Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:25, реферат
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?
Основной вопрос философии и две его стороны.
Основным вопросом философии является
вопрос об отношении мышления к бытию,
духа к природе. Он является основным,
потому что определяет характер мировоззрения
человека и от его решения в
конечном итоге зависит решение
остальных философских проблем.
Основной вопрос философии имеет
две стороны, два аспекта –
онтологический и гносеологический.
Первая (онтологическая) сторона – это
вопрос о том, что является первичным и
определяющим: бытие (материя) или мышление
(сознание), материальное или духовное
(идеальное). Вторая (гносеологическая)
сторона заключается в вопросе о том, познаваем
ли мир? Способно ли наше мышление познать
мир таким, каким он существует в действительности?
В зависимости от решения первой стороны
основного вопроса философии все философские
учения делятся на два основных направления:
материализм и идеализм. Материалисты
считают, что первичным и определяющим
является материя, т.е. она существует
независимо от сознания, существовала
до него и на определенной ступени своего
развития породила сознание как свой продукт.
Поэтому сознание подчиняется общим законам
материального мира. Идеалисты считают,
что первичным и определяющим является
мышление, какое-то духовное начало. Они
исходят из того, что мышление, сознание
или дух существует независимо от материи
и тем, или иным путем порождает материю
как свой продукт.
Нетрудно заметить, что материализм согласуется
с научным мировоззрением, а идеализм
– с религиозным. Однако идеализм и религия
различаются в том, что последняя требует
принятия своих положений на веру, в то
время как идеализм пытается доказать
эти положения.
Всякое последовательное мировоззрение
обязательно исходит из признания первичности
одного начала – материи, либо духа. Такое
мировоззрение называется монистическим
(от греческого ''монос'' - один). Однако
в истории философии были и такие мыслители
(например, Р. Декарт) которые признавали
оба эти начала за первичные и существующие
независимо друг от друга. Такие философы
называются дуалистами (от латинского
''дуалис'' – двойственный)
Идеализм как философское направление
существует в двух формах: в форме объективного
и субъективного идеализма. Объективный
идеализм за первичное и определяющие
берет такое идеальное начало, которое
существует объективно, т.е. независимо
от нашего сознания, вне нас - это Бог, мировой
дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный
разум. У родоначальника объективного
идеализма Платона - это идеи, эйдосы, у
Гегеля - абсолютная идея, у Фомы Аквинского-
Бог.
Субъективный идеализм за первичное и
определяющие берет такое идеальное начало,
которое является субъективным, т.е. зависит
от субъекта – это человеческая мысль,
ощущения и понятия. Родоначальник субъективного
идеализма Дж. Беркли отрицал возможность
существование предметов вне мышления,
вне ощущений. Он доказывал, что все наблюдаемые
в мире вещи, явления есть не что иное,
как только комбинация наших ощущений.
Но такая позиция неизбежно ведет к солипсизму
т.е. к утверждению, что реально существует
лишь один субъект, а весь мир плод его
воображения. Ясно, что такой абсурд никто
признавать не желает, поэтому солипсизм
– это крайняя и довольно редкая форма
субъективного идеализма. Дж. Беркли, отвечая
на вопрос об источнике ощущений, заявил,
что ощущения в человеческих душах порождает
Бог, но тем самым он переходил на позиции
объективного идеализма.
Вторая (гносеологическая) сторона основного
вопроса философии рассматривает отношение
нашего сознания к окружающему миру и
выступает как проблема познаваемости
мира. В зависимости от ее решения все
философы делаться на две группы: тех,
кто считает мир познаваемым, и тех, кто
отрицает возможность познания мира. Последних
философов называют агностиками (И. Кант,
Д. Юм), а учение отрицающие возможность
познания мира называется агностицизмом.
Широкое распространение в современной
западной философии получил иррационализм
- философские направление объявляющие
мир не только не познаваемым, но и неразумным,
алогичным, то есть лишенным какой бы то
ни было логики. Сам термин "иррациональное
'' означает то, что лежит за пределом досягаемости
разума, недоступное познанию в рамках
логического мышления, мистическое, противоположное
разуму. В истории философии к иррационализму
относили такие аспекты духовной жизни
человека как чувства, воля, инстинкт,
интуиция. Но думается, что необходимо
различать понятия ''иррациональное'' и
''внерациональное''. Иррациональное - это
предмет веры. Внерациональное – это неосознаваемые
формы мозговой деятельности человека,
которые в психологии получили название
бессознательного. Бессознательное по
своему объему всегда превосходит сознание
и создает условия для его нормального
функционирования.
Информация о работе Основной вопрос философии и две его стороны