют глубже понять специфику  человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. А  утрата ценностных ориентиров или отказ  от сложившейся системы ценностей  неизбежно оборачивается угрозой  распада и дезинтеграции общества. Ценности - важнейший системообразующий  фактор культуры.

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Мною были рассмотрены  фундаментальные философские проблемы, к которым люди возвращались вновь  и вновь в попытках по-новому переосмыслить  себя, окружающий мир и свое место  в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени  и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны. По своей природе  эти вопросы относятся к числу "вечных", то есть таких, которые  существуют столь же долго, сколько  существует и сама философия. Они  и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед  нами новые задачи, требующие своего осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Алексеев П.В. История  философии: учеб. - М.: Проспект, 2008.

 

2. Бучило Н.Ф., Чумаков  А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР                    СЭ, 2003.

 

3. Канке В.А. Основы  философии: Учебник. - М.: Логос, 2003

 

4. Кононович Л.Г., Медведева  Г.И. Философия: учебник для  высших учебных заведений. - Ростов  н/Д: "Феникс", 1999.

 

5. Лавриненко В.Н. Философии:  Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1996.

 

6. Нижников С.А. Философия:  учеб. - М.: Велби, Издательство Проспект, 2008.

 

7. Спиркин А.Г. Философия:  учебник. - М.: Гардарики, 2008.


Информация о работе Основной вопрос философии