Основной вопрос философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Философию древние греки отождествляли с любовью к мудрости (греческая phileo – люблю и sophio – мудрость), а под мудростью они понимали не просто многознание, а знание упорядоченное в систему, позволяющую представить как связанное целое мир, место человека в этом мире и его различные формы отношения к миру от познавательного и оценочного до практического.
Религия и мифология представляют мир и человека как связанное целое. Но, совпадая с ними по предмету, философия, как и математика, физика и другие почтеннейшие науки, доказывает свои положения. Именно естественные стремления человека приобрести убеждения, основанные не на вере, а на знании привело к тому, что философия в конце концов выделилась из религии и мифологии и до сих пор находится в довольно сложных отношениях с ними.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………3 стр.
Смысложизненная направленность основного вопроса философии ………………………………………………………………………….5 стр.
Структура основного вопроса философии……….………………….7 стр.
Принципы классификации философских направлений…..………. 9 стр.
Заключение…………………………………………………………...13 стр.
Список литературы…………………………………………………..14 стр.

Файлы: 1 файл

Философия (контрольная работа).doc

— 68.50 Кб (Скачать)

 


 


 «Основной вопрос философии».

 

 

План

 

  1. Введение ………………………………………………………………3 стр.
  2. Смысложизненная   направленность  основного   вопроса    философии         ………………………………………………………………………….5 стр.
  3. Структура основного вопроса философии……….………………….7 стр.
  4. Принципы классификации философских направлений…..………. 9 стр.
  5. Заключение…………………………………………………………...13 стр.
  6. Список литературы…………………………………………………..14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Философию древние греки отождествляли с любовью к мудрости (греческая phileo – люблю и sophio – мудрость), а под мудростью они понимали не просто многознание, а знание упорядоченное в систему, позволяющую представить как связанное целое мир, место человека в этом мире и его различные формы отношения к миру от познавательного и оценочного до практического.

Религия и мифология представляют мир и человека как связанное целое. Но, совпадая с ними по предмету, философия, как и математика, физика и другие почтеннейшие науки, доказывает свои положения. Именно естественные стремления человека приобрести убеждения, основанные не на вере, а на знании привело к тому, что философия в конце концов выделилась из религии и мифологии и до сих пор находится в довольно сложных отношениях с ними.

Мнение о том, что философия – самая древняя наука, а все остальные науки возникли вследствие отпочкования от нее, вряд ли отвечает действительности. Пожалуй, правильнее говорить о том, что-то, что возникло почти одновременно в Древней Индии, Китае и Греции под названием «философия» было не философией, в строгом смысле этого слова, а еще нерасчлененной преднаукой, и затем уже посредством ее дифференциации из нее выделились и философия, и другие науки.

В пределах своей компетенции, как и другие науки, философия выполняет три основные взаимосвязанные функции: познавательную, методологическую и мировоззренческую. Как и другие науки, она постоянно расширяет наши знания о действительности. Именно философам принадлежит пальма первенства многих открытий (закона сохранения материи и движения и др.). Методологическую функцию, конечно же, выполняют все науки, ибо каждая из них стремится обосновать методы решения теоретических и практических задач. Но конкретные науки дают нам частные методы познания (например, математика - методы вычисления и т.п.), а философия анализирует нашу познавательную деятельность в целом. Ее главная задача заключается в обосновании форм и законов нашего мышления, общей структуры научного знания. Философия решает и многие другие вопросы познания. Наконец, стремясь упорядочить частное знание и опыт в целостную систему, философия выполняет роль мировоззрения. Она систематизирует частное знание и опыт в общую картину бытия. В отличие от эмпирического мировоззрения мировоззрение философское всегда отличается большой систематичностью широтой и глубиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысложизненная направленность основного вопроса философии.

 

Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. Для Ф.Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция - вопрос о сущности счастья, для Руссо - вопрос о причинах социального неравенства, для Канта - вопрос о сущности человека, для Камю - вопрос о смысле жизни. Ф.Энгельс в своей работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" сформулировал основной вопрос по-иному. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию" [7].

Существует ли связь между приведенной формулировкой Энгельса и иными подходами к пониманию основного вопроса философии? На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни, или суть человеческого счастья, далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских основных вопроса "что я могу знать?", "что я должен делать?", "на что я могу надеяться?", необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы его возможностей, его отношение к двум наиболее общим "родам бытия" - к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа - царству свободы, области реализации всех человеческих возможностей, носителей гармонии, целесообразности, бессмертия.

Решить свои "человеческие", жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.

Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть".

Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии - это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы "повернуто" к человеку. Основной вопрос как бы выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание "быть". Понятие "человек" не совпадает с понятием "идеальное", человек - это единство материального и идеального, тела и духа. "Мир" не совпадает с понятием "материя". Мир - это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности, в нем присутствуют "идеальные формы" человеческой деятельности, теории, произведения искусства. Основной вопрос выявляет основной разлад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исходную оппозицию, которую человек стремится преодолеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура основного вопроса философии.

 

Вопросы о счастье, о могуществе науки и о сущности человека также задают основной поисковый импульс философии. Но только осознание безнадежности раскола мира на материальное и идеальное позволяет увидеть, в чем философия видит путь к счастью, где искать сущность человека. Основной вопрос философии как бы стоит на страже "чистоты" философии, не позволяет ей раствориться в других формах духовной деятельности, поскольку он формулируется в предельно общих понятиях. Тем самым основной вопрос задает рамки философского исследования.

Обращение к основному вопросу философии помогает глубже понять отличие философии от религиозного сознания. Для религиозного человека вопрос о связи материального и идеального, тела и духа решен: высший смысл человеческой жизни - достижение синтеза этих двух начал, который уже осуществлен в Боге - Абсолютном Бытии. Если философия задается вопросом "как возможно такое единство", то религиозный человек делает достижение этого единства своей практической задачей.

Ф.Энгельс в своем определении уловил только один аспект основного вопроса философии. Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент "отпустившее" от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимания на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нем потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. "Полнота жизни" (синтез материи и духа) - источник человеческой свободы, творчества, общения.

Основной вопрос не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает и структуру философского исследования. Взаимосвязь материального и идеального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению. В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции абсолютного духа, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия. Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию - учение о познании, или же праксиологию, если речь идет о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы классификации философских направлений.

 

Как и в каждой науке, изучение философских произведений началось со сбора материала и его упорядочения: отбор по определенным признакам и распределение по группах, - то есть его классификация. Проделанная работа дала возможность определить общее и отличное в разных философских произведениях (разных авторов философских произведений) и таким образом сопоставить их несопоставимое - неповторимость мировоззренческого содержания каждого философского произведения. Все это дало возможность глубже и конкретнее изучить саму философию, определить сущность решения философией мировоззренческих проблем.

Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято группировать (классифицировать) по таким показателям (признакам):

 

По содержанию решения философией мировоззренческих проблем. Здесь имеется в виду, что именно говорит философ или его школа по поводу тех или иных мировоззренческих проблем; что нового по сравнению со своими предшественниками вносит в философию данный философ, а в чем он повторяет других или чем противопоставляет себя другим.

По характеру решения вопроса о связи материи и духа "по происхождению" философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII века. Образцом (и родоначальником) идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон.

Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам, sum - существую) - предполагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, - проблематично.

Материализм также имеет различные формы. Термин "материализм" (от лат. materialis - вещественный) также введен Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый "механистический" материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П.Гольбах, Ж.Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм). Представители диалектического материализма, подчеркивая генетическую связь между материей и сознанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный). Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos - один, единственный).

Данная классификация достаточно упрощенна, однако позволяет выделить общие тенденции в развитии философии. Конкретный историко-философский анализ отдельных концепций потребовал введения более тонких классификационных принципов. Так появился термин "натурализм" (от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом называют концепцию Б.Спинозы, растворявшего Бога в природе. Такая концепция получила название "пантеизм" (от греч. pan - все и Teas - Бог). Однако пантеизм не совпадает полностью с натурализмом, существовала иная форма пантеизма - мистический пантеизм, растворявший природу в Боге (Н.Ку-занский). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus - Бог), представители которого (Дж.Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму. Особое место в философских учениях занимает гилозоизм (от греч. hyle - материя, вещество и zoe - жизнь), который "оживляет" материю, делает ее внутренне динамичной.

Достаточно противоречивую историю имеют такие направления философской мысли, как диалектика и метафизика. Термин "метафизика" возник случайно, но в этой случайности таится глубокий смысл. Первый издатель сочинений Аристотеля, Андроник Родосский, расположил то сочинение, в котором рассматриваются первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению, после "Физики". Отсюда и происхождение термина - буквально "то, что идет после физики". В таком понимании, как умозрительная дисциплина о первоначалах, термин "метафизика" близок термину "онтология", который возник позже. Гегель, а затем философия марксизма внесли новый оттенок в понимание метафизики. Для них метафизика означала отсутствие динамизма в первоначалах, непризнание внутренней противоречивости всего существующего. Диалектика - термин, впервые использованный Сократом для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смысле - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира. Диалектика субъективная (познание) непосредственно отражает диалектику объективную в силу тождества мышления и бытия.

В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих в той или иной форме познаваемость мира. Среди последних, в свою очередь, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis - разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р.Декарт, И.Кант), и сенсуализма (от лат. sensus - восприятие, чувство), считающего, что чувственное познание - основной способ познания мира (Э. Кондильяк, Дж.Локк и др.)

Информация о работе Основной вопрос философии