Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:20, реферат
Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.
Введение
Традиционная трактовка основного вопроса философии
Основные направления философии: материализм и идеализм
Современный подход к пониманию основного вопроса философии
Заключение
Список используемой литературы
Отвечая на главный философский вопрос того времени - "что есть все?", Пифагор говорит, что "все есть число". Гераклит учит, что "мир не создан никем из богов и никем из людей, а был и будет вечно живым огнем". Ксенофан полагал, что Земля появилась из моря. Левкипп и Демокрит первоначала сводили к атомам.
В отличие от античной философии
в средневековой философии
Эпоха Нового времени привнесла более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как "субстанция" (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая).Р. Декарт под субстанцией имел в виду Бога. Но он разделил мир, созданный Богом на два рода субстанций - духовную и материальную. Б. Спиноза противопоставлял принципу дуализма Декарта принцип монизма. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую субстанцию. Он утверждал, что существует единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.
XX в. предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.
2. Гносеология - наука о познании (от лат. "gnosis" - знание, "logos" - учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности.
Например, в эпоху античности Ксенофан считал, что "ничего нельзя знать достоверно!". Именно он впервые осуществил разделение видов знания, сформулировал проблему соотношении "знания по мнению" и "знания по истине". По его мнению показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение и "людям не истина, а лишь мнение доступно".
Парменид и Эмпедокл провозглашают
главенствующую роль разума в познании.
Демокрит разработал научный метод
познания, основанный на опыте, наблюдении
и теоретическом обобщении
Сократ прославился как
один из родоначальников диалектики
в смысле нахождения истины при помощи
бесед и споров. По Эпикуру же,
например, знание начинается с чувственного
опыта, но чувственный опыт, приобретенный
человеком, должен быть осмыслен и обработан
в виде тех или иных терминологически
зафиксированных смысловых
В период средневековья основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Будучи в принципе недоступным для познания, христианский Бог все-таки открывал себя через Откровение, которое зафиксировано в Библии. В начале формирования христианства была провозглашена враждебность к знанию. Затем Августин Блаженный выдвинул идею о тождестве веры и знания, но господствующее положение оставалось все-таки за откровением. Затем стала утверждаться рационалистическая тенденция. Впоследствии Фомой Аквинским была предпринята попытка примирить оба взгляда на связь разума и веры. Его идея заключалась в том, что вера не только не противоречит знанию, но и помогает в его познавательной деятельности. В период упадка средневековой схоластики вера и разум оказываются независимыми областями и различия между ними настолько радикальны, что никогда не могут быть преодолены.
В эпоху Нового времени Ф. Бэкон в своих исследованиях вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. По Т. Гоббсу, познание начинается с чувственности, Б. Спиноза же стоял на почве рационализма. Г. Лейбниц предпринял попытку найти компромисс между рационализмом и эмпиризмом.
3. Философская антропология
- философские взгляды на
Например, в период античности
Платон говорил, что душа человека получила
свое начало не в земном, а в высшем
мире, и обличенная в земную плоть
она приобретает множество
В основе средневековой антропологии лежали религиозные по своей сути установки: Бог создал человека и определил нормы его поведения. Антропология в Средние века опиралась на 4 христианских догмата: творение, грехопадение, искупление и воскресение.
Например, Августин Блаженный утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело - презренно и греховно. Человек полностью зависит от Бога, он несвободен и неволен ни в чем.
В период эпохи Возрождения
на первый план выходят антропоцентрические
мотивы, то есть человек - центр вселенной.
Способности, задатки человека рассматриваются
не только как Богом данные, но и
как результат собственных
В эпоху Нового времени, по мнению Г. Лейбница высшей ценностью выступает человек, который по своей сути свободен и равен Богу, являясь в то же время маленьким звеном в величественном механизме природы.
4. Праксиология - один из
разделов философии,
5. Аксиология - особый раздел философии, предметом которого являются ценности (от греч. "axios" - ценности, "logos" - знание).
Ценности имеют большое
мировоззренческое значение. Они
позволяют глубже понять специфику
человеческой деятельности, общества,
культуры. Совокупность ценностных ориентаций
имеет фундаментальное значение
в жизнедеятельности личности. Ценности
являются важнейшим фактором консолидации
людей, интеграции их в сообщества.
Наличие общих ценностных ориентаций
обеспечивает общественное согласие граждан,
социальных общностей и групп. А
утрата ценностных ориентиров или отказ
от сложившейся системы ценностей
неизбежно оборачивается
Мною были рассмотрены
фундаментальные философские
Список используемой литературы
1. Алексеев П.В. История философии: учеб. - М.: Проспект, 2008.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков
А.Н. Философия: Учебное
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос, 2003
4. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: "Феникс", 1999.
5. Лавриненко В.Н. Философии: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1996.
6. Нижников С.А. Философия: учеб. - М.: Велби, Издательство Проспект, 2008.
7. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2008.