Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:25, реферат
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?
Основной вопрос философии и две его стороны.
 
Основным вопросом философии является 
вопрос об отношении мышления к бытию, 
духа к природе. Он является основным, 
потому что определяет характер мировоззрения 
человека и от его решения в 
конечном итоге зависит решение 
остальных философских проблем. 
Основной вопрос философии имеет 
две стороны, два аспекта – 
онтологический и гносеологический. 
Первая (онтологическая) сторона – это 
вопрос о том, что является первичным и 
определяющим: бытие (материя) или мышление 
(сознание), материальное или духовное 
(идеальное). Вторая (гносеологическая) 
сторона заключается в вопросе о том, познаваем 
ли мир? Способно ли наше мышление познать 
мир таким, каким он существует в действительности? 
 
В зависимости от решения первой стороны 
основного вопроса философии все философские 
учения делятся на два основных направления: 
материализм и идеализм. Материалисты 
считают, что первичным и определяющим 
является материя, т.е. она существует 
независимо от сознания, существовала 
до него и на определенной ступени своего 
развития породила сознание как свой продукт. 
Поэтому сознание подчиняется общим законам 
материального мира. Идеалисты считают, 
что первичным и определяющим является 
мышление, какое-то духовное начало. Они 
исходят из того, что мышление, сознание 
или дух существует независимо от материи 
и тем, или иным путем порождает материю 
как свой продукт. 
 
Нетрудно заметить, что материализм согласуется 
с научным мировоззрением, а идеализм 
– с религиозным. Однако идеализм и религия 
различаются в том, что последняя требует 
принятия своих положений на веру, в то 
время как идеализм пытается доказать 
эти положения. 
 
Всякое последовательное мировоззрение 
обязательно исходит из признания первичности 
одного начала – материи, либо духа. Такое 
мировоззрение называется монистическим 
(от греческого ''монос'' - один). Однако 
в истории философии были и такие мыслители 
(например, Р. Декарт) которые признавали 
оба эти начала за первичные и существующие 
независимо друг от друга. Такие философы 
называются дуалистами (от латинского 
''дуалис'' – двойственный)  
 
Идеализм как философское направление 
существует в двух формах: в форме объективного 
и субъективного идеализма. Объективный 
идеализм за первичное и определяющие 
берет такое идеальное начало, которое 
существует объективно, т.е. независимо 
от нашего сознания, вне нас - это Бог, мировой 
дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный 
разум. У родоначальника объективного 
идеализма Платона - это идеи, эйдосы, у 
Гегеля - абсолютная идея, у Фомы Аквинского- 
Бог.  
 
Субъективный идеализм за первичное и 
определяющие берет такое идеальное начало, 
которое является субъективным, т.е. зависит 
от субъекта – это человеческая мысль, 
ощущения и понятия. Родоначальник субъективного 
идеализма Дж. Беркли отрицал возможность 
существование предметов вне мышления, 
вне ощущений. Он доказывал, что все наблюдаемые 
в мире вещи, явления есть не что иное, 
как только комбинация наших ощущений. 
Но такая позиция неизбежно ведет к солипсизму 
т.е. к утверждению, что реально существует 
лишь один субъект, а весь мир плод его 
воображения. Ясно, что такой абсурд никто 
признавать не желает, поэтому солипсизм 
– это крайняя и довольно редкая форма 
субъективного идеализма. Дж. Беркли, отвечая 
на вопрос об источнике ощущений, заявил, 
что ощущения в человеческих душах порождает 
Бог, но тем самым он переходил на позиции 
объективного идеализма. 
 
Вторая (гносеологическая) сторона основного 
вопроса философии рассматривает отношение 
нашего сознания к окружающему миру и 
выступает как проблема познаваемости 
мира. В зависимости от ее решения все 
философы делаться на две группы: тех, 
кто считает мир познаваемым, и тех, кто 
отрицает возможность познания мира. Последних 
философов называют агностиками (И. Кант, 
Д. Юм), а учение отрицающие возможность 
познания мира называется агностицизмом. 
 
Широкое распространение в современной 
западной философии получил иррационализм 
- философские направление объявляющие 
мир не только не познаваемым, но и неразумным, 
алогичным, то есть лишенным какой бы то 
ни было логики. Сам термин "иррациональное 
'' означает то, что лежит за пределом досягаемости 
разума, недоступное познанию в рамках 
логического мышления, мистическое, противоположное 
разуму. В истории философии к иррационализму 
относили такие аспекты духовной жизни 
человека как чувства, воля, инстинкт, 
интуиция. Но думается, что необходимо 
различать понятия ''иррациональное'' и 
''внерациональное''. Иррациональное - это 
предмет веры. Внерациональное – это неосознаваемые 
формы мозговой деятельности человека, 
которые в психологии получили название 
бессознательного. Бессознательное по 
своему объему всегда превосходит сознание 
и создает условия для его нормального 
функционирования. 
Информация о работе Основной вопрос философии и две его стороны